УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ерушина Анна Федоровна
Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;
формирование умений изменения имен существительных по падежам;
Планируемые результаты:
Предметные: - познакомить с падежами имен существительных;
- формировать умение изменять имена существительные по падежам;
- Развивать орфографическую зоркость.
Личностные: Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать
Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Школа: №104

Класс: 3 «м/х»

Кабинет: 103

                                           Учитель: Шатилова Т.А.

Студентка: Ерушина А., 31гр.

                            Методист: Солопова Т.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;

формирование умений изменения имен существительных по падежам;

Планируемые результаты:

Предметные:  - познакомить с падежами имен существительных;

- формировать умение изменять имена существительные по падежам;

- Развивать орфографическую зоркость.

Личностные:  Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

 Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, УМК Перспектива 3 класс 2ч., раздаточный маатеирал.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

- Добрый день, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Анна Федоровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, а плохое настроение - тучку.

- Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

Приветствуют учителя.

Р: Выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

2.

Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

 - А вы действительно хотите много знать?

- посмотрите на слайд и скажите знаете ли вы этих героев?

- Сегодня К нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать.

  У него есть проблема, он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему-то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь.

- давайте прочитаем его письмо на слайде.

Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревня его полюбили. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приноситьДядя Федор всем помогает.

-  Почему Коту Матроскину непонятен текст?

А к какой части речи относятся эти слова?

- Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (изменить форму имен существительных)

-А как мы её будем менять? (по вопросам)

-А как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение.

Какое сущ. одушевл. или неодуш.?

Какой вопрос зададим?

Возьмите карандаш.

Прочитайте, измените.

Читаем 2 предложение и т.д.

 Прочитай … еще раз то, что у нас получилось.

- Помогли Матроскину исправить письмо?

Ребята скажите, о чем не знал Матроскин? (как изменяются слова) 

- Да.

- Да.

Воспринимают информацию на слух.

- читают письмо со слайда.

- неправильно написаны слова.

- к именам существительным.

- изменить форму имен существительных.

- по вопросам.

- неодушевленное.

- где?

Работают с письмом.

-да.

- как изменяются слова.

 Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-общение и взаимодействие.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

3.

Постановка учебной задачи

2

 мин

  - Ребята, скажите, что мы изменяли в словах? (окончания)

- Как мы его изменяли? (по вопросам)

- А в какой части речи изменяли? (сущ)

- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам? (предполагаемые ответы детей)

- Я вам открою тайну, есть в русском языке слово, которое заменяет изменение по вопросам, на другое слово – изменение по падежам.

- Где мы можем это найти? ( в учебнике посмотреть)

Правильно, откройте учебники на странице 20 и прочитайте «узелки на память»

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (изменение имен существительных по падежам) 

- Какие цели мы поставим с вами на урок?

 - окончания.

- по вопросам.

Предполагаемые ответы детей.

- в учебнике.

- «Изменение имен существительных по падежам»

-научиться изменять имя существительное по падежа

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.-общение и взаимодействие.00

4.

 Открытие нового знания

5-7

 мин

 - Кто запомнил сколько падежей в русском языке?

- В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе.

- Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку, которую рассказал мне Матроскин.

Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать– Именительным.

Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.

Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называтьсяТворительным.

Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали егоПредложным.

- Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей?

Вы их запомнили? Хорошо!

 - 6 падежей.

- Именительный падеж (кто? Что?)

- Родительный (кого? Чего?)

- Дательный (кому? Чему?)

- Винительный (кого? Что?)

- Творительный (кем? Чем?)

- Предложный (о ком? О чем?)

- да

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

5.

  Первичное закрепление

1-2

мин

 Возьмите карточку-помощницу, Матроскин решил вам тоже помочь и начал заполнять её, но убежал по делам. Давайте посмотрим, какие падежи и вопросы он не написал. Попробуйте с соседом в этом разобраться.

Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово помощник.

И.п. есть кто? что?

Р.п. нет кого? чего?

Д.п. дать кому? чему?

В.п. вижу кого? что?

Т.п. любовался кем? чем?

П.п. говорил о ком? о чем?

- Готовы? Давайте проверим.

- Молодцы.

 

Выполняют задание.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

6.

Физминутка

3

мин

 

Видеофрагмент.

Присаживайтесь на свои места.

Выполняют упражнения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

7.

 Самостоятельная работа с самопроверкой

 

25-30 мин

Посмотрите внимательно на доску. Даны падежи, падежные вопросы и слова, которые Матроскин специально перепутал, чтобы вас проверить. Ваша задача расставить их по своим местам, к определенному падежу.

Вам в этом поможет карточка – помощница, которую мы заполнили.

Откройте тетради и попробуйте сами записать.

- Проверяем. Кто расставит слова правильно.

 

Выполняют работу самостоятельно.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

8.

Включение в систему знаний

1-2 мин

   Ребята, трудно ли вам было задать падежный вопрос?

Кот Матроски тоже доволен, что работает вместе с вами.

- А сейчас мы с вами еще поучимся определять падежи в тексте и вы наглядно увидите как это можно сделать.

Для этого возьмите письмо кота Матроскина и попробуем определить падеж выделенных слов.

Кто сможет?

Что нужно сделать сначала? (поставитьвопрос и определить падеж)

Молодцы, ребята! Кот Матроскин тоже всему научился и теперь будет писать все слова правильно. А эти письма я отправлю в Простоквашино. 

Воспринимают информацию.


- поставить вопрос и определить падеж.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

9.

  Рефлексия деятельности

 

 

- Наш урок подходит к концу.

Я хочу чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я….

– узнал…

- Мне понравилось…

С каким настроением вы заканчиваете урок. Поднимите солнышко, или тучку.

Спасибо всем! Удачи и успехов!

 
Оценивают с работу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»Цели деятельности учителя: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушев...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...

Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Разработка сценария этапов урока  «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний об имени существительном 2 кл.

Разработка урока выполнена для обучающихся с ОВЗ. Школа России 2 кл....