Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика» для 3 класса ФГОС НОО, базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Мешкова Людмила Вячеславовна

Рабочая программа составлена для расширения, углубления и закрепления у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультативного курса

«Занимательная грамматика»

для 3 класса

ФГОС НОО, базовый уровень

Разработчик  программы: Мешкова Л.В.

2021 – 2022 учебный год

Аннотация к  рабочей программе факультативного курса

«Занимательная грамматика» для 3 класса  ФГОС НОО

Программа факультативного курса «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей обучающихся.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Л.В.Мещенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие для 1-4 классов. Издательство РОСТ, 2017 .

Место факультативного курса в учебном плане

 

Класс  

3

 

Количество часов в неделю  

1

 

Количество часов в год

35

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

            развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием  

родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

             воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры    

мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые  результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в парах.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • Правильно писать слова с изученными орфограммами.
  • Находить признаки согласных и гласных звуков.                                                          
  • Разбирать слова по составу.                                                                                                         
  • Находить признаки родственных слов.
  • Определять вид текста.

Выпускник получит возможность научиться

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.
  • Пересказать текст.

Содержание факультативного  курса

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета

будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Формы организаций занятий:

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Тема Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Тема Древние письмена.

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки».

 Тема  Как возникла наша письменность?

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

 Тема  Меня зовут Фонема.

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

 Тема  Для всех ли фонем есть буквы?

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

 Тема «Ошибкоопасные» места.

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

 Тема Тайны фонемы.

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

 Тема Опасные согласные.

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

 Тема На сцене гласные.

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

 Тема «Фонемы повелевают буквами».

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

 Тема  Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

 Тема  Правила о непроизносимых согласных.

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

 Тема Волшебное средство – «самоинструкция».

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

 Тема  Память и грамотность.

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

 Тема Строительная работа морфем.  

     «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

 Тема Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

 Тема Поговорим обо  всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

  Тема  Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

 Тема  Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема «Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

 Тема  «Пересаженные» корни.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

 Тема  Итоговое занятие. Викторина.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел, глава)

Всего

В том числе:

Примечание

часов

Теория

Практика

3 класс 

1

Дорога к письменности.

3

1

2

2

 

Путешествие в мир фонетики.

14

6

8

3

Морфемика.

 Игры со словами.

18

8

10

Формы контроля: игра, защита творческой работы, викторина, заучивание песенки - «запоминалки», стихотворения.

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса

«Занимательная грамматика»

в 3 классе

(35 часов ),1 час в неделю)

 ФГОС НОО, базовый уровень

учителя начальных классов

Мешковой Людмилы Вячеславовны

2021-2022 г.

урока

Тема урока

Дата

 проведения

Примечание

по плану

фактич.

Дорога к письменности(3 часа)

1

Как обходились без письма?

2

Древние письмена.

3

Как возникла наша письменность?

Путешествие в мир фонетики (14 часов)

3-4

Меня зовут Фонема.

5-6

Для всех ли фонем есть буквы?

7

«Ошибкоопасные» места

8

Тайны фонемы

9-10

Опасные согласные

11

На сцене гласные

12

«Фонемы повелевают буквами»

13

Когда ь пишется, а когда не пишется?

14

Ваши старые знакомые

15-16

Правила о непроизносимых согласных

Морфемика.

Игры со словами  (18 час)

17-18

Волшебное средство – «самоинструкция»

19

Память и грамотность.

20-21

Строительная работа морфем

22-23

Где же хранятся слова?

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

26-28

Слова – «родственники»

29-30

Кто командует корнями?

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

33-34

«Пересаженные» корни

35

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"

Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....

Программа учебного курса "Занимательная грамматика" 4 класс

Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика"

Материал для учащихся 1-4 классов по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...

Рабочая программа к курсу "Занимательная грамматика"

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательныйПрограмма рассчитана на 1 класс на 2019-2020 учебный год  Цель программы:  расширить, углубить и за...