Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по русскому языку. Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2021

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1 

Класс: 1 «А»

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Русский язык

Учитель:  Левченкова Н.А

Практикант: Иванова Е.В.

Тема: Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создание условий для представления о парных и непарных твёрдых и мягких согласных звуках.

Деятельностная: формирование умения распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

2. Развивать умение распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки;

3. Развивать умение соотносить звуковые обозначения со словами;

4. Формировать умение классифицировать и объединять заданные слова по значению;

5. Развивать умение правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость согласных;

6. Формировать умение адекватно оценивать свою работу.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к языковой и речевой деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умение работать с информацией, предоставленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

4. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), под руководством учителя;

5. Развивать умение высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

6. Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

7. Развивать умение признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.

Планируемые результаты

Предметные:

1. Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

2. Умение понимать различие между звуками и буквами;

3. Умение классифицировать и объединять заданные слова по значению;

4. Умение распознавать условные обозначения звуков речи;

5. Умение оценивать свою работу.

Личностные:

1. Развитие интереса к языковой и речевой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

2. Умение распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки;

3. Умение соотносить звуковые обозначения со словами;

4. Умение классифицировать и объединять заданные слова по значению;

5. Умение правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость согласных;

6. Умение адекватно оценивать свою работу.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), под руководством учителя;

2. Умение высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

2. Умение признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.

Образовательные ресурсы: учебник по русскому языку 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Школа России

.

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа по учебнику (упр.5, стр.83)

5.2. Пальчиковая гимнастика

5.3. Словарная работа

5.4. Выполнение упражнения №6 из учебника на стр.84        

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

6.1. Выполнение упр.4 на стр.43 в рабочей тетради

6.2. Выполнение упражнения №7 из учебника на стр.84

7. Этап включения в систему знаний и повторения

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Цель: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

- А кто мне скажет, что вы должны приготовить к уроку русского языка?

- Проверьте, всё ли лежит у вас на столах: тетрадь, пенал, учебник, тетрадь на печатной основе.

1.3. Эмоциональный настрой

- Я очень надеюсь, что мы сегодня будем с вами хорошо работать на уроке. Я думаю, что у нас всё получится. Сделайте глубокий вдох и выдох. Желаю вам успехов!

- Сегодня мы отправимся в Чудо-городок букв и звуков.

Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Л1

Пр3

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- В этом городе есть 2 улицы - улица, где живут твёрдые согласные и улица, где живут мягкие согласные.

- И вот и 1 задание - эти буквы: АЯОУЫИЮЁЕЭ

- Какие это буквы?

- Сколько их?

- Сколько гласных звуков они обозначают?

- Какие?

- Они дружат с согласными, ходят к ним в гости и часто путают, к кому идут - давайте им поможем.

- Какие гласные ходят в гости к твёрдым?

- Какие гласные ходят в гости к мягким?

- Давайте сделаем вывод.

- Какие буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

- А какие буквы обозначают твёрдость предшествующего согласного?

Внимательно слушают учителя

- Буквы гласных звуков.

- Их 10.

- Гласных звуков 6.

- [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

- Е, Ё, Ю, Я, И.

- А, О, У, Ы, Э.

Фронтальная

К1

Л1

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Что мы знаем про звуки и буквы?

- Что мы уже знаем про твёрдые и мягкие согласные?

- Назовите непарные всегда мягкие согласные звуки.

- Назовите непарные всегда твёрдые согласные звуки.

- Приведите примеры слов с парными по мягкости-твёрдости согласных.

- Бывают парные и непарные, бывают твёрдые и всегда мягкие.

- [Й'], [Ч'], [Щ']

- [Ш], [Ж], [Ц]

- Рысь, рис, волос, вилка, домик, дедушка, золото, земля, робот, речка, хомяк, хитрость, герб, гимн, крот, кит, мышка, мечта.

Фронтальная

П1

ПР1

ПР2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать мягкие и твёрдые согласные звуки.

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- О мягких и твёрдых согласных звуках

Фронтальная

П1

К1

К2

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа по учебнику (упр.5, стр.83)

- Ребята, я обнаружила, что согласные звуки очень разные. Давайте мы с вами вместе узнаем все секреты звуков и букв русского языка. Есть среди них твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Откройте учебник на стр. 85 и посмотрите упр.5.

- Давайте произнесём каждую пару звуков по цепочке, которые обозначены выделенными буквами. Обратите внимание на их звуковое обозначение.

- Одинаково ли звучат эти звуки?

- Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

- Все ли звуки имеют пару?

- Произнесите непарные согласные звуки.

- Назовите, какие из них мягкие, а какие твёрдые.

- Какие гласные указывают на твёрдость предшествующего согласного звука?

- Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

- Какой гласной нет в таблице?

- Где в таблице она должна стоять?

- Почему справа стоит мягкий знак?

5.2. Пальчиковая гимнастика

- Жители города приготовили для нас задания, прежде чем аккуратно и правильно их выполнить, сделаем пальчиковую гимнастику, построим

«домик» для нашего чудо-города.

Я хочу построить дом,

(руки «домиком»)

Чтоб окошко было в нём,

(руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты)

Чтоб у дома дверь была,        

(ладони к себе, сомкнуты, пальцы растопырены)

Чтоб сосна рядом росла,

(руки перед собой кольцом)

Чтоб забор вокруг стоял,

Пёс ворота охранял,

(руки на пояс)

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок,

(перебирать пальцами на парте)

Солнце было,

(руки вверх)

Дождик шёл,

(руки встряхнуть вниз)

И тюльпан в саду расцвёл.

(руки вверх, имитация того, как раскрылся бутон цветка)

5.3. Словарная работа

- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число – 29 апреля и классная работа.

- Я предлагаю вам провести словарную работу.

- Сядьте ровно, положите тетрадь под наклоном.

- Первое слово мы начинаем писать с новой строки, с большой буквы, затем остальные слова с маленькой буквы, через запятую. Приступим.

Собака, молоко, заяц, деревня, петух.

- Я хочу вас познакомить сегодня с ещё одним словарным словом, вы его сможете найти на стр.84 учебника.

- Откройте учебники на стр.84 и скажите, что же это за новое словарное слово.

- Правильно, давайте запишем это новое слово и поставим точку.

- Дети, а в этом новом словарном слове какую букву мы должны запомнить, какую букву необходимо писать?

- Правильно, слово «ребята» пишется с буквой Е. Возьмите в руки карандаш и подчеркните эту букву.

- На какой слог падает ударение в этом слове?

- Правильно, поставьте ударение сверху, над буквой Я.

- А сколько всего слогов в данном слове?

- Как ты это выяснил, почему ты так думаешь?

- Давайте подберём к слову «ребята» близкое по значению слово. Какое это может быть слово?

- Составьте небольшое предложение со словом «ребята».

5.4. Выполнение упражнения №6 из учебника на стр.84

- Ребята, скажите, пожалуйста, на стр.84 в каком упражнении встречается наше новое словарное слово?

- Верно.

- Я предлагаю вам прочесть небольшое четверостишье, данное в этом упражнении и выяснить, какую мысль в себе несёт данное стихотворение.

- Кто не хочет войны?

- Какая главная мысль выражена в стихотворении?

- Спишите первое предложение

«В любом краю любой страны ребята не хотят войны»

- Предложение начинаем писать с большой буквы, в конце ставим точку.

- Не забываем про правильную посадку.

- Кто списал предложение – руку на локоток.

- Возьмите простой карандаш. Давайте найдём с вами буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

- Нет

- Нет, по-разному

- Нет

- А, О, У, Ы, Э

- Е, Ё, Я, И, Ю

- Ю

- Справа

- Он как и гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначает мягкость

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

- Ребята

- Букву Е

- На второй слог

- 3

- Сколько гласных – столько и слогов

- Дети

- Ребята купались в реке

- В упр.6

- Ребята

- «Им нужен мир, а не война». Дети не хотят войны, они хотят мирного неба над головой, улыбаться и радоваться жизни

- лЮбом, лЮбой, рЕбЯта, хотЯт

Фронтальная

Индивидуальная

П1

ПР1

П2

ПР2

К1

П4

К2

К1

К2

П5

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Выполнение упр.4 на стр.43 в рабочей тетради

- Найдите упр.4 на стр.43 в рабочей тетради на печатной основе.

- Назовите все буквы алфавита по порядку.

Русский алфавит с нумерацией, буквы русского алфавита

https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0470listat/ct21jok.jpg

- Какие буквы могут стоять в слове после букв, которые обозначают мягкий согласный звук?

- Какие буквы могут стоять в слове после букв, которые обозначают твёрдый согласный звук?

- Что нам осталось выполнить в данном задании?

- Обведите буквы самостоятельно.

6.2. Выполнение упражнения №7 из учебника на стр.84

- Отгадайте загадку.

- Какая это загадка: народная или авторская? Обоснуйте свой ответ.

- Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнесите эти звуки.

- В каких словах есть мягкие согласные звуки? Как вы узнали?

- Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?

- Спишите первое предложение. Подчеркните в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

- Какие это буквы?

- Назовите слово, в котором 3 мягких согласных звука.

- Выпишите слово «ледяной» и подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

- Какие буквы вы подчеркнули?

- Е, Ё, Ю, Я, И

- А, О, У, Ы, Э

- Авторская, т.к. есть автор – Т.Белозёров.

- В словах будут присутствовать гласные буквы, обозначающие мягкость: Е, Ё, Ю, Я, И

- Висит, кулёк, ледяной, капели, пахнет, весной.

- Е, Ё, Ю, Я, И.

- вИсИт, кулЁк, лЕдЯной

- Ледяной

- л, д, й

Фронтальная

П3

ПР2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельное выполнение упр.3 на стр.43 в рабочей тетради

- Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на печатной основе на стр.43, найдите упр.3.

https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0470listat/ct21jok.jpg

- Прочитайте первое предложение, какие буквы пропущены?

- Давайте вставим буквы на месте пропусков.

- В слове «хитрец» какая буква пропущена?

- В последнем слова «под землёй» какую букву вставим?

- Молодцы!

- Теперь возьмите в руки карандаш и самостоятельно подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

- Давайте проверим, какие буквы вы подчеркнули?

 

- хомЯк, зИмою, лЮтый, хочЕт, мЁрзнуть, мИнуты, хИтрЕц, храпИт, зЕмлЁй

Фронтальная

Индивидуальная

П1

П4

П5

ПР1

ПР2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

- Чему мы с вами учились?

- Какие бывают звуки?

- На какие группы можно разделить согласные буквы?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

- А какие гласные обозначают твёрдость согласного?

- Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости?

- Поднимите руку те, кто о себе может сказать:

«Я научился различать твёрдые и мягкие согласные»

- Что было для вас трудным и непонятным?

- Какие задания вызывали затруднения?

- Что вам понравилось на уроке?

- Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Спасибо вам большое за работу. Вы были большие молодцы! До свидания.

- Гласные, согласные

- Твёрдые, мягкие

- Е, Ё, Ю, Я, И

- А, О, У, Ы, Э

 

Индивидуальная

П1

П4

ПР1

ПР2

П5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласныхбуквой И" 2 класс

Конспект урока по теме " Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквой И" в помощь молодым учителям ГС Базыр, учебник для 2 класса...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

ТКУ "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки" 1 класс Русский язык

ТКУ "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки"  1 класс Русский язык...

Конспект урока "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки" 1 класс Русский язык

Конспект урока "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки"  1 класс Русский язык...

Дидактическое средство "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки" 1 класс Русский язык

Дидактическое средство "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки"  1 класс Русский язык...

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Урок русского языка в 1 классе ,Школа России. Тема урока:"Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки"...