Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Предмет: русский язык

Класс – 3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема «Второе склонение имён существительных »

Тип урока – изучение нового материала.

Цели: выработать  способ   проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.

Результаты :

предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения  с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;

личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yashkina_e.v._konspekt_uroka_3_klass.doc111 КБ
Файл prezentatsiya_2_sklonenenie.pptx506.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов :Яшкина Евгения Викторовна

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс – 3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема – «Второе склонение имён существительных »

Тип урока – изучение нового материала.

Цели: выработать  способ   проверки безударного падежного окончания существительных 2 склонения.

Результаты :

предметные: пронаблюдать за изменением имён существительных, вывести на основе наблюдений окончания имён существительных 2 склонения, выработать алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2 склонения  с опорой на слова – помощники;
метапредметные: развивать орфографическую зоркость, умение на основе наблюдений делать обобщение, работать с таблицей;

личностные: формировать коммуникативные умение сотрудничать в группах, паре.

Оборудование: карточки для составления алгоритма, таблицы окончаний имён существительных, презентация, листы для работы в группах, пары слов.

Ход урока.

1Орг. момент.

Настрой на урок  ( слайд №2)

Начинается урок

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим

2.Актуализация знаний.

Работа в паре

На листочках у детей и на интерактивной  доске  предложение с пропущенными орфограммами. (Интерактивная доска слайд Elite Panaboard)

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет. ()

 Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание.

Проверка. Выходит пара и вставляет пропущенные буквы .

3. Определение затруднения

Дети не смогли вставить   буквы на месте пропущенных безударных окончаний существительных  2 скл.

Дети по итогам работы не смогли или ошиблись в окончании сущ-х 2 скл.

Учитель: К какой части речи относятся слова?

Учитель: В какой части слова находится орфограмма?

Дети: В окончании

Учитель: К какому склонению относятся эти существительные?

Дети: Ко второму.

4.Определение темы и цели урока.

Учитель: Определите тему урока.(слайд №4)

Дети: Окончания имён существительных 2 склонения.

Учитель. Определите, какова цель урока?(слайд №5)

Дети: Научиться проверять  безударное окончание имён существительных 2 склонения.

Учитель: Чему должны научиться?

Постановка задач урока(слайд№6)

Дети: Проверять орфограмму – безударные окончания существительных, составить алгоритм, найти слова-помощники.

5.Работа по новой теме. Выработка алгоритма.

 Учитель: В каких словах тоже была орфограмма - безударная гласная в окончании?

Дети: На полянке.

Учитель: Что использовали при проверке этой орфограммы?

Дети: Алгоритм.

Учитель: Составьте его, используя набор шагов.

Задание «Составь алгоритм»

Дети работают в паре

 (набор:

-Поставь слово в начальную форму

-Определи склонение

-Подбери слово – помощник

-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже)

Проверка алгоритма по образцу на доске.(слайд №7)

Учитель: Давайте, применим этот алгоритм к нашим словам.

Дети: Слова – помощника 2 склонения у нас нет

Учитель: Какова наша задача?

Дети: Найти его.

Учитель: Посмотрите вокруг и найдите его

На стенах развешаны группы слов ( динамическая смена позы ):

1пара: стена земля

2пара: рожь

3пара: окно стол

4пара: море озеро  диван

Дети выбирают пару слов: окно и стол, объясняют свой выбор

Учитель: Почему именно эту пару выбрали?

Дети: Это слова 2 склонения, так как окончание  -о и нулевое, ср. рода и мужского рода.

Окончания ударные  (слайд №8)

6. Пробное действие. Применение алгоритма.

Учитель: Что можем сейчас сделать?

Дети: Проверить слова на основании алгоритма (слайд №9)

Работают по алгоритму и вставляют пропущенные окончания:

1.Н.ф. что? – поле

2. Окончание – е, ср.р. -2 скл.

3. На окне  - окончание  -е

4. На пол. – окончание  -е.

Аналогично проверяется слово  - на огороде.

Мини итог этапа

Учитель: Мы выполнили задачу на данном этапе?

 Дети: Да

Можем отдохнуть.

7.Физминутка: (слайд №10)

Мы писали и устали,

А теперь тихонько встали.

Мы немножко отдохнём-

Физминутку проведём.

Улыбнулись, потянулись,

Влево, вправо мы нагнулись,

И присели не спеша,

Чтоб подняться в небеса.

Мы проверили осанку-

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

Мы пойдём, как кот по крыше-

Лапы выше, выше, выше,

А теперь всё тише-тише.

Мы шагаем еле-еле

И а место тихо сели.

8.Выход к составлению таблицы окончаний.

Учитель: Чем кроме алгоритма  мы можем воспользоваться?

Дети: Таблицей окончаний. (слайд №11)

Учитель: Какова наша задача на этом этапе?

Дети: определить набор окончаний для сущ. 2-го скл.

Работа в группах

4 группы

Просклоняйте слово, выделите окончание и поставьте ударение в словах

1 группа слово  окно,

2 группа – слово стол

3группа – руль

4группа – море

Дети, на листах  А3, склоняют слова, работы вывешиваем на доску. Дети представляют результаты работы-набор окончаний

Наблюдаем за окончаниями

Учитель: Что общего у этих слов?

Дети Склонение 2, одинаковые наборы окончаний.

Учитель: Заполните таблицу окончаний по существительным 2 скл.

Дети работают в группе.

Проверка по эталону (слайд №12)

9.Возвращение к цели и подведение итогов (слайд №13)

Учитель: Какие из поставленных задач были решены на уроке?

Дети называют.  Учитель отмечает на слайде.

10.Рефлексия.( слайд №14)

Продолжи фразу

Мне удалось сегодня…

Мне понравилось…

Я порадовался за …

Я могу себя похвалить за….

Дети высказываются

11.Д/з  вариативное( слайд №15)

Учитель: Я предлагаю вам сегодня выбрать домашнее задание из предложенных вариантов.

  1. Найди в словаре на букву  -Ь, среди слов с основой на  -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.
  2. Составь мини-текст, в котором  используется слово море в разных падежах. Выдели  в них окончания  и определи падеж.
  3. Найди небольшой текст (стихотворный или  прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

12. Завершение урока (слайд №16)

 


Приложение 1

Задание «Составь алгоритм»

-Поставь слово в начальную форму

-Определи склонение

-Подбери слово – помощник

-Напиши окончание как у слова- помощника в этом же падеже


Приложение №2

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.

М. ро.  Иванович  вышел (на) прогулку.  На п.лянк. .,пол. , огород.     сне.  уже л. жал, а в л. су нет.


Приложение №3

 

Д/з  вариативное

1.Найди в словаре на букву  -Ь, среди слов с основой на  -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания.

2.Составь мини-текст, в котором  используется слово море в разных падежах. Выдели  в них окончания  и определи падеж.

3.Найди небольшой текст (стихотворный или  прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

 


Приложение №4 Слова.

земля

стена


окно

стол


море озеро


диван

рожь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 склонение имён существительных Составила: учитель начальных классов Яшкина Евгения Викторовна

Слайд 2

Начинается урок, Он пойдёт нам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять!

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы, объясняя их правописание. М . ро . Иванович вышел (на) прогулку. На п.лянк . ., пол . , огород. сне. уже л. жал, а в л . су нет.

Слайд 4

Тема урока Окончания имён существительных 2 склонения

Слайд 5

Цель урока Научиться проверять безударные окончания имён существительных 2 склонения

Слайд 6

Задачи урока Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных

Слайд 7

Пишу окончание как у опорного слова Алгоритм Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.

Слайд 8

1скл . 2скл . 3скл . стена земля стол окно рожь степь Слова-помощники

Слайд 9

Работа по алгоритму 1.Н.ф. что? –поле 2. Окончание –е, ср.р.-2 склонение 3.На окне –окончание е 4.Значит на пол. -окончание е – на пол е

Слайд 10

Физкульминутка

Слайд 11

Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я Родительный - ы -и Дательный -е Винительный -у - ю Творительный -ой -ей Предложный -е

Слайд 12

Падеж Единственное число Множ . число 1 скл . 2 скл . 3 скл . Именительный - а -я -о -е Родительный - ы -и -а -я Дательный -е - у - ю Винительный -у - ю -а -о -е Творительный -ой -ей - ом -ем Предложный -е -е

Слайд 13

Итог урока Назовите задачи, которые были решены на уроке из поставленных Найти слова-помощники Определить набор окончаний существительных 2 склонения Научиться проверять безударную гласную в окончании имён существительных

Слайд 14

Самооценка Продолжи фразу Мне удалось сегодня… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу себя похвалить за…

Слайд 15

Д/ з вариативное Найди в словаре на букву -Ь, среди слов с основой на -РЬ любое существительное м.р. Просклоняй его в ед.ч. Выдели окончания. Составь мини-текст, в котором используется слово море в разных падежах. Выдели в них окончания и определи падеж. Найди небольшой текст (стихотворный или прозаический), в котором присутствовали слова 2 склонения с безударным окончанием. Выдели окончания и определи падеж.

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...

Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Урок русского языка по теме "3 склонение имён существительных"

Данная презентация предназначена для урока русского языка по теме "3 склонение имён существительных" в 4 классе...