Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи", для обучающихся 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Хабибулина Ангелина Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Развитие речи", разработана для обучающихся 3 класса, 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с. Орловка муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании ШМО

руководитель ШМО ___________Сафарова Р.А

Протокол №  1  от_31__августа 2020 года

Утверждаю:

Директор МБОУ ООШ с. Орловка

____________В.А.Хабибулин

Приказ №145 от 31 августа 2020 года

  56614.jpg

Рабочая программа внеурочной деятельности 

  «Развитие речи»

на  2020 - 2021  учебный  год.

3 класс

составила:    Хабибулина Ангелина Михайловна

Учитель  первой квалификационной категории

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;

-   в соответствии основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ с.Орловка;

- учебного плана МБОУ ООШ с.Орловка на 2020-2021 учебный год,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»;

 -  «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеучебной деятельности учащихся».

Пояснительная записка

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

- деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Содержание программы курса «Школа развития речи».

Техника и выразительность речи.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию изучения курса « Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

         Личностные:

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Календарно - тематическое планирование

№ п.п

Тема

Дата проведения

примечание

По плану

коррект

1.

Слово. Значение слова.

08.09

2.

Откуда приходят слова.

15.09

3.

Многозначные слова.

22.09

4.

Словари.

29.09

5.

Омонимы.

06.10

6.

Омофоны. Омоформы.

13.10

7.

Синонимы

20.10

8.

Антонимы

10.10

9.

Фразеологизмы

17.10

10.

Пословицы

24.10

11.

Загадки

01.12

12.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

08.12

13.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

15.12

14.

Текст. Тема текста. Заглавие.

22.12

15.

Опорные слова

29.12

16.

«По семенам и всходы» (проверочная работа)

19.01.21

17.

План текста

26.01

18.

Виды плана

02.02

19.

 Картинный план, цитатный план.

09.02

20.

Связь между предложениями в тексте.

16.02

21.

Цепная связь предложений в тексте.

02.03

22.

Связь между частями текста

09.03

23.

Работа с деформированным текстом

16.03

24.

Редактирование текста

23.03

25.

Типы текста

06.04

26.

Текст - описание

13.04

27.

Текст – сравнительное описание

20.04

28.

Типы текста. Повествование

27.04

29.

Типы текста. Рассуждение

04.05

30.

Текст - рассуждение.

11.05

31.

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

18.05

32.

Редактирование текста. В школе развития речи.

25.05




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"

Рабочая программа 4 класс по развитию речи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие речи»

Данная Программа создана для активизации работы с обучающимися. Она призвана способствовать их опе­режающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» 4 В класса

Пояснительная записка.Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной прог...