Урок родного русского языка во 2 классе «Особенности русского речевого этикета»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный открытый урок был дан в 2020 году во 2 классе по программе Родной русский язык на предметной неделе.В конспекте учительработает над особенностями именно русского речевого этикета.Целью урока является развитие коммуникативных умений школьников, развитие речи, культуры речи, обогащению словарного запаса детей,а также формирование культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_russkogo_yazyka_vo_2.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного русского языка во 2 «Д» классе

«Особенности русского речевого этикета»

Дата: 11.12.2020г.

Ц        ель урока: выяснить особенности русского речевого этикета  и его значения в нашем общении

Личностные УУД: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; научиться основам реализации проектно- исследовательской деятельности.

Предметные УУД: построение синтаксических конструкций с введением обращений и форм речевого этикета.

Развивающая: развивать речь учащихся и культуру общения, обогащать словарный запас.

Воспитательная: формирование культуры общения.

У детей: тетрадь, буклет с правилами этикета, распечатка учебника (одна на парту), открытка, не подписанная.

Ход урока

       Ребята, начинаем наш урок родного русского языка и приветствуем на уроке наших гостей.

Также на нашем уроке будут мои помощники Риторик и Этикеша, которые смогут в конце урока отметить активных ребят,их интересные высказывания, четкие ответы,  поэтому работайте на уроке активно. Они желают вам удачи!

       Эпиграфом нашего урока, те главными словами, характеризующими основную мысль урока являются  слова великого русского ученого М.В. Ломоносова (слайд1)

                 Ребята,  под Новый год случаются чудеса! И сегодня под дверью я обнаружила вот такую историческую поздравительную открытку от царя Петра 1,адресованную нам, ребятам нашего города и в ней он поздравлял с приближающимся чудесным праздником, ведь именно он 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Вот текст поздравления(слайд 2  ) 

      Ребята, Царь Петр 1 прорубил окно в Европу,  привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян, вот и  мы на уроке будем заглядывать в наше историческое прошлое тоже через окно ( на доске)

          И  заглянув в историческое прошлое ( слайд 3)  мы видим созданный Петром 1 документ-указ, по которому  можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века.  Указ касался каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, так как время было другое, но в те времена они были очень прогрессивными. Например, там были такие строки: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить… но ожидать, пока они выговорят». Также рекомендовалось «отца и матерь в великой чести содержать», а именно откликаться на их зов не иначе, как: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь». Невежливыми считались ответы: «Что, чего надо, чего хочешь».[1].  Как вы думаете, за два века с лишним века что-то изменилось? И существуют ли правила поведения до сих пор? (ответы детей)

               Верно, ребята, существует особый свод правил общения в обществе, в стране, в которой мы живем. А почему же мы заговорили об этом именно на этом уроке? (Маша и Макар)  

На уроках родного русского языка мы говорим о национальных традициях нашей страны, обычаях ,традиционных народных играх, промыслах, игрушках. Мы читаем стихи ,изучаем народных героев, орудия труда, быта , жанры литературы. Учимся правильно ставить ударения в словах ,строить предложения, развивать и обогащать свою речь.

Тема нашего урока родного русского языка –(на слайде 3)

(откроем тетрадь и напишем ее)

Цель нашего урока ( на слайде4) - формулируют дети.

 В каких ситуациях нужен этикет и какие мы сегодня рассмотрим на уроке…(слайд   5) Я сразу делаю поправку, что мы не сможем охватить все речевые особенности ,мы говорим о некоторых, но исконно русских.    

   В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, связанные с определенными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом. Речевой этикет отражает народный опыт, условия быта, обычаев народа. Этикет – это свод правил, который регулирует поведение людей в соответствии с социальными требованиями.

Итак, запишите в тетрадь определение слова Этикет (слайд 7)

Начнем мы с вами с этикетных слов, которые помогают в общении людей (слайд   8) И конечно же, здесь следует сказать о вежливости, без нее нет смысла в этикете. Согласны?

     А что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?(ответы детей)
     Верно, ребята, соблюдать правила этикета означает быть вежливым. Вежливость – одно из особенностей русского речевого этикета, одно из важнейших качеств воспитанного  человека.

Заглянем в историческое прошлое…

 До 16 века «вежа» означало «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. На Руси вежливым человеком считался тот, кто умеет говорить. (слайд 9)

   Послушайте наших ребят, в их стихах вы встретите много таких нужных и часто забываемых слов (дети читают стихи)

Физминутка. А знаете ли вы, что можно сказать  или попросить или извиниться, предложить дружбу, похвалить без речевого высказывания? А в этом нам помогают мимика и жесты

«Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние»

«Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь»

Познакомлю вас с двумя такими разными и в чем- то одинаковыми вашими ровесниками – героями русских современных стихов.

Рассказ о мальчике одном..

Его зовут,…а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
— Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего. . . ”

Скажите, какие слова употребляет герой этого стихотворения при встрече и прощании? (Здорово, пока, всего) Всем людям можно их говорить?

А какие слова приветствия употребляете вы, здороваясь со взрослыми, ровесниками? Кого вы можете приветствовать словами “здорово” и “привет”? (своих друзей) Кому вы скажете на прощание “пока”?

Можно ли назвать этого мальчика вежливым, воспитанным? Нет

А вот другой…

Невежливая вежливость    

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

        Вот мальчишка со стараньем
        Выполняет обещанье
        Видит – утром у сторожки
        Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
— С добрым утром дед Федот!
        Дед ругнул его спросонок:
        — Убирайся, пострелёнок!
        Вот Петрусь догнал Яринку,
        Да как дернет за косынку;
— Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
        Нес вожатый горку книг,
        А Петро с ограды – прыг!
        Чуть не сел ему на плечи:
        Извините, добрый вечер!
— Ты, – вожатый закричал, —
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

А этот мальчик что не так делал? Ведь он называл слова. Он не чувствовал ситуацию, перебарщивал, был невнимательным к людям, ему вежливые слова не помогли, а только навредили. Можно ли его назвать воспитанным?(нет)

А все потому, что еще одной особенностью русского речевого этикета является сдержанность, тактичность, терпение, умеренность, внимательность, почтительность к собеседнику .

Заглянем в историческое прошлое…

Еще одной особенностью русского речевого этикета является только в России принятое обращение по "имени-отчеству"  Эта традиция имела ярко выраженную социально окраску. Полностью по "имени-отчеству" величали только самых значительных персон в обществе: бояр, князей, самых богатых "гостей". Многих уважаемых небогатых  дворян, служилых людей, крестьян именовали без "вича": "Семен Иванов сын", "Андрей Петров (т. е. Петров сын)". (СЛАЙД)

В русской разговорной и письменной речи до XVIII века традиционным было обращение на «ты», которое употреблялось без различия возрастов, сословий и отношений между людьми. После реформ Петра I в русский язык перекочевало немецкое «Вы», встреченное весьма и весьма неодобрительно. Но со временем «вы» как форма обращения привилось у нас, как и многое другое, пришедшее с Запада, и стало частью и нашей культуры

      Человеку необходимо  уметь  здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья.

     Правила общения и поведения предполагают  культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов( слайд ) Вот какая ситуация произошла с учеником, речь которого была засорена такими словечками…(видео из Ералаша)

 Орфографическая минутка (работа в тетрадях)(СЛАЙД)

Запись  в тетради исконно-русских слов :

Здравствуйте,  пожалуйста,  спасибо, благодарю, извините.

Заглянем в историческое прошлое…

Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует происхождение  этих слов( РАБОТА С ТЕКСТОМ)

Этикеша.

Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?

Риторик.

Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Этикеша.

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Риторик.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал...

Этикеша.

Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Риторик.

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Верно сказано, что комплимент — форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения

(работа в паре, сделайте комплимент своему соседу по парте)

Основные правила:

  • С улыбкой
  • Глядя в глаза
  • Думать только о том, как сделать человеку приятное (Булат Окуджава)

Ну и в заключении нашего урока я предлагаю  вернуться к началу нашего урока, когда нас поздравил царь Петр 1. Теперь мы знаем,  какой вклад в русский речевой этикет он внес. Давайте же и мы по его примеру поздравим нашу школу-юбиляра с 45-летием, который она празднует в феврале следующего года и сделаем это устно и письменно. Итак вашему вниманию предлагаем такие поздравления.(заслушиваем речь ребят)

     Заглянем  в историческое прошлое …Слово открытка не от слова открывать, а от слова открытое письмо, без конверта

     В России первое открытое письмо появилось 1 января 1872 года. На лицевой стороне была изображена эмблема почтового ведомства, место для марки и надпись о недопустимости что-либо писать кроме адреса. Другая сторона открытки предполагалась для письма. Так вот здесь мы и напишем наш текст поздравления любимой школе.

Подведем итоги нашего урока. Ваши высказывания начинайте со слов…(на слайде)

    Я надеюсь, ребята, что мы с вами сегодня достигли то, чего хотели и ждали от урока .Все наши рассмотренные  на уроке особенности речевого русского этикета я вам подготовила в буклетах(памятках напечатанных) на память об уроке. А теперь выставка наших поздравительных юбилейных открыток, думаю нашей школе понравилась ваша работа.

Итоги от Риторика и Этикеши, активных ребят отметить оценками, тетради собрать.

Домашнее задание: выполнить тест по сегодняшней теме урока. Спасибо за внимание!

Если останется время…

Послушайте притчу о философе Ксанфе и баснописце Эзопе.

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития речи уч-ся 3 «В» класса на уроках родного русского языка.

               Для изучения эффективности проведения учебного диалога необходим выбор и создание системы диагностики. Как известно, проблема диагностики ...

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

ЗАДАЧИ  УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...