Правила русского языка в стихах
учебно-методическое пособие по русскому языку

Старжинская Любовь Владимировна

Пособие предназначено для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_russkogo_yazyka_v_stihah.docx326.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 414

Красносельского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

для учителей начальных классов

«ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В СТИХАХ»

Составила Старжинская Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

2020

  Учиться надо весело,  

                                                                             Учиться будем весело,

                                                                     Чтоб хорошо учиться.

Дорогие учителя и родители!

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, в которой много правил и исключений.

 Воспитывать любовь к русскому языку – значит, воспитывать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, нередко остаются лишь мёртвым грузом.

 «Корень учения горек», - говорили древние римляне. Надеюсь, что сборник поможет не только плод учения, но и сам процесс постижения нового сделает увлекательным и сладким, принося радость в изучении правил русского языка.

Содержание:

  1. Гласные – согласные…………………………………………………. 4
  2. Слог, ударение………………………………………………………... 4
  3. Алфавит……………………………………………………………….. 4
  4. Правописание гласных после шипящих……………………………. 5
  5. Заглавная буква………………………………………………………. 5
  6. Предлоги……………………………………………………………… 6
  7. Безударный гласный в корне слова………………………………… 6-7
  8. Парные согласные в корне слова…………………………………… 7
  9. Непроизносимые согласные……………………………………….... 7-8
  10. Перенос слов…………………………………………………………. 8-9
  11. Части слова…………………………………………………………… 9-10
  12. Сложные слова……………………………………………………….. 10
  13. Лексика……………………………………………………………….. 10-11
  14. Ь – показатель мягкости……………………………………………... 11
  15. Разделительный Ь……………………………………………………. 11
  16. Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных..12
  17. Разделительный Ъ…………………………………………………….. 12
  18. Словосочетание……………………………………………………….. 13
  19. Члены предложения………………………………………………….. 13-15
  20. Виды предложения по цели высказывания………………………… 15
  21. Знаки на конце предложений………………………………………... 15-16
  22. Однородные члены предложения………………………………….... 16
  23. Обращение……………………………………………………………. 16
  24. Имя существительное……………………………………………….. 16-17
  25. Род имён существительных…………………………………………. 17
  26. Три склонения имён существительных…………………………….. 17
  27. Падежи………………………………………………………............... 17-18
  28. Несклоняемые имена существительные………………………….... .19
  29. Имя прилагательное………………………………………………….. 19
  30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных в косвенных падежах………………………………………………….. 20
  31. Глагол………………………………………………………………... .20
  32. Правописание не с глаголами………………………………………. 20
  33. Изменение глаголов по временам………………………………….. 20-21
  34. Лицо глагола………………………………………………………… 21
  35. Спряжение глаголов………………………………………………… 21
  36. Глаголы – исключения……………………………………………… 21-22
  37. Личные окончания глаголов………………………………………... 22
  38. Местоимения……………………………………………………….... 22

39.Междометие………………………………………………………….. 23

Тема «Гласные – согласные»

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Изучает фонетика нас,

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс…- змеиный слышен свист.

Шшш…- шуршит опавший лист.

Жжж…- шмели в саду жужжат.

Ррр…- моторы тарахтят.

Тема «Слог, ударение»

1.Дружат гласные с согласной,

   Составляя вместе слог.

   МА и ША (запомни Маша!)

   К нам явились на урок.

   Сколько в слове гласных-

   Столько и слогов.

   Это знает каждый

   Из учеников.

2.На листья делится листва

   На слоги делятся слова

   Мы в слове слог ударный

   Найдём элементарно

   Тот слог ударным назови

   Запомни, если хочешь,

   Который, произносим мы,

   Сильнее всех и громче.

3.Ударный слог, ударный слог,

   Он назван так недаром.

   Эй, невидимка – молоток,

   Отметь его ударом!

   И молоток стучит, стучит,

   И чётко речь моя звучит.

Тема «Алфавит»

 Что такое алфавит?

 Вам, ребята, он известен

 Буква в нём всегда стоит

 На своём особом месте.

 

Учим, учим, назубок

 Алфавит мы дружно

 Чтобы он найти помог

 В словарях, что нужно.

Тема «Правописание гласных после шипящих»

1.Русские слова с жи, ши 
  Через
и всегда пиши.
  И, конечно,
ча и ща
  Мы напишем с буквой
а.
  Ну, а
жу, щу, шу и чу, 
  Я серьёзно, не шучу,
  С буквой
у всегда дружны.
  И заметить мы должны,
  В иностранных лишь словах
   ю встречается в корнях:
  Парашют, жюри, брошюра –
  Вот такая в них структура.

2. Жи и Ши - 
  Ты не спеши, 
  С буквой 
И всегда пиши. 
   Ча и Ща
  Встречай, прощай— 
  С буквой 
А не забывай 
   Чу и Щу,
  Лечу, кричу,
  Словно ветер, заверчу.

3. ЖИ, ШИ, пишу я с буквой И,

   ЧА, ЩА - всегда лишь с А,

   Без этих старых истин

   Грамматика мертва!

   Я ведь серьезно, не шучу,

   Сижу и накрепко учу:

   «ЧУ, ЩУ всегда мы пишем с У...»

   Совсем не к месту будут тут

   «Жюри», «брошюра», «парашют»

Тема «Заглавная буква»

1.Вот ещё один закон.
  Нам предписывает он:
  Имена людей, зверей,
  Все названия морей,
  Городов, озёр и рек
  Должен каждый человек
  С буквы прописной писать
  (С большой буквы начинать).
  Буква эта – главная,
  Потому, заглавная.

2.Реки, горы и равнины,
   Имена, фамилии, долины,
   Клички всех животных,
   Отчества людей –
   Всё с заглавной буквы,
   Ты пиши скорей.

3. Буква обычная выросла вдруг,

   Стала заметно выше подруг,

   Смотрят с почтеньем

   На букву подруги.

   Но почему? За какие заслуги?

   Буква расти не сама захотела,

   Букве поручено важное дело –

   Ставится в слове

   Не зря и не просто

   Буква такого высокого роста.

   Ставиться буква у строчки вначале,

   Чтобы начало все замечали.

   Имя, фамилия пишутся с нею,

   Чтобы заметней им быть и виднее,

   Чтобы звучали громко и гордо

   Имя твоё, имя улицы, города.

   Буква большая совсем не пустяк:

   В букве большой уважения знак

Тема «Предлоги»

1.Нужно помнить, что предлоги
  Все такие недотроги –
  Со словами непременно
  Они пишутся отдельно,
  Например: в лесу, к зиме,
  На мосту и при письме,
  У дороги, за рекой,
  Через поле, под горой.

2. Надо знать и твердо помнить

   Назубок, не как-нибудь:

   Между словом и предлогом

   Можно вставить что-нибудь:

   Иль вопрос, иль просто слово

   Это правило не ново.

Тема «Безударный гласный в корне слова»

1. В корне часто гласные,
  Хитрые, опасные.
  Слышатся неправильно.
  Есть такое правило,
  Нужно слово изменять –
  Удареньем проверять.
  Буква чтоб коварная
  Стала в нём ударная.
 
Вред – проверка для вредить,
   Смех – проверили смешить,
   Тянешь, тянут – для тянуть,
   Вёз –везу, а блеск – блеснуть.
  Но бывает случай сложный,
  Что проверить невозможно.
  Дружим мы со словарём –
  Это слово там найдём.

2. Чтоб проверить безударный, 
  Надо слово изменить

  Ударение поставить, 
  Точно звук звучать заставить.

   Будут близкими слова. 
  С ударением в слогах, 
   Зимовать-проверим-зимы, 
   Зимний тоже подойдёт, 
   Речка, реки и речной
  Побегут вслед за
рекой
  Ставь всегда без промедления

   Нужный слог под ударение.
  Подбирать учись слова
  Для проверки ты всегда,
  И не сделаешь ошибок 
  В данном слове никогда.

3.Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

4.Безударный -  хитрый гласный:

  Слышим мы его прекрасно,

  А в письме какая буква?

  Здесь поможет нам наука

  Гласный ставь под ударенье,

  Чтоб развеять все сомненья.

5.Безударный гласный – стоп!

   Писать опасно.

   Чтобы не было сомненья,

   Ставь его под ударенье.

Тема «Парные согласные в корне слова»

1. Их ты встретишь в ленте букв. 
  Они там парами идут. 
  Ну а в слове по одной строго замечаем. 
  Звонкий слышим в них, глухой – 
  Мы это отмечаем.

   Но писать их, верно сможем, 
  Правило узная.
  В охапку шапку прихватив
  Варежки с носками
  Сапожки для Сережки, 
  Клюшку для Андрюшки.

   И ну скорее все на пруд, 
  Где нас веселье, игры ждут.
  Давайте будем помогать,
  Где нашим буквам лучше встать?
  Вы правило скажите,
  Примеры приведите.

2. К парному согласному
  Мы подставим гласную.
  И загадка решена,
  Что за буква здесь нужна.
  Изменяем:
дуб – дубы,
   Снег – снега и столб – столбы.
  Сомневаешься – проверь!
  Знаешь правило теперь.

3. Луг, бук, пуд, дуб -

   Поломаешь точно зуб.

   Тоже слово измени

   И согласный проясни:

   Зуб - зубы, луг - луга,

    Ой, кажись, растут рога!

4.Парные согласные нужно проверять,
   Чтоб слова в тетради грамотно писать.
   Родственное слово быстро подбери,
   Парную согласную с гласной подружи.

5.Если слышишь парный звук,

   Будь внимательным, мой друг.

   Парный – сразу проверяй:

   Слово смело изменяй:

   Парный – сразу проверяй:

   Рядом гласный подставляй.

Тема «Непроизносимые согласные»

1.Есть ещё согласные –
  Шутники ужасные,
  Очень любят играть в прятки
  И загадывать загадки.
  В слове сердце буква
д,
  В слове солнце буква
л 
  Замаскировались классно,
  Только всё это напрасно.
  Им не спрятаться от нас –
  Мы отыщем их сейчас.
  Подберём такое слово,
  Чтоб открылась буква снова:
  Со
лнышко, сердечко – тут
  Наши буковки живут.
  Отыскались, милые,
  Непроизносимые.

2. Властный, яростный и праздный...

   Здесь, мой друг, барьер опасный:

   Ну, невыносимая - непроизносимая!

   Надо слово изменить,

   И она - как зазвенит:

   Праздный - празден, властный - власть,

   Наработался я всласть!

3.Непроизносимые согласные
   Такие все несчастные.
   В словах мы их не слышим,
   А вот в тетради пишем.
   Чтоб они из слов не убежали,
   Мы их долго проверяли.
   Ищем мы такое слово,
   Чтоб услышать её снова.

4.Мы знаем, есть согласные

   Незримые, опасные.

   В словах – непроизносимые,

   Почти неуловимые.

   Устный, местный, областной

   И гигантский, скоростной,

   Грустный, неизвестный.

   Хоть «т» не произносится,

   Но в слово очень просится.

   Скорость – скоростной,

   Область – областной.

   Теперь ты не зевай, наш список продолжай.

    Праздник, сердце, поздно,

   Звёздный, проездной.

   Звук «д» в них хоть и не слышно,

   Но он им всем родной.

Тема «Перенос слов»

1. Если кончилась строка,
  То беда не велика.
  Нужно слово разделить –
  По сло-гам пе-ре-но-сить
  На другую строчку.
  Букву – одиночку
  Только ты не оставляй,
  От друзей не отрывай.

2.Слоги, слоги, слоги, слоги 
  Побежали по дороге…
  Вот канава впереди,
  Как здесь прыгнуть, погляди.

   Буквы в слове оглянулись
  Как же быть? 
  И тут вернулись!
  Надо в слоги становиться,
  Только слогом норовить 
  Проскочить через канаву.

   И чтоб буква не осталась,
  Чтоб она не оторвалась
  И вперёд не убежала
  За канаву вдруг одна.

   Только слоги не спешите 
  И разумно поступите:
  Слогами всегда шагайте,
  Прыгайте и убегайте.

   Вам не скучно будет вместе
  Проживать на новом месте.

Тема «Части слова»

1.Приставка.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Корень.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

Суффикс.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

Окончание.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

2.Как хорошо их в слове знать, 
  Как хорошо их узнавать, 
  А также правильно писать, 
  Как будто семечки щелкать.

   Сначала находим окончание, 
  Но это не конец всем стараниям. 
  А потом отыщем корень: 
  Мы и здесь не знаем горя.

   Без труда приставка объявится, 
  Если в слове она понадобилась.
  Ну а суффикс? Что за суффикс?
  Посмотрите на него!

   Он за корнем только становится 
  И не словом не обмолвится.
  Знает он, что без него
  Не будет значения нового.

   И еще нужно знать каждому
  Правило одно очень важное:
  Части слова знайте лично,
  Чтоб учиться на отлично!

3.КОРЕНЬ слова – главная значимая часть,

   Родственные слова дарят корню власть.

   Выясни умело линию родства,

   Однокоренные подбери слова.

   За корнем – СУФФИКС обогрел местечко.

   Ни словом угодил, а лишь – словечком.

   Река большая превратится в речку,

   Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.

   У корня в недругах представь – ка,

   Есть дама гордая – ПРИСТАВКА.

   А злит она его одним –

   Стоит лишь только перед ним.

Тема «Сложные слова»

1.Помни, сложные слова,
  У которых корня два:
  Паровоз и пароход.
  Пешеход и самолёт –
  Слитно пишем. Для корней
  Буква о иль буква е
  Мостиком сумеют стать,
  Корни меж собой связать.

2. О и Е - соединительные гласные

   В сложных словах они на все согласные:

   Соединяй любые корни.

   Их только две, мой друг, запомни!

Тема «Лексика»

1.Антонимы

                 Минус – плюс, огонь – вода,

                 Дерзкий – осторожный.

                 Все антонимы всегда

                 Противоположны.

Синонимы

                 Слова – синонимы -

                 Всегда близки по смыслу,

                 Роднятся лишь оттенками подчас.

                 Родимый край – Отечество, Отчизна.

                 Как много в них священного для нас.

Омонимы

                 Различен смысл в словах

                 И что же?

                 Как близнецы они похожи.

                 Груз подаёт подъёмный кран:

                 И воду льёт в квартире кран.


2.Учили мы синонимы.
  И все  как будто поняли:
  Мол, смелые - отважные…
  Слова такие важные!
  А важные - так нужные!
  И повторяли дружно мы:
  Бежать – лететь и мчаться,
  А мыться – так купаться!
  А хохотать – смеяться!
  Я полюбил синонимы!
  Я стал в них разбираться!
  Близки как по значению:
  Занятие – учение,
  Веселье – развлечение,
  А хобби – увлечение!
  Запомнил тему лучше всех!
  Вот так победа! Вот успех!
  Я целый год бы проходил
  (Нет, изучал)
синонимы!
  Но тут учитель объявил,
  Что тема-то -
антонимы!
  Умный – глупый,
  Смелый – трус…
  За себя не поручусь!
  Уж не радуюсь- сержусь!
  Нету, братцы, больше сил!
  Все я спутал, все забыл!
  Не победа – пораженье,
  Не учеба, а мученье!
  Стало все наоборот!..
  Лишь одно успокоенье –
  Скоро будет Новый год!

Тема «Ь – показатель мягкости»

Нет также звука –  "Мягкий знак".

Но без него нельзя никак:

Ведь им кончается

БУКВАРЬ

И размягчается

СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,

Когда бы грызли мы СУХАР!

Тема «Разделительный Ь»

Перед Е, Ё, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Я, Ю, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Тема: «Правописание Ь после шипящих на конце существительных

женского рода»

1.Мягкий знак после шипящих,
  В конце разных слов стоящих,
  Мы напишем не всегда.
  Ставится он лишь тогда,
  Если это женский род.
  А мужской, наоборот,
  Мягкий знак не признает,
  Без него всегда живет.
  Вот примеры: рожь и ночь,
  Печь и помощь, речь и дочь.
  Но кирпич и плащ, палач,
  Нож, товарищ и калач.
  А ещё в глаголах мочь,
  Режь, отрежь, стеречь, помочь
  Тоже пишем мягкий знак,
  Не убрать его никак.

2.Я – умная буква
  И знаю, когда
  Должна я писаться у слова всегда.
  Но крепко дружу я и с теми словами, 
  Где слышится шум
  И шипенье с жужжанием.

   Но только всегда ли должна я писаться?
  Об этом вы сами подумайте, братцы!
  Я помогу вам, а вы догадайтесь
  И чистосердечно мне в этом признайтесь…
  Кто же успел уже догадаться,
  Где я пишусь, и, где, не должна я встречаться.

Тема «Разделительный Ъ»

1.Ъ проснулся рано

   И кричит еще с дивана:

   «До чего влюблен и я

   в гласные Е, Ё, Ю, Я!

   Если корень с них начать,

   Значит, мне пора вставать,

   Между корнем и приставкой

   Свое место занимать!»

  (подъемный, разъезд)

2.Молчаливый твёрдый знак

   Не произносится никак!

   Но нужен многим он словам,

   Хотя и очень скромный сам.

   Было СЕЛИ, стало СЪЕЛИ.

   Догадаться вы сумели,

   Почему случилось так?

   Кто виновник?

   Твёрдый знак!    

3.Ъ – такая штука...

   В общем, нет такого звука.

   Буква есть,

   А звука нет.

   Почему? –

   Пока секрет.

   Ъ не отдыхает

   Приставку с корнем разделяет.

Тема «Словосочетание»

 Внимание! Внимание!

 Вот словосочетание.

 В нём ходят парно слова,

 Но не равны у них права.

 В нём слово ГЛАВНОЕ всегда

 С зависимым шагает.

 А кто же кто есть,

 Без труда вопрос определяет.

 Вопрос от главного идёт

 К ЗАВИСИМОМУ слову.

 И никогда наоборот – запомни, как основу.

 

Тема: «Члены предложения»

1.Члены предложения. Что это такое?

   Выучить нам надо правило простое:

   Все они между собой

   В предложении связаны.

   Ты определишь их

   По вопросам разным.

   Члены есть и главные,

   И второстепенные,

   Так вот и запомним

   Все их постепенно.

2.         Сказка

   Когда-то давным-давно,
  В какие-то времена,
  (Уже не помнит никто)
  Жили в предложении слова
  И не делились по значению тогда.
  Не было ни главных, ни второстепенных,
  Жили все на равных:
  Весело, степенно…
  Но однажды
  Приключилась в предложении суматоха.
  Все слова всполошились:
  - Как плохо!
  - Кто здесь главный? 
  - Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца. 
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении, 
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее, 
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда. 
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Им дадим мы важное задание,
За что получат они особое признание.
Например, дополнять сказуемое,
Если действие будет непредсказуемое.
Если как, почему и зачем
Нужно действовать в данный момент.
Дополнение требуется здесь,
И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя,
Как не старайся, всё будет зря, 
Если знаешь, отныне какой
Будет порядок у слов непростой.
Так решались доказательно
Все вопросы обстоятельно.
Обстоятельства заставили,
Быстро по местам расставили.
Все слова на место встали
И значения приняли.
Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.

3.Сказуемое

   Стрелой несётся конь,

   Занять он хочет трон:

   Он главный в предложении

   И лучший он в спряжении.

   Все действия его верны

   А формы все его точны.

   Подлежащее

   О себе всегда всё знает,

   Очень важен, знаменит,

   Главным членом он бывает,

   Именительным всё ж дорожит.

Обстоятельство

На вопросы: где? Когда?

Куда? Откуда? Почему?

Зачем? и Как?

 Обстоятельство ответ

 Даст тебе всегда!

Да! Да!

Всегда стоит с глаголом

И хочет дат ответ:

Где? Почему? Когда? и Как?

Подумай, это не пустяк.

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

Как пряди разметал

Он падежи свои.

Кого ещё так любят и так знают?

Ведь всех он в нашей речи дополняет.

   Определение

   Признак предмета или явления

   Обозначает определение.

   Чей и какой – ответы просты,

   Лишь не хватает волнистой черты.

   Живою речь не будет без тебя:

   Поведаешь о грустном и весёлом.

   Определишь всегда любой предмет.

   Полнее и точней расскажешь о знакомом.

Тема «Виды предложения по цели высказывания»

1.По цели всегда различай предложения.

   В ПОВЕВСТВОВАТЕЛЬНОМ сообщение,

   Вопрос в ВОПРОСИТЕЛЬНОМ (дать ответ)

   А в ПОБУДИТЕЛЬНОМ – просьба, совет.

2.ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

   Сейчас, когда приду домой,

   Произнесёт их мама:

   «Ты дрался, да?..

   Ты что немой?..

   Ну что молчишь упрямо?»

   ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ

   Повествовать придётся мне,

   И я скажу:

   «Не дрался, не…

   Свалился с дерева, и вот…»

   ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ

   Тут папа в комнату войдёт,

   Войдёт и скажет:

   «Лоботряс!

   Скажи всю правду мне сейчас!..»

Тема «Знаки на конце предложений»

Точка

У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка –

Вывод прост:

Это значит –

Точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом…

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Что? Кому? Который? Чьё? Какие?

В чём? Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от природы противник тишины!

Где я, те предложения с особым выражением

Произнестись должны!

Тема «Однородные члены предложения»

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

Тема «Обращение»

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Тема «Имя существительное»

1.Часть речи удивительна –
  Зовется существительным.
  Предмет обозначает,
  На Кто? Что? Отвечает.

   Про людей, зверей и рыб,
  Насекомых и всех птиц
  Спросим дружно – кто они?
  Всем предметам остальным
  Что? Вопрос мы зададим.

 

2.Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам.

     Кто спешит так рано в школу?

     Все спешат ученики.

     Что несут они в портфелях?

     Книги, ручки, дневники.

     Как вы сделали открытье

     Это удивительное?

     Помогло нам всем ответить

     ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тема «Род имён существительных»

К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

Тема «Три склонения имён существительных»

Существительным  зовусь,
На  три  склонения  делюсь:
1 склонение – с  окончаньем – А  и  Я –
Рода  женского  и  мужского, друзья.
2 склонение – род  мужской  без  окончанья,
А  средний  род – О – Е – плавное  звучанье.
3 склонение – род  женский  с  Ь на  конце  всех  слов
Запомни -  это  правило  для  всех  учеников!

Тема «Падежи»

1.Слово быстро изменяю,

   Пишу его по падежам.

   Склоненьем это называю

   Запомнить это надо нам

2.Есть  шесть  братьев  падежей
  Нет  на  свете  их  дружней.
  Согласованно  живут
  И  порядок  стерегут.

   Именительный  падеж
  Самый  главный  он  из  всех.
  На  вопросы  кто? что? отвечает
  Подлежащим  в  предложении  бывает. 

   А  теперь  падеж  родительный,
  Он  не  менее  значительный.
  Нет  кого? чего? – волнуется
  И  с  предлогом 
в  рифму  согласуется.
  (Около,  с,  для,  без,  от,  из,  до,  у,  вокруг,  кроме, после.)

   Дательный  падеж – добряк,
  Всё  стремится  делать  так:
  Дать  кому? чему? Быстрей –
 
По, к – предлогов  нет  дружней!

   Винительный  падеж  всегда  любуется,
  Вижу  что? кого?  волнуется,
 
Через, в  и  на, за, про –
  С  предлогом  согласуется  легко.

   Творительный  падеж  вещает,
  Гордиться  кем? И  чем?  решает.
  Предлоги: 
между,  с  и  над,  за,  под
  Со  словами  дружбу  бережёт.

   Предложный  вам  сулит  успех,
  О  ком?  О  чём?  Он  думает  о   всех.
  Предлоги  он  свои  не  забывает,
 
При,   в,   об,   о,   на  -  он   громко   восклицает.

3.Падежные предлоги

   Предлоги как солдаты,

   С окончанием идут.

   В падежом в согласии

   И в ладу живут.

   Вот они родительного

   Требуют падежа:

   От окна, из полотна,

    Без сукна, до рубежа,

   После встречи, у плетня,

   С вечера, для волокна.

   Дательный падеж предлоги

   Не разбрасываем даром:

   Только к празднику, к приёму,

По дороге, по проёму.

Винительный богаче,

Не может он иначе:

Про ключ, в дом, на счастье,

За жизнь, под ненастье.

Творительный устойчивый:

Над морем, под землёй,

За лесом, за рекой,

С единственной, с родной.

Предложный предлагает

Говорить без грусти,

На поезде, на лошади,

В вагоне, о капусте.

Тема «Несклоняемые имена существительные»

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

Тема «Имя прилагательное»

1.Признак предмета обозначает,
  На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
  К существительному прилагается
  Прилагательным называется.
  Согласуется с ним везде.
  В роде, числе, падеже.   

2.«Прилепилось» к существительному,

   От него же ждет вопроса

   Прилагательное хитрое,

   Все дела свои забросив.

   Мяч (какой?), конечно, красный,

   Все теперь мне стало ясно:

   В них же признаки предметов!

    Как я мог забыть про это?

3.Имя прилагательное –

   Мы с тобой дружны.

   Признаки предметов –

   Знать мы все должны.

   Солнечное лето, праздничная ель,

   Вкусные конфеты, маленький портфель.

    4.Художницу нашу знает весь свет,

    Раскрасит художница всякий предмет.

    Ответит всегда на вопросы такие:

    Какой? Какая? Какое? Какие? и на вопрос чей?

     5.Определяю я предметы,

     Они со мной всегда приметны.

     Я украшаю вашу речь,

     Меня вам надо знать, беречь!

Тема «Правописание безударных окончаний имён прилагательных в косвенных падежах»

Когда есть прилагательное

 И нужно окончательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

Дню – какОму? – тёплОму

К лицу зелёный цвет.

КакОго дня? – весёлОго

Сияет в роще свет.

КакОго дня – веаеннЕго

Прекрасней нет в году!

Какими быть? – ХорошИми!-

И я вас отведу

Совсем в другое правило.

Тут точку я поставила.

Тема «Глагол»

1.Часть речи спросит
  Что же делать?
  Что сделал ты?
  Что будешь делать?
  Глаголом важно себя называет
  Действие предмета обозначает.

2.Что без меня предметы?

   Лишь названия.

   А я приду –

   Всё в действие придёт.

   Летит ракета,

   Люди строят здания.

   Цветут сады,

   И хлеб в полях растёт.

Тема «Правописание не с глаголами»

1.Всякий школьник это знает –
  Не глагола избегает.
  Не забудьте же, друзья,
  Слитно их писать нельзя!

2.Не выучил, не делай,

   Не знаешь, не спиши.

   С глаголами отдельно

   Частицу НЕ пиши.

Тема: «Изменение глаголов по временам»

1.ПРОШЕДШЕЕ время сказало о том,

   Как листья желтели под чистым прудом.

   Смотрите, друзья, в НАСТОЯЩЕМ со мной

   Как ярко цветы полыхают весной,

   А в БУДУЩЕМ времени сможем узнать,

    Как будут ребята, расти и мужать.

2. ПРОШЕДШЕЕ время - то, что прошло.

    Вчера мы писали, солнце ушло.

    НАСТОЯЩЕЕ время – приходит теперь:

    Мы пишем имя, бегает зверь.

    БУДУЩЕЕ время ещё не пришло:

    После уроков пойдём мы в кино.

Тема «Лицо глагола»

У глагола есть лицо,

Не одно, а целых три!

Если хочешь их запомнить,

Повнимательней смотри!

Я пишу, и МЫ читаем –

Первое лицо такое.

ТЫ пришёл,

ВЫ повстречались –

Так зовут лицо второе.

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

Ехали на пони.

Это третье лицо,

Хорошо запомни!

Тема «Спряжение глаголов»

В ПЕРВОМ спряжении – пишут, поют,

Пашут поля и железо куют.

И во ВТОРОМ никогда не грустят –

Мчаться в музеи, учиться хотят.

Тема «Глаголы – исключения»

1.Как начнёшь меня ты гнать,

   Перестану я дышать,

   Перестанут уши слышать,

   Ну а руки всё держать,

   На меня начнёшь смотреть,

   Будешь ты меня вертеть,

   Буду всё равно терпеть,

   Буду от тебя зависеть,

   Раз ты смог меня обидеть,

   Буду я тебя не видеть,

   А открыто ненавидеть!

2.Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

Тема «Личные окончания глаголов»

-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ, -ЮТ

Они меня, конечно, с толку не собьют:

Я помню без большого напряжения

 Они в глаголах 1 спряжения.

ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ

К спряжению 11 относят, говорят.

Тема «Местоимения»

1.Местоимения личные

   Словечки отличные,

   Короткие и емкие,

   Надежные, негромкие:

   Я, ты, мы,

   

   Мой, свой, наш-

   На первый взгляд как будто ералаш,

   Но вместо имени они,

   Ты вовремя их примени!

2.Я о себе такого мнения:

   Огромна роль местоимения!

   Я делу отдаюсь сполна,

   Я заменяю имена!

   Вместо имени предмета

  Говорим мы слово: ЭТО,

  ТО, ОНИ, ОНО, ОНА–

   Это, без сомнения,

   Слова – МЕСТОИМЕНИЯ!

   ОН, ОНА, ОНИ, и МЫ

   ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.

   С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –

   Что же это за слова?

   Это, без сомнения,

   Слова МЕСТОИМЕНИЯ!

   Я и МЫ,

   Ты и ВЫ,

   ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

   Все слова отличные,

   Важные и ЛИЧНЫЕ.

   Это, без сомнения,

   Все МЕСТОИМЕНИЯ.

Тема «Междометие»

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх, ах!

Эх, не знаю, как назло!

 Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех, эх!

Ох, беда уже близка!

ТАК И ЖДЁТ МЕНЯ ДОСКА!

Если б кто –нибудь помог, ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух! Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух!.. Не вызвали!..


Литература

  1. Уроки русского языка. Г.А.Богданова Москва 1998г.
  2. Весёлая грамматика. В.В.Волина Москва 2001г.
  3. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. Г.Александрова Санкт-Петербург 1998г.
  4. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
  5. Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин Москва 2006г.
  6. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова И учёба, и игра: русский язык.
  7. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
  8. Т.А. Кульгильдинова,  Л.Ж. Шалданова Занимательная грамматика.
  9. Алматы «Атамура» 1999г.
  10. В.В. Волина Я познаю мир. Москва 1998 г.
  11. ИД «Первое сентября», 2003–2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила по русскому языку в стихах

Правила по русскому языку в стихах...

Правила по русскому языку в стихах

Правила по русскому языку в стихах...

Правила русского языка для начальной школы в стихах

Правила русского языка для начальной школы (в стихотворной форме) в виде карточек для разрезания....

Правила по русскому языку в стихах

Правила по русскому языку в стихах...

Правила русского языка в стихах

Для учащихся начальной школы правила в стихах запоминаются проще и быстрее....

Правила русского языка в стихах.

Правила в стихотворной форме помогут легко запомнить материал....

Все правила русского языка в стихах.

Склонение. Состав слова. Непроизносимые согласные. Учим правила русского языка в стихах....