Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Саакова Амалия Аркадьевна

Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;

Разработка плана работы над изложением 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл анализ урока228.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам"

 

Автор разработки:

учитель начальных классов Саакова А. А.  

Содержание  : «Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;

Разработка плана работы над изложением ( 1-4кл);

Русский язык

Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам"

Тема: Развитие речи. Работа с текстом.

 Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Ч. 2 с. 66 упр. 115

Цели: проверить умения составлять предложения — ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть

Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Целеполагание.

— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)

  • Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем писать изложение.)
  • Правильно.
  • Тема урока - «Изложение повествовательного текста по данным вопросам».
  • Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста и применять изученные правила письма при письменном изложении текста.

Работа с загадками. 

  • Отгадайте загадки и узнаете, о ком будет текст изложения.

Отгадайте загадки Окраской – черноватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Кто она?....  Ворона

Окраской – черноватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она?.... Ворона

Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте- Не ленивый я в работе.  Кот

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте-

Неленивый я в работе. Кот

 1. Знакомство с текстом. Первичное чтение текста учителем. Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.

(Деление текста на части проводится коллективно. Изложение текста по вопросам проводится в форме самостоятельной работы.)

а) Знакомство с текстом. 

Кот Мурзик.  Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

  • Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.

2.Составление плана текста. Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

  • О ком и о чём текст?
  • Определите главную мысль: «О чём самом главном хотел сказать автор?
  • Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту?
  • А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради.

 Анализ структуры текста. 

1 часть

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.

2 часть

Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер.

3 часть

Ворона испугалась. Она полетела над деревней.

4 часть

Мурзик не удержался и упал. Ему

повезло. Он провалился в пушистый снег.

  • Сколько частей можно выделить в тексте? (Четыре.)
  • К каким из них даны рисунки? Какой ещё рисунок можно сделать?

Работа над содержанием первой части (три предложения).

  • Что сказано о Мурзике?
  • Почему автор назвал его не кот, а котик?
  • Что значит озорной? (Озорной шаловливый, вредный.)
  • Как вы понимаете слова однажды, рядом?
  • Какое имя существительное заменяет слово он?

Работа над содержанием второй части (два предложения).

  • Что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.)
  • Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.)
  • Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.)
  • Вместо какого слова употреблено слово озорник?
  • Удачно ли подобрано слово?

Работа над третьей частью (два предложения).

  • Что сказано о вороне? (Испугалась, полетела над деревней.)
  • Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?

Работа над четвёртой частью (три предложения).

  • Назовите действия Мурзика. (Не удержался, упал, провалился в снег.)
  • Почему «ему повезло»?
  • Какие слова использует автор вместо слова Мурзик?
  • А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)
  1. Языковая подготовка (все слова записываются на доске): - работа с опорными словами (глаголами); - трудные слова (орфограммы не изучались и редко произносимые), слова-связки (вдруг, потом, однажды); - обороты речи (средства выразительности связи: метафора, сравнение). (Работа над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями.)
  • Кто был озорной?
  • Где однажды сидел Мурзик?
  • Какая птица села рядом?
  • Куда прыгнул котик?
  • Чем он вцепился в перья?
  • Что случилось с вороной?
  • Что сделала ворона?
  • Что случилось с Мурзиком?

Котик Мурзик был озорной.

Однажды Мурзик сидел на дереве.

Рядом села ворона.

Мурзик прыгнул вороне на спину.

Озорник вцепился когтями в перья и замер.

Ворона испугалась.

Ворона полетела над деревней.

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

Опора на доске с правой стороны.

Опорные слова                    /Трудные слова/                    Слова связки

 Орфографическая подготовка.       

Орфографическая работа.  днажды не уд ржался с дел пов зло на дер ве пров лился в рона пуш стый вц пился сне к гтями пол тела над д ревней е о и е е а о и г е о е е

4. Повторное прочтение текста детьми.

5. Самостоятельное написание изложения.

 Самостоятельно запишите изложение в тетрадь, с закрытым учебником. Каждая часть  записывается с «красной строки».

Вопросы на слайде и слова-подсказки для слабоуспевающих детей на карточке:

1часть.

  • Кто был озорной?
  • Где однажды сидел Мурзик?
  • Какая птица села рядом?

2 часть.

  • Куда прыгнул котик?
  • Чем он вцепился в перья?

3 часть.

  • Что случилось с вороной?
  • Над чем она полетела?

4 часть.

  • Что случилось с Мурзиком?
  • Куда он провалился?

 6. Самопроверка и совершенствование текста.

Проверка написанного текста (оформление частей, содержание, орфография).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Чему научились на уроке?
  • О чём писали изложение?
  • Вспомните нашу главную учебную задачу.
  • Что помогло справиться с задачей?
  • Где затруднялись? Чему учит текст?

Молодцы!

Домашнее задание. 

  • Выполнить в рабочей тетради дз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».

Урок русского языка в 4-м  классе. Структура повествовательного текста....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...