Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Цель: умение видеть границу своих знаний-незнаний и поставить учебную задачу на уроке.

Задачи:

  1. Учить определять тип орфограмм;
  2. Учить правописанию, развивать орфографическую зоркость;
  3. Развивать умение подбирать способ проверки орфограмм;
  4. Развивать умение работать в группах;
  5. Развивать устную и письменную речь, память;
  6. Воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: учебник В.В.Репкина, рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В.Репкина, сборник упражнений Симушиной И.Л., карточки со словами и предложениями, карточки с типами орфограмм, модели слов, фломастеры, изображение цветов для рефлексии.

этапы урока

содержание урока

примечание

  1. Орг.

момент

  1. Ситуация успеха

  1. Определение  типов орфо-

Грамм

  1. Работа в группах

(приложение2)

  1. Физкультминутка

  1. Работа с моделями слов.

  1. Работа с текстом

  1. Итог

Рефлексия

10.Домашнее задание

(приложение3)

- Какую тему мы сейчас изучаем? Для чего мы ее изучаем?

-Это наш обобщающий урок перед контрольной работой.  А как вы уже к ней готовы мы сегодня и проверим.

- В ходе урока вы будете оценивать выполнение своей работы с помощью цвета на этих цветочках. Красный цвет будет означать, что вы умеете выполнять это задание хорошо, зеленый цвет – нужно еще потренироваться, а синий цвет –  такие задания вы выполняете слабо.

- Вспомним, что такое орфограмма? (Орфограмма- это часть буквенной записи слова (предложения), которую нельзя точно определить по произношению и правилам графики.)

- Какие орфограммы бывают? На какие группы мы делим все орфограммы? (тип А и Б).

- Какие орфограммы мы обозначили буквой А? (фонемные). Что такое фонема? (ряд позиционно чередующихся звуков).

- Какие орфограммы мы обозначили буквой Б? (нефонемные).

- На какие подгруппы делятся орфограммы группы А? (тип А в слабой позиции и орфограммы типа А в сильной позиции. Орфограммы в слабой позиции подчеркиваем одной чертой, а орфограммы в сильной позиции двумя чертами.)

- Как мы можем проверить орфограммы в слабой позиции? (по закону русского письма (А1) и вопреки закону (А2).

- В чем заключается закон русского письма?

- Какие нефонемные орфограммы входят в группу Б? Б1- заглавная буква;

Б2- пробел между словами;

Б3- знак переноса слова;

Б4- знаки препинания.)

- Хорошо, молодцы! Теперь я хочу проверить, как вы ориентируетесь в определении типов орфограмм.

- Приготовьте карточки с типами орфограмм.

 -скворец, ворона, машина, мышь, чашка, щука, масса, столы, кормушка, стеклянный.

- Какой тип орфограмм встретился в этих словах? Какого типа орфограмм не было? (Б). Почему? (Нефонемные),

- Оцените свои умения и навыки с помощью цвета на цветке.

- А где встречаются нефонемные орфограммы? (в предложениях).

- Теперь поработаем с предложением. Каждая группа получает предложение.  Первая группа определяет только орфограммы группы Б, вторая группа орфограммы типа А в сильной позиции, третья и четвертая группы – орфограммы типа А в слабой позиции.

Задание: в каждом слове предложения определить тип орфограмм.

-Вспомним порядок  действий при проверке орфограмм в предложении.

Маша и Марина в чаще соби-

рали ландыши, тюльпаны.

- Проверим , что у вас получилось. На столе лежат карточки с типами орфограмм, которыми вы можете сейчас воспользоваться.

- Оцените свою работу на цветке.

Отдых наш – физкультминутка!

Занимай свои места!

Раз присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой - встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

- Молодцы! Ребята, а что еще нужно знать, чтоб правильно проверить орфограмму? (состав слова).

- Подберите слова к моделям:

- На каждую модель по одному слову от группы.

- Вспомните правило морфемного разбора, с чего нужно начать?

- Проверим, что у вас получилось.

-Для чего надо знать морфемный состав слова? (Для каждой части слова есть свои проверочные способы).

- Оцените свою работу на цветке.

- Проверим.

- Оцените свою работу с помощью цвета на цветках.

- Молодцы! Со словами  и предложениями мы поработали, с чем еще можно поработать? (с текстом).

- Откройте упражнение 253 в сборниках упражнений.

- Прочитайте задание. Кто справится самостоятельно?

-Что нужно сделать?

-Как разделить текст на предложения?

- Запишите первое предложение.

-Определите типы орфограмм, которые встретились в этом предложении.

- Остальную часть текста допишите дома.

- Для чего нужно знать типы орфограмм?

-Чтоб правильно подобрать способ проверки орфограмм, что нужно знать еще? (морфемный состав слова).

- Оцените в общем свою работу на уроке. Давайте все ваши цветочки вывесим до доску. Посмотрите, какая яркая поляна у нас получилась. Давайте посмотрим, готовы ли вы к контрольной работе?

-Теперь посмотрите на свой цветок.  С какими заданиями вы еще не справляетесь на высокую оценку? Что еще вам нужно доработать?

- Для вас я приготовила четыре конверта с заданиями. На дом возьмите по желанию дополнительно те задания, которые вам нужно еще доработать, чтоб подготовиться к контрольной работе.

Учитель проверяет готовность детей к уроку

У каждого ученика на парте  лежит цветок  для рефлексии

(приложение 1)

Дети отвечают

Схему орфограмм выкладываем на доску

Дети отвечают

Учитель показывает на карточках слова с выделенными орфограммами, дети определяют типы орфограмм

Обращаемся в памятке на стенде.

Ребята выходят к доске и вывешивают карточки с типами орфограмм над словами.

Ребята выполняют физкульт-

минутку.

Ребята придумывают слова к моделям.

Ребята вывешивают слова на доску под модели слов

Ребята делят текст на предложения и определяют тип орфограмм.

Ребята вывешивают свои цветочки на доску.

Ребята берут из конвертов задания на дом для доработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м  классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить  определять тип орфограмм,  р...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" поможет учителю в интересной форме провести путешествие по стране"Орфография", закрепить изученные орфограммы, используя дифференц...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове". ( Начальная школа XXI века, ФГОС).

Осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД....

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"

Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?"  (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова)....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...