Орфографическая грамотность в начальной школе
материал по русскому языку

Макарова Галина Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся.

        Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

        Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нём опасное место. Значит, слово и орфограмма в нём, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализатор, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.

        При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм: упражнять их в сравнении, проводить анализ.

        Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения её типа.

        Как показали исследования, наряду со слуховым и зрительным анализатором большое значение имеет проговаривание, оно позволяет более тонко и точно воспринимать речь.

        Воспоминания движений руки также выступает необходимым условием грамотного письма.

        Зрительное, слуховое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д.Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

        М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1. увидеть орфограмму в слове;

2. определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;

3. определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

4. определить «шаги» ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5. решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму;

6. написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

        Зависимость результатов обучения орфографии от того, на сколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф.Иванова, П.С.Жедек, М.Р.Львов, М.М.Разумовская).

        Эту зависимость осознают и учителя. Так каждому учителю знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударной гласной в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить буквы ученикам нужно решить лишь орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.

        Работу по формированию орфографической грамотности следует проводить уже в период обучения грамоте шестилетних детей.

        В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей я использую следующие способы и приёмы: орфографические сказки, словообразовательные упражнения, таблицы-плакаты и т.д.

        Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки использую с учётом психологических особенностей детей.

               ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СКАЗКИ:

  1. формируют первичное представление об орфограмме;
  2. вызывают интерес к изучаемому материалу;
  3. помогают видеть орфограммы;
  4. определять их тип;
  5. носят воспитательный характер (учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту…);
  6. способствуют развитию речи.

На уроках обучения грамоте и русского языка

использую стихотворные упражнения, как средство развития орфографического навыка.

           СТИХОТВОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Служат для выделения и написания орфограммы.

         СЛАЙД №2.

        Парные согласные самые опасные:

         б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Если слышишь парный звук,

 Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй.

  1. Используются для чтения и письма орфографически-насыщенного материала:

          СЛАЙД №3.

Мыши, лыжи, пень, часы,

Воробьи, лиса, весы,

Котик Васька, пёс Пушок –

Сколько правил здесь, дружок?

        Этот вид рифмовок учит детей видеть трудные случаи правописания в текстах с широким диапазоном изученных орфограмм, вырабатывать орфографическую зоркость учащегося. Работа происходит в виде игры «Кто найдёт больше орфограмм».

        В дальнейшем на уроках русского языка предлагаются задания:

*выписать слова на определённую орфограмму;

*записать свои примеры с теми же орфограммами, что   встретились в тексте;

*расставить ударения в словах;

*выделить корень;

*разделить слова для переноса или на слоги;

*подчеркнуть орфограмму.

  1. Рифмованные строки в словарную работу.

                   СЛАЙД №4.

Посмотрите-ка ребятки,

Буква О растёт на грядке.

                огурец

            морковь

            горох

            помидор

            огород

Ну а где растёт капуста?

Как ни странно,

Место пусто.

Почему?

Я, друзья, вам подскажу:

«В написании загадка,

С буквой А другая грядка!»

          капуста

          фасоль

          картофель

Всё теперь у нас в порядке!

В ученической тетрадке

О и А растут на грядке!..

        В своей работе так же использую таблицы-плакаты. Так как ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут её проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений, работы над ошибками внимание детей обращаю к этим таблицам.

        Систематически проводя указанные выше виды работ, формируют у учеников орфографическую зоркость.

        В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчёркивалось: «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма». И задача учителя научить ребёнка любить свой язык, бережно к нему относиться, стремиться быть грамотным, образованным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая грамотность учащихся начальной школы

Выступление на тему "Орфографическая грамотность учащихся начальных классов"...

Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.

     Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Обобщение опыта работы по теме: " Развитие орфографической грамотности в начальной школе".

quot; Развитие орфографической грамотности в начальной школе" - очень важная и актуальная тема.  В данной статье проанализировала  свой многолетний опыт работы, а также подборку матери...