Статья "Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»"
статья на тему

Кочкина Татьяна Владимировна

Статья рассказывает как реализуется тема сомообразования посредством занятий в группах Центра Дополнительного Образования в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»

                                                                       Учитель Кочкина Т.В.

                                                                           МАОУ гимназия № 32

                                                                      город Калининград

        Темой моего самообразования является «Формирование и развитие творческих (креативных) способностей младших школьников».

     Над данной темой я работаю уже не один год, что приносит свои положительные результаты и динамику развития интеллектуальных и творческих способностей моих учеников.

     По запросу  родителей мною была организована работа в группах ЦДО: «Занимательная грамматика» и «Умники и умницы».

     Группы работали по программе факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС) и  рабочей  программе к курсу «Умники и умницы» на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

     Группу курса «Занимательная грамматика» посещали 8 человек.

  Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

   Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка ”, содействовали приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивали единство развития, воспитания и обучения.

    Для успешного проведения занятий использовались  разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

    Дидактический материал в большинстве своем давался  в стихотворной форме, что способствовало его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

                           Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживался внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживались  три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

   Необходимость разработанного  факультативного курса заключалась  в желании детей узнать нечто новое о русском языке, творчески развиваться.

 Особенности программы  “Занимательный русский язык ”,

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

                                            Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

   Факультативный курс позволил  наиболее успешно применить индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более  полно удовлетворить познавательные и жизненные интересы учащихся.

 Группу курса «Умники и умницы» на начало работы посещали 11 человек. Прибыл ещё 1 человек. Таким образом, занятия посещали в течение года 12 человек.

    Принципиальной задачей данного курса является  развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

    Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

    Основное время на занятиях занимало самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формировались умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводилось коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формировалось такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводилась коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Рекомендуемая  модель занятия   в  1  классе  такая:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА  И  РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ  МЕХАНИЗМОВ,  ЛЕЖАЩИХ  В  ОСНОВЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ,  ПАМЯТИ,  ВНИМАНИЯ,  ВООБРАЖЕНИЯ,  МЫШЛЕНИЯ

(15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

(15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

      В процессе выполнения каждого задания    происходило развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делался  на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно были разбиты на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Материал был распределён по основным принципам:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

    Таким образом, была достигнута основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. При этом систематически формировались и развивались креативные способности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является  закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыко...

Презентация к квесту по русскому языку станция "Умники и умницы"

Презентация к квесту по русскому языку  станция "Умники и умницы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» ДЛЯ 2 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу  «РУССКИЙ ЯЗЫК ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»  ДЛЯ 2  КЛАССА....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"

Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс...