АООП по русскому языку 1 класс НОДА (вариант 6.2)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Панфилова Татьяна Геннадьевна

Обучение грамоте (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района, Алтайского края

               Адаптированная рабочая программа

индивидуального обучения

для детей с НОДА

по учебному курсу  «Русский язык»

для 1 класса

начальное общее образование

на 2021/2022 учебный год

                                                                                         

                                                                                       

 

Рабочая программа разработана на основе АООП НОО для обучающихся НОДА с . Просвещение 2019 г.

                                                                                      Составитель:

                                                                                       Т. Г. Панфилова, учитель начальных классов,

                                                                                           первая категория.

Самсоново,

2021 год


Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 23. декабря 2020 года № 766» зарегистрирован 02.03.2021№62645.

.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28«Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

  • АООП НОО для обучающихся НОДА (вариант 6.2)

Рабочей программы по русскому языку 1-4 классы. Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В.

АООП МКОУ «Самсоновская СОШ»

Цель программы: 

            заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить развитие графомоторных навыков у ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

                                                            Цели коррекционных курсов:

создать специальные условия для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося; обеспечить вариативность содержания организационных форм получения образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, индивидуальных особенностей; создать  условия для развития умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания; создать  условия для  обучения грамотному и аккуратному письму;создать  условия для развития нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

                                                          Задачи программы:

  • овладение грамотой (письмом, как видом письменной речи);
  • развитие умений ориентироваться в тетради, находить рабочую строку;
  • умение работать на компьютере для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в случае невозможности формирования навыка традиционного письма;
  • умение различать письменные и печатные буквы;
  • списывание и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами;
  • овладение аккуратным разборчивым письмом с учетом гигиенических требований;
  • создание небольших собственных текстов (сочинений, рассказов, сказок);
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.

                                                          Задачи коррекционных курсов :

Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливает логические связи между предметами, явлениями и событиями).                                    
5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимся.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного  (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на 4 часа в неделю, 33 учебные недели, 132 часов в год., из них 2 часа- очное обучение и 2 часа - очно-заочного обучения.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

Изменений в программе  не предусмотрено.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

  • воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;
  • соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
  • проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
  • принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
  • определять в сотрудничестве с учителем последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные результаты:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • писать буквы, воспроизводить на письме,
  • писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв;
  • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов;
  • записывать предложение, ставить знаки препинания;
  • правописания гласных в корне слова;
  • правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Содержание учебного предмета (курса)

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение грамоте (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

Период обучения

Количество часов

1 четверть (письмо)

32 часов

            

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета (курса «Русский язык»)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметныерезультаты

  1. Овладение по возможности способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование по возможности знаково-символических средств представления информации.
  4. Использование по возможности речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение по возможности навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  6. Овладение по возможности логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Овладение по возможности начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  8. Овладение по возможности базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты

  1. Формирование по возможности первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Овладение по возможности первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  3. Формирование по возможности умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  4. Осознание по возможности безошибочного письма или печатания как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  5. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  6. Формирование по возможности умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Русский язык        

Наша речь

Язык. Речь. Устная и письменная речь. Русский язык - родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог

Текст. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Диалог.

Слово

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные. Слова, близкие по смыслу, слова противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Слово и слог. Ударение

Слово. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение.

Звуки и буквы

Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел–мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

Наименование разделов и тем

Кол- во часов

1

Наша речь

3

2

Текст, предложение, диалог

8

3

Слово

10

4

Слово и слог. Ударение.

6

5

Звуки и буквы.

22

6

Повторение

1

Поурочное планирование.

Количество часов в год- 132 ч., в неделю- 4 часа.

№ урока

Очное обучение

Дата план

Дата факт

Очно-заочное обучение

Курс «Обучение грамоте».

1

Повторение. Буквы, слоги, слова.

Письмо изученных букв, слогов, слов. Строчная буква ю. Заглавная буква Ю

Повторение. Буквы, слоги, слова.

Письмо изученных букв, слогов, слов. Строчная буква ю. Заглавная буква Ю

2

Письмо слогов и слов с буквами Цц и другими изученными буквами

Письмо слогов и слов с буквами Цц и другими изученными буквами

3

Письмо слогов и слов с изученными буквами Строчная буква э Заглавная буква Э

Письмо слогов и слов с изученными буквами Строчная буква э Заглавная буква Э

4

Строчная буква щ

Заглавная буква Щ

Сочетания ча-ща

Строчная буква щ

Заглавная буква Щ

Сочетания ча-ща

5

Строчная и заглавная буквы Фф

Строчная и заглавная буквы Фф

6

Буквы ь и ъ

Буквы ь и ъ

7

Письмо изученных букв, слогов, слов

Письмо слов с сочетанием жи-ши

Письмо изученных букв, слогов, слов

Письмо слов с сочетанием жи-ши

8

Письмо слов с сочетанием чу-щу

День здоровья

Письмо слов с сочетанием чу-щу

День здоровья

9

Письмо прописных букв

Списывание с печатного текста

Письмо прописных букв

Списывание с печатного текста

10

Запись и составление предложений.

Запись и составление предложений.

11

Письмо слов под диктовку.

Письмо слов под диктовку.

12-13-14

Закрепление изученного. Письмо слов под диктовку

Закрепление изученного. Письмо слов под диктовку

15

Письмо слов с сочетанием  ча-ща

Письмо слов с сочетанием  ча-ща

16

Составление предложений к картинкам

Составление предложений к картинкам

Курс «Русский язык». 

Тема 1: «Наша речь»  

1

Язык и речь.

Знакомство с учебником

Язык и речь.

Знакомство с учебником

2

Язык и речь

Язык и речь

3

Язык и речь.

Виды речи.

Какой бывает речь? Что такое родной язык?

Обобщение «Язык и речь». Работа с текстом «Наша речь»

Язык и речь.

Виды речи.

Какой бывает речь? Что такое родной язык?

Обобщение «Язык и речь». Работа с текстом «Наша речь»

Тема 2: «Текст, предложение, диалог»  

4

Текст

Текст

5

Предложение

Предложение

6

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

7

Предложения, различные по цели высказывания

Предложения, различные по цели высказывания

8

Предложения восклицательные и невосклицательные

Предложения восклицательные и невосклицательные

9

Прописная буква в начале предложения

Прописная буква в начале предложения

10

 Списывание текста

 Списывание текста

11

Диалог

Диалог

Тема 3: «Слово»  

12

Слово. Роль слов в речи

Слово. Роль слов в речи

13

Предмет и слово

Предмет и слово

14

Признак и слово

Признак и слово

15

Действие и слово

Действие и слово

16

Вежливые слова

Вежливые слова

17

Слова однозначные и многозначные

Слова однозначные и многозначные

    18

Слова, близкие и противоположные по смыслу. Слова, близкие и противоположные по смыслу

Слова, близкие и противоположные по смыслу. Слова, близкие и противоположные по смыслу

19

Слово – имя собственное

Слово – имя собственное

20

Проверочная работа

Проверочная работа

21

Закрепление знаний по теме «Слово»

Закрепление знаний по теме «Слово»

Тема 4: «Слово и слог. Ударение»  

    22

Слог как минимальная произносительная единица

Слог как минимальная произносительная единица

23

Деление слов на слоги

Деление слов на слоги

    24

Правила переноса слов

Правила переноса слов

25

Проверочная работа

Проверочная работа

    26

Ударение. Способы выделения ударения. Ударные и безударные слоги

Ударение. Способы выделения ударения. Ударные и безударные слоги

27

Правила произношения слов

Правила произношения слов

Тема 5: «Звуки и буквы»  

28

Звуки и буквы

Звуки и буквы

29

Русский алфавит или Азбука

Русский алфавит или Азбука

30

Гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

   31

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах

Закрепление и повторение

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах

Закрепление и повторение

32

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

33

Ударные и безударные гласные звуки

Ударные и безударные гласные звуки

34

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук

35

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

36

Составление устного и письменного текста по рисунку и опорным словам

Составление устного и письменного текста по рисунку и опорным словам

37

Буквы, обозначающие согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки

38

Слова с удвоенными согласными

Слова с удвоенными согласными

39

Слова со звуком [й] и буквой й

Слова со звуком [й] и буквой й

40

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные звуки

41

Мягкий знак как показатель мягкости звука

Мягкий знак как показатель мягкости звука

42

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

43

Глухие и звонкие согласные звуки

Глухие и звонкие согласные звуки

44

Способы проверки парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова

Способы проверки парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова

45

Способы проверки парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова

Способы проверки парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова

46

Шипящие согласные звуки

Проект «Скороговорки»

Шипящие согласные звуки

Проект «Скороговорки»

47

Правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ

Правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ

48

Правило правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Правило правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

49

Заглавная буква в словах

Заглавная буква в словах

50

Повторение и обобщение изученного материала

Повторение и обобщение изученного материала

Перечень учебно-методических средств обучения

  • Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение
  • Прописи. 1 класс. В 4 частях. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. - М.: Просвещение
  • Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М., Просвещение
  • Канакина В. П. Русский язык. 1 класс, учебник для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение.

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы, номер урока.

Дата по плану

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты  документа, которым закреплено изменение

по плану

выдано

по плану

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые контрольные работы по русскому языку1 класс (два варианта)

Тренажёр для подготовки к итоговой контрольной работе по русскому языку....

АООП по русскому языку 4 класс

АООП по русскому языку 4 класс...

Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...

АООП по русскому языку 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык » разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся.Программа рассчитана на 3 часа в ...

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению, 4 класс НОДА (вариант 6.1)

Здесь Вы найдете адаптированная основная образовательная программа по литературному чтению для детей с ОВЗ, НОДА (вариант 6.1), 4 класс...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку, 4 класс, НОДА (вариант 6.1)

Здесь Вы найдете адаптированную общеобразовательную программу по русскому языку для 4 класса (вариант 6.1)...