Урок русского языка в 4 классе. Тема"Виды предложений по цели высказывания и интонации"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ольга Владимировна Томилова

Урок повторения изученного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды предложений по цели высказываний и интонации. (4 класс)

Тип урока: Урок повторения изученного материала.

Технологии:

Технология системно – деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Цели:

Актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений ; передавать голосом  интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Задачи:

Образовательные:

Показать роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определенного типа предложений по цели высказывания  по интонации.

Развивающие:

Развивать речь учащихся при составлении предложений равных по цели.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений ,взаимопонимание, умение работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты:

Познавательные:

Использовать методы решения проблем творческого и поискового характера; работать с разными видами информации  и ориентироваться в ней.

Коммуникативные:

Уметь в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей , представлять и защищать результат совместной деятельности.

Регулятивные:

Способность принимать и запоминать учебную цель и задачу. Придерживаться их.

Личностные:

Творческое, исследовательское самообучение; формирование этических чувств ( совесть, осознание вины, ответственность за свои поступки) как регуляторов морального поведения.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Мотивация к учебной

деятельности

У нас сегодня гости, поздоровайтесь , ребята, с

ними, пожалуйста.

Прозвенел уже звонок

Это начался урок

Хотите учиться?

Значит, можно всем садиться

Повторим правила нашего урока:

-Внимательно слушай- и всё услышишь

-Внимательно смотри и все увидишь

Думай и все поймёшь!

Эмоциональный настрой на урок, проговаривают девиз урока.

Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать других.

Актуализация знаний

Каллиграфическая минутка

Открыли тетради, записали число.

Какие орфограммы встретились?

Соберите слово из буквосочетаний. Какое слово получилось?

Запишите это слово посередине строки.

-Давайте вспомним все, что мы знаем о предложении.

- Предложение не может состоять из одного слова.

-Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

- Слова в предложении не связаны между собой.

- Предложение это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражвющих законченную мысль.  

- В конце предложения всегда ставится точка.

- В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Давайте проверим правильность ответов.

На доске написано: 2,4,6;  1,2,4;  2,3,5.

Ученик комментирует запись.

Записывают буквосочетания:

Пр, ре, ед, дл, ло. ож, же,ен,ни,е

Предложение

Дети записывают правильные номера ответов: 2,4,6.

Познавательные УУД.

Формирование умения извлекать Информацию из вопросов

Постановка проблемы.

Включение в систему знаний и повторений

Что такое предложение?

Кто догадался о чем будем говорить на уроке?

А что именно о предложениях мы с вами будем говорить, узнаем после того, как прочитаем диалог, то есть разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

_ Мама!.. Мама!..- что было сил завопил я.

-« А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!»- будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что кричишь? Что случилось?

- Я думал, ты далеко!- сразу успокоившись, ответил я. – Там в лесу кто – то дразнится.

Кто дразнится?

Я не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай:

АУ! АУ! АУ!

- « АУ! АУ! АУ!»- отозвалось из лесной дали.

- Да ведь это эхо! (По Г.Скребицкому)

Какие предложения по цели высказывания  встретились в этом диалоге?

Кто скажет тему урока?

(Виды предложений по цели высказывания и по интонации)

-Какие задачи мы можем поставить на

Дети подводят итог.

Дети читают диалог, стараются объяснить с какой целью говорились эти предложения.

Дети отвечают,.

Формируют тему урока

Познавательные УУД.

Умения, которые будут сформированы на основе повторения данной темы.

Работа в парах.

этом уроке?

-Мы должны вспомнить: какие бывают предложения по цели высказывания, интонации.

-Мы должны научиться : находить в тексте предложения разных видов, составлять предложения.

- Ребята, в народе говорят:

Говорить без цели, что рисовать на воде.

Как понимаете это выражение? ( Если рисовать на воде , рисунка не получиться, так же и в речи: если говорить без цели, не добьешься того, чего хотел).

- Действительно, общаясь друг с другом мы ставим перед собой определённую цель.

Возьмите карточки, разложите их на три группы- зачем, с какой целью мы говорим.

(На карточках написаны слова: сообщить, попросить, узнать, повествовать, выяснить, объяснить, разузнать, запретить, обменяться впечатлениями, приказать, расспросить, проинструктировать).

-Прочитайте первую группу слов. Как называются предложения. Где цель общения

Дети формируют учебные задачи.

Объясняют значение выражения.

Работают в парах.

Дети читают получившиеся группы слов.

Логические УУД.

Формирование умения строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные УУД.

Формирование умения слушать и понимать других.

сообщить, повествовать? (Повествовательные).

Записать на доске в таблицу.

- Прочитайте вторую группу слов. Как называются предложения, где цель общения – узнать, спросить?

( Вопросительные).

- Прочитайте третью группу слов. Как называются предложения ,где цель общения –попросить, побудить к действию?

( Побудительные)

Запишите названия предложений  в таблицу под словом предложение.

Вернемся к нашему диалогу. Какие вопросы задает сыну мама? Прочитайте.

- Что ты кричишь? Что случилось7 Кто дразниться?

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, куда, откуда, почему, откуда и другие.

-Составьте с этими словами предложения и запишите их в тетрадь.

Вопросительные предложения могут быть

Заполняют таблицу в тетрадях.

Дети записывают предложения

Физкультминутка

Фронтальная работа.

Работа в группах

заголовком в тексте.

Физкультминутка

Вспомните предложение из прочитанного диалога, в котором сын просит маму, побуждая её что-то сделать.

-Вот послушай!

Какое это предложение?

(Побудительное).

Как понимаете это название?

(Будить, помогать проснуться)

Побудительные предложения могут выражать:

Совет. Просьбу, предложение, пожелание. требование.

Что выразил в этом предложении мальчик?

Расположите предложения в таком порядке: совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

- Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону.

-Не барабань пальцами по столу.

-Будьте добры!

-Давайте играть в прятки

Дети делают физкультминутку.

Дети называют предложение.

Работают в группах

Коммуникативные УУД.

Формирование умения слушать и понимать других.

Запомните: требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово

-Какое это слово? (пожалуйста).

Это слово выделяется на письме запятой.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Почему7

Да, все предложения можно произносить с разной интонацией. Как называются предложения, в которых выражены чувства?

( радость, восторг, страх, удивление)

Как называются предложения, в которых чувства не выражаются?

Какими по цели высказывания и интонации бывают предложения?

Прочитайте предложения:

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?

- Да разве я виноват?

Дети отвечают.

Дети дают характеристику предложениям.

Познавательные УУД.

Умения, которые будут сформированы на основе повторения данной темы.

Итог  урока.

( рефлексия)

Это листья под ногами шумят.

Что каждый из знаков говорит об интонации?

Прочитайте диалог и определите какие предложения подходят к схемам?

- Какой шум! (повест. воскл.)

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик. (побуд. невоск.)

- Что ты такой шум поднял? (вопрос. воскл.)

- Да разве я виноват? ( вопрс. воск.)

Это листья под ногами шумят. (повест. невоскл.)

Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз вспомним какими бывают предложения.

Продолжите фразу:

- Предложение- это….

- Предложение выражает ….

- По цели высказывания предложения бывают….

- По интонации предложения бывают…

- В конце повествовательного предложения ставим ….

- В конце вопросительного предложения ставим ….

- В конце восклицательного предложения ставим ….

Регулятивные УУД.

Подведение итога урока под руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс . Тема: «Восклицательное предложение».

Цель:  углубление представлений учащихся  об интонации предложений; развитие умения правильно произносить предложения, потреблять нужный знак препинания...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Планируемые результаты:     Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств      Метапредметные: ...

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Технологическая карта по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)

Тип урока: «рефлексия»;Цель урока: создание условий для обобщения и закрепления знаний у обучающихся о видах предложения по цели высказывания и интонации. Задачи урока Дидак...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: систематизация знаний о видах предложений по цели высказывания и интонации, закрепление умения правильно определять вид предложений.Планируемые результаты:...