Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Могилевцева Татьяна Валерьевна

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Класс

4 класс

Тема занятия

«В стране Перевертундии».

Цель

Создание условий для ознакомления обучающихся с понятиями «палиндромы», «спунеризмы», «словами-перевертышами» в процессе игровой деятельности.

Задачи

Образовательные:

Познакомить с понятиями: палиндромы, спунеризмы, «слова-перевертыши».

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательные:

Создать условия для формирования  чувства коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Здоровьесберегающие:

Чередовать различные виды деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, с целью сбережения здоровья обучающихся, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые

результаты

(предметные)

Познакомить с понятиями: палиндромы, спунеризмы, «слова-перевертыши».

Личностные результаты

Уметь проводить самооценку успешности внеурочной деятельности, развитие интереса к освоению ранее полученных знаний; формирование культуры взаимоотношения.

Универсальные

учебные действия (метапредметные)

Регулятивные УУД:

определять тему занятия, ставить  цель, контроль деятельности, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь работать в группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения, представлять результат своей деятельности.

Познавательные УУД:  

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Образовательные ресурсы

Презентация, карточки с заданиями.

Ход занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УДД каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на занятие.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Дети называют 3-4 правила работы в группе.

- Ребята, приготовились к занятию, настроились на работу.

- Настроение у нас отличное?

  А улыбка – дело привычное?

  Пожелаем друг другу добра.

  Нам занятие начинать пора!

- Сегодня вы будете работать в командах. Давайте вспомним основные правила работы в команде.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

II этап. Актуализация знаний.

Учитель подводит к теме занятия.

Знакомит с правилом выполнения задания.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в очень интересную, сказочную страну.

- Чтобы узнать название данной страны, вам нужно выполнить  задание.

- По фразеологизмам вам нужно догадаться, о каком слове идёт речь. За каждый правильный ответ на доске откроется частичка названия страны.

1) Его всюду суют, его вешают, его задирают? (Нос)

2) Её толкут в ступе; решетом черпают; из неё выходят сухими (Вода)

3) Они на лоб лезут; на мокром месте находятся; они могут разбегаться. (Глаза)

4) Он может находиться в голове; его иногда ищут в поле; на него бросают слова и деньги (Ветер)

5) Иногда что-то пропускают мимо них; у некоторых они всегда на макушке; иногда их можно развесить. (Уши)

6) Про него говорят: без костей; за него можно тянуть, а можно его проглотить; он даже до Киева довести может. (Язык)

7) Можно потерять почву под ними; можно под ними путаться; можно их под собой не чуять. (Ноги)

8) Её можно вскружить или потерять; иногда на неё что-то может упасть, как снег; её можно морочить. (Голова)

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме.

Познавательные УУД:

формирование умения на основе анализа делать вывод.

III этап. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели занятия.

Подводит к теме занятия.

Задаёт вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Определяю тему и цель занятия.

Дети составляют из частей название страны у доски.

- Составьте из данных частичек, название страны.

 - Как называется страна в которую мы сегодня с вами отправимся? (Перевертундия)

В страну Перевертундию я вас позвать хочу,

Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.

Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,

А КОМЕРЕТ по-нашему — обычный теремок.

- Как вы думаете, в чём особенность данной страны? (Там перевернуто буквально всё, причем разными способами)

-  С чем мы будем работать на уроке? (С перевертышами)

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами перевертышей.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные УУД:

выделение главного в информации.

IVэтап. Изучение нового материала.

Организует и проводит игру.

Знакомит с заданиями игры.

Знакомит с понятием.

Слушают учителя.

Читают стихотворение.

Выполняют задание.

Принимают участие в игре: отвечают на вопросы.

Принимают участие в игре.

Посоветовавшись, каждая команда называет ответ.

1 задание.

- Как вы и сказали, ребята, в стране «Перевертундии» все перевёрнуто. Давайте прочитаем, что же происходит в этой удивительной стране.

… кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона…

- Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Отделите запятыми одну фразу от другой, чтобы текст приобрел смысл. В начало и в конец текста добавьте подходящие, на ваш взгляд, слова.

Из малины кисель там варят,

 из резины там шины делают,

 из глины кирпич там жгут,

из молока творог готовят,

 из песка стекло там плавят,

 из бетона плотины строят,

из картона коробки клеят.

2 задание.

- Давайте познакомимся с жителями страны «Перевертундии»

- И первые, кто нам встречаются на нашем пути это «Слова – перевертыши».

Вам нужно перевести слова с «перевертундского» языка на русский. Попробуйте.

АЛОКШ – ШКОЛА

КОРУ – УРОК

КИНЕЧУ - УЧЕНИК

- Отлично! А сейчас выполним  на слух. Вам нужно  перевести слова на русский язык. (От каждой команды выходит ученик и читает слово)

- МЫД, МОД, ЗАГ, МОК, КУЛ, ЕРОМ, АРОГ, ЕЛОП, АМАМ, ОНИК, АЧУК, ТАЛАС, ГОРИП, АГИНК, КОМАЗ.

Личностные УУД:

проявлять положительное отношение к занятию, осознавать его значение; развивать интерес к  материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

формирование умения извлекать информацию из текста; формирование умения устанавливать антологии; выделение главного в информации.

 Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимную помощь, продолжать учиться работать в  группе.

V этап. Физкультминутка.

Выполнение движений под музыку под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

- Нравится ли вам в стране «Перевертундии»? Про нее даже сочинили песенку. Сейчас мы под нее будем танцевать. Ваша задача повторять за мной движения под музыку.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Знакомит с понятием.

Знакомит с понятием.

Знакомит с понятием.

Знакомит с понятием.

Принимают участие в игре.

Выполняют задание в команде.

Посоветовавшись, каждая команда называет ответы.

Принимают участие в игре.

Выполняют задание в команде.

Принимают участие в игре.

Выполняют задание в команде.

Выполняют задание в команде.

Посоветовавшись, каждая команда называет ответы.

3 задание.

- Продолжаем наше путешествие по стране Перевертундии.

- Еще одни из жителей данной страны, это «Палиндромы».

Палиндромы  - это слово или сочетание слов, одинаково читающееся слева направо и справа налево.

- Вам нужно разгадать загадки. Отгадкой будет слово – палиндром. Ваша задача, отгадать, как можно больше загадок.

1) Когда из веток домик наш

    Он называется … ________________

2) Молоко коту я дал

    И смотрел, как он … _____________

3) У слонов огромный опыт

    Делать очень громкий … _____________

4) Для Снегурочки бы мог

    Я слепить большой … ______________

5) Если ливень как поток,

    Может быть у нас …_______________

6) От заказчика у нас

    Есть немаленький …_______________

7)  Истребитель – не комар

     Засечёт его … ___________________

8) Драться шашкою мастак

    Удалой донской… ________________

4 задание

- Это были маленькие палиндромы, а сейчас я предлагаю познакомиться с большими палиндромами.

- Каждой команде из слов нужно составить свой палиндром.  

У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ

ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ

НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН

5 задание

- Продолжаем знакомиться с жителями страны «Перевертундии». На нашем пути «Спунеризмы».

- Спунеризмы – это игра слов, при которой два близких слова в предложении меняются начальными частями, слогами или буквами.

- Расшифруйте спунеризмы.

ЧЕСА   ЗАГОЛОВАЛАСЬ _____________________________

ЗАПЛЕТЫК   ЯЗЫКАЕТСЯ ____________________________

КРАСНИ     ПОУШЕЛИ _______________________________

ДРОЖИ   ЗАРУКАЛИ _________________________________

КРЫВА   ЗАГЛАЗАЮТСЯ _____________________________

СТУЧЫ    ЗАЗУБАЛИ _________________________________

6. задание

- В стране Перевертундии живут «Пословицы-перевёртыши»

- Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

  1. 1. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
    (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
  2. 2. На честном человеке ботинки мокнут.
    (На воре шапка горит)
  3.  3. Радость ушла – заколоти дверь.
    (Пришла беда – отворяй ворота)
  4. 4. Трусость деревни избегает.
    (Смелость города берёт)

5. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)

6. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

7.Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)

8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)

9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)

Личностные УУД:

проявлять положительное отношение к занятию, осознавать его значение; развивать интерес к  материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

формирование умения извлекать информацию из текста; формирование умения устанавливать антологии; выделение главного в информации.

 Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимную помощь, продолжать учиться работать в  группе.

VI этап. Подведение итогов занятия.

Подведение итогов занятия.

Задаёт вопросы.

Высказывают свое мнение.

- Интересно в стране Перевертундии, но нам пора возвращаться.

- Какая тема была сегодня у нас на занятии (Страна «Перевертундия»)

- Что нового вы узнали для себя? ( Что такое палидромы, спунеризмы, слова-перевертыши)

- Какие трудности у вас возникли на занятии?

- Что у вас на занятии получалось лучше всего?

- Как вы думаете, мы познакомились со всеми жителями страны Перевертундии?

- Перевертышей очень много в нашей жизни и вы можете их создавать сами.

- Давайте подведем итоги нашего занятия. (Жетоны)

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные УУД:

Оценивают свою работу на ззанятии.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Объясняет задание.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии.

- Оцените свою работу на занятии.

- Перед вами радуга, на каждом цвете радуги незаконченное предложение. Выберите любое предложение и закончите его.  

Регулятивные УУД:

фиксировать в диалоге с учителем в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии.

Коммуникативные УУД:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»"

Статья рассказывает как реализуется тема сомообразования посредством занятий в группах Центра Дополнительного Образования в школе...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является  закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Занимательный русский язык»

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательный русский язык"...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Секреты русского языка» направление общеинтеллектуальное для 4 класса

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...