Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:12.04.2021                                                                                                                                                 Учитель: Кузнецова В.С

Школа: №22                                                                                                                                                      Студент: Дьячкова Е., 41 гр.

Класс: 3 «А»                                                                                                                                                       Методист: Солопова Т.В.                                                                                                                                                                                    

Кабинет:  312

Подпись______________                                                                            

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

        Тема:  «Окончание прилагательных во множественном числе»        

Цели деятельности учителя: - Знакомство учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  значение правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

уметь:самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа »учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация .

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

5 мин

- Здравствуйте ребята!

 Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть.

Присаживайтесь!

- А кто мне расскажет, правила поведения на уроке?

Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:

- Слышать и слушать учителя;

- Не перебивать говорящего;

- Отвечать только по поднятой руке;

ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ

У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении  всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям:

1.Знание

2.Понимание

3.Применение

4. Скорость

После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-».

- Приветствуют учителя.

- Называют известные им правила поведения на уроке.

- Воспринимают информацию

Р – взаимодейст-

воватьсо взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (подводящий диалог)

2 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

 Словарная работа.

- Запишем число и классная работа.

А теперь у нас минутка чистописания.

Слайд1

- Какое дерево  является символом  России?  

Слайд 2

 Что вы  о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

- С помощью каких  слов  мы можем описать берёзу, запишите ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

-Что  такое прилагательное? Как изменяется? Каким членом предложения бывает?

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

-  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд  3

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

Умение воспроизводить необходимую информацию

  1. Постановка учебной задачи

Формулирование темы и цели на экране

3 мин

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

–Что будем изучать? Почему так решили?
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

(Со значениемправописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.)

Слайды 4 и 5

- А какой план достижения цели мы с вами составим ?

- Молодцы.

- «Прилагательные в форме множественного числа»

-  В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)

- По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе

- 1. Узнать, как меняются окончания прилагательных при склонении.

РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности;

  1. Открытие нового знания

Анализ языкового материала

Частичный морфемный анализ

Учебныйдиалог

15 мин

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

Работа в группах

.Слайд 6

1группа

Склонение прилагательных во множественном числе.

Падеж

                                    Множественное число

И.п.

какие?       голу [б]...    ,         си [нʼ]…        (шары, облака, юбки)

Р.п.

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шаров, облаков, юбок)

Д.п.

каким?      голу [б]…   ,         си [н’]…        (шарам, облакам, юбкам)

В.п.

какие?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шары, облака, юбки);

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (китов, синиц)

Т.п.

какими?     голу [б]…   ,     си [н’]…      (шарами, облаками, юбками)

П.п.

каких?        голу[б]…    ,    си[н’]…     (о шарах, об облаках, о юбках)

Задания:

1.Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе.

2. Ответь на вопросы.  Можно ли сказать,  что у прилагательных  во мн. ч., во всех падежах (кроме одного) два варианта? А почему их два?

Сделай вывод:

У прилагательных, стоящих во множественном числе во всех падежах ( кроме  …   п.)   два варианта  окончаний, потому что…

2группа

Склонение прилагательных во множественном числе.

Падеж

                                    Множественное число

И.п.

какие?       голу [б]...    ,         си [нʼ]…        (шары, облака, юбки)

Р.п.

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шаров, облаков, юбок)

Д.п.

каким?      голу [б]…   ,         си [н’]…        (шарам, облакам, юбкам)

В.п.

какие?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шары, облака, юбки);

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (китов, синиц)

Т.п.

какими?     голу [б]…   ,     си [н’]…      (шарами, облаками, юбками)

П.п.

каких?        голу[б]…    ,    си[н’]…     (о шарах, об облаках, о юбках)

Задания:

1. Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе.

2. В каком падеже у прилагательных четыре варианта окончаний?

А почему их четыре ? (Обрати внимание на одушевленность и неодушевленность существительных)

Сделай вывод:

У прилагательных  в  …   падеже четыре варианта окончаний,

потому  что прилагательные, которые относятся     к ……………………...      существительным отвечают на вопрос какие? А прилагательные, которые относятся    к ……………………………       существительным отвечают на вопрос каких?

3 группа

Склонение прилагательных во множественном числе.

Падеж

                                    Множественное число

И.п.

какие?       голу [б]...    ,         си [нʼ]…        (шары, облака, юбки)

Р.п.

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шаров, облаков, юбок)

Д.п.

каким?      голу [б]…   ,         си [н’]…        (шарам, облакам, юбкам)

В.п.

какие?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (шары, облака, юбки);

каких?       голу [б]…   ,         си [н’]…        (китов, синиц)

Т.п.

какими?     голу [б]…   ,     си [н’]…      (шарами, облаками, юбками)

П.п.

каких?        голу[б]…    ,    си[н’]…     (о шарах, об облаках, о юбках)

Задания:

1. Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе.

2. В каких падежах у прилагательных  окончания одинаковые?

Сделай вывод:

У прилагательных  в   и  …   падежах ; в  …  и  … и  …  падежах

Единственное число

      Множественное число

какой?   голуб…, син… шар … р.  

какая?  голуб…, син…  юбка … р.  

какое? голуб…, син… облако …р.

  какие?  голуб…., син…  шары

  какие?  голуб…, син…   юбки

  какие? голуб…, син…   облака

окончания одинаковые.

4группа

Задания:

  1. Вставь пропущенные окончания у прилагательных в единственном и во множественном числе. В единственном числе определи род.
  2. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Сделай вывод:

Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Слайд7

  1. Первичное закрепление.

7 мин

Слайд 8

-Вернемся к стихам С.Есенина. Спишите строчки, допишите окончания, определите число и падеж имен прилагательных.

-Самопроверка. Слайд9.

-Какой прием использовал поэт?(олицетворение).

- Поставьте эти словосочетания в В.п., можно поставить слово «вижу». Подумайте , у каких прилагательных можно заменить существительные с неодушевленных  на одушевленные. Поставьте эти словосочетания в В.п. Какие окончания у прилагательных?

-Взаимопроверка.Слайд10.

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

  1. Самостоятельная работа

5 мин

. Работа с учебником

Стр. 137-138, упр.158(первые 4 строчки).

Самопроверка.

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,

VII.Включение в систему знаний

Практический, конструктивный:

5 мин

Вывод.

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

Домашнее задание:  стр.75-77, №82,83(т)

- Записывают дз.

Р – взаимодейст-

воватьсо взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности

ФИЗМИНУТКА

V.Рефлексия деятельности

Словесный:

обобщение учителя

3

мин

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

- Спасибо за урок. До свидания!

Определяют уровень полученных знаний.

Прощаются с учителем

Л-формирование основ оптимисти

ческоговосприятия мира;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

Презентация к уроку русского языка «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка  «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка. «Род имен прилагательных в единственном числе» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...

Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.План...