Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сысокина Анна Валерьевна

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверку

Задачи урока

Дидактические:

1. Вспомнить изученную информацию о типах орфограмм

2. Составить систему правил, определяющих проверку орфограмм, не связанных с обозначением фонем

3. Уметь различать орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные с обозначением фонем

Развивающие:

1. Развивать умение систематизировать информацию, посредством составления плана проверки орфограмм в высказывании

2. Развивать коммуникативные умения, посредством парной работы

3. Развивать навыки самостоятельной работы посредством выполнения орфографических заданий

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы

2. Воспитывать позитивное отношению к уроку русского языка посредством создания ситуации успеха

3. Воспитывать интерес к познанию в процессе получения новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_posledniy_2.docx177.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 29.04.2022

Студент: Сысокина Анна Валерьевна

Школа: Академический лицей № 95

Группа: 33

Класс: 3-1

Учитель: Погорельская Наталья Павловна

Урок: 1

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:55 – 9:35    Кабинет: 320

        Тема урока:

«Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверку

Задачи урока

Дидактические:

1. Вспомнить изученную информацию о типах орфограмм

2. Составить систему правил, определяющих проверку орфограмм, не связанных с обозначением фонем

3. Уметь различать орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные с обозначением фонем

Развивающие:

1. Развивать умение систематизировать информацию, посредством составления плана проверки орфограмм в высказывании

2. Развивать коммуникативные умения, посредством парной работы

3. Развивать навыки самостоятельной работы посредством выполнения орфографических заданий

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы

2. Воспитывать позитивное отношению к уроку русского языка посредством создания ситуации успеха

3. Воспитывать интерес к познанию в процессе получения новых знаний

Оборудование: Учебник «Русский язык» программа Эльконина-Давыдова (автор В.В. Репкин), 3 класс, 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Диагностические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Словесный: беседа

Создает эмоциональный настрой.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

- Здравствуйте, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Анна Валерьевна.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты, кто готов к уроку, поднимите правую руку.

Эмоционально настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

М: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

Л: Самоопределение.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос

Фронтальная форма работы

Практический: орфографическое задание

Словесный: опрос

Фронтальная форма наботы

Словесный: беседа

Практический: решение орфографических задач

Фронтальная форма работы

Мотивирует обучающихся.

- Ребята, давайте вспомним, над чем мы работаем на уроках русского языка сейчас?

        

- А в окончаниях каких слов вы уже умеете проверять орфограммы?

- В какой части слова вы еще умеете проверять орфограммы слабых позиций?

- Что такое орфограмма?

- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и обратите внимание на экран. Перед вами ряд слов, вам необходимо проверить и обозначить в какой значимой части слова находятся орфограммы

Слова:

Загр(е,и,я)знять, о добл(и,е)сти, к утренн(е,и)й, мы реша(и,е)м, ш(е,о)л

- А теперь расскажите, как вы проверяли орфограммы?

        

Создаёт готовность учащихся к дальнейшим зада-ниям при помощи опроса

- С объяснением и проверкой какой орфограммы и в каком слове у вас возникла проблема?

- Как вы уже знаете, ловушки могут нам встречаться не только в словах, где орфограмма стоит в слабой позиции, но также и в сильной. Разберёмся со словом «Шёл». Внимательно посмотрите и подумайте, сколько орфограмм есть в данном слове?

- Верно, какие?

- Отлично, посмотрите и подумайте, орфограмма в этом слове стоит в сильной или слабой позиции? В какой значимой части слова?

- А сейчас посмотрите на вторую орфограмму в слове «Шёл», можем ли мы её проверить, используя правило проверки при помощи морфемы?

Создаёт готовность учащихся к дальнейшим заданиям при помощи опроса

- Мы работаем над проверкой орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

- В окончаниях слов, называющих предметы, признаки, действия

- Мы умеем проверять орфограммы в корне слова

- Орфограмма- это часть буквенной записи слова (предложения), которую нельзя точно определить по произношению и правилам графики.

Загрязнять (от сл. Грязь - корень)

О доблести (е в безударном положении, ее следует запомнить)

К утренней (орфограмма в окончании, следует задать вопрос, в данном случае творительный падеж, а значит окончание на «е»)

Мы решаем (НУ основа, в окончании, определили, что это 1 спряжение глагола)

- Ш(ё,о)л

- 2 орфограммы

- Большая буква и буква «ё»

- Орфограмма в сильной позиции, в корне слова

- Нет

П: анализ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); учет разных мнений (К).

М: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р).

П: повторить ранее пройденный материал; знать, какие бывают виды орфограмм, знать сильную и слабую позиции орфограмм

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Презентация

Рабочие тетради

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Практический: составление плана

Фронтальная форма работы

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Таким образом, мы с вами сейчас узнали, что существуют орфограммы, которые связаны с обозначением фонем, а есть те, которые наоборот. Как вы думаете, пробел или перенос является орфограммой?

- Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Молодцы, а точней «Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем»

- Посмотрите на экран, давайте поставим цели на сегодняшнее занятие

- узнаем … написания орфограмм, не связанных с обозначением фонем

- Перед вами план нашей работы, давайте вернем пункты плана на свои места

1. Вспомнить схему, показывающую типы орфограмм

2. Узнать правила написания «новых» орфограмм

3. Закрепить изученное на практике

Формулируют тему и цель урока

- Да

- Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы не связанные с обозначением фонем

- правила

1. Узнать правила написания «новых» орфограмм

2. Вспомнить схему, показывающую типы орфограмм

3. Закрепить изученное на практике

П: уметь формулировать тему и цель урока.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

Словесный: опрос

Практический: Работа с типами орфограмм

Словесный: беседа

Ф:парная

Практический: определение нефонемных орфограмм

Ф: фронтальная

Практический: определение нефонемных орфограмм

Ф: фронтальная

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

- Давайте вспомним схему обозначения орфограмм

- Какие орфограммы мы обозначили буквой А?

Что такое фонема?

- Какие орфограммы мы обозначили буквой Б?

- На какие подгруппы делятся орфограммы группы А?

        

        

- Как мы можем проверить орфограммы в слабой позиции?

- В чем заключается закон русского письма?

- Какие нефонемные орфограммы входят в группу Б?

- Хорошо, молодцы! Теперь я хочу проверить, как вы ориентируетесь в определении типов орфограмм.

- Вспомните схему с типами орфограмм.

 -скворец, ворона, машина, мышь, чашка, щука, масса, столы, кормушка, стеклянный. (слова на экране)

- Какой тип орфограмм встретился в этих словах?

Какого типа орфограмм не было? Почему?

- А где встречаются нефонемные орфограммы?

- Теперь поработаем с предложением, откройте учебники на странице 146, №293, выполняете у себя в тетради самостоятельно, но перед этим объединитесь в пары и прочитайте текст и выполните первую часть задания, разделите текст на части, по предложениям.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я буду читать, а вы хлопать тогда, когда предложение заканчивается.

https://sun9-83.userapi.com/s/v1/ig2/rDRZr_oQiLDW7eWpqD5_677rj1fy9vXLmDXQHB8vADx5_qTVUgReg3kZqtyNBdv9i9RLHBWYeQJYp-k_V-Od-2qt.jpg?size=893x707&quality=96&type=album

- Найдите слова с нефонемными орфограммами (В) и назовите, к какой группе они относятся

- Отлично, перейдем к следующему упражнению №294

https://sun9-44.userapi.com/s/v1/ig2/mZW_Q2jnzeumm3dXDrxGVZIffzgzuBn6dBwJCWMuSytVD7_APoKkfBDnrignh112phtrnq_wctzK59rfCszW-oNr.jpg?size=792x466&quality=96&type=album

- Выполняйте самостоятельно в тетради, 1 человек у доски.

- Как вы можете объяснить написание данных орфограмм?

- Отлично! Посмотрите на экран и запишите домашнее задание. (стр. 147, №295)

- фонемные

- звук

- нефонемные

- тип А в слабой позиции и орфограммы типа А в сильной позиции. Орфограммы в слабой позиции подчеркиваем одной чертой, а орфограммы в сильной позиции двумя чертами

- по закону русского письма (А1) и вопреки закону (А2).

- буквами на письме обозначаются фонемы

Б1- заглавная буква;

Б2- пробел между словами;

Б3- знак переноса слова;

Б4- знаки препинания

- скворец (А, сл. Поз.), ворона (А, сл. Поз.), машина (А, сил. Поз.), мышь, чашка (А, сил. Поз.), щука (А, сил. поз.), масса, столы (А, сл поз.), кормушка (А, сл.поз.), стеклянный (А, сл. Поз.)

- Не было типа (Б), потому что они  нефонемные

- в предложениях

Чу-дес-ное май-ское ут-ро. Берёзки стоят в нежно-зелёных сарафанах. Сквозь них белеют умытые первым дождем стволы. Лес тихо шепчет. Сосны встречают нас ласковым шорохом. Но что это? Кто нарушил тишину? Это птицы затеяли весёлую возню на деревьях. Доброе утро, лесные жители!

- Чу-дес-ное май-ское ут-ро (В3), Сосны, Кто, Это, Доброе (В1), (,)В4

1. Каждой веточкой живой лес беседует со (с кем?) мной (предлог с местоимением)

2. Гуси-лебеди зимой проплывают надо (над кем?) мной (предлог с местоимением)

3. Ёлка слишком высока - достает до (чего? высокого) потолка (предлог со словом, называющим предмет)

4. Солнце по (чему? синему) небу гуляло и за (что? темную) тучку забежало

5. На (чем? большом) столе стеклянный дом, и вода и рыбки в нем (предлог с местоимением)

Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно вставить слово, от предлога к слову можно задать вопрос. Приставки со словами пишутся слитно. Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово

 

М: учет разных мнений (К).

П: работа с орфограммами; анализ информации; работа с алгоритмом

П: уметь определять тип орфограмм;

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

П: уметь применять изученное на практике, знать виды орфограмм, уметь оперировать полученной информацией, алгоритмом

Презентация

Учебник

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание построения, границ применения нового знания

 Словесный: беседа

- Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложение.

1. На уроке для меня было полезным…

2. Теперь я точно смогу …

- Посмотрите на экран, перед вами два изображения 1- у вас хорошее настроение, вы готовы изучать новое

2- у вас плохое настроение, вы не готовы изучать новое

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/11/pozitivnye-kartinki-2.jpg        https://w-dog.ru/wallpapers/14/19/471004631814387/danbo-korobka-luzha-asfalt-dozhd-nastroenie-chelovechek-danboard-oboi.jpg

- Спасибо за урок. До свидания.

Ответы детей.

- Для меня было полезным узнать о том, как правильно обозначать орфограммы, которые не связаны с обозначением фонем

- Теперь я точно смогу верно написать слова с той или иной орфограммой

П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Технологическая карта урока "«Постфикс -ся, -сь в глаголах. Орфограмма -тся и –ться. Обозначение звукосочетания [ца] на письме»

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах. Цели: обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –т...

Технологическая карта урока окружающего мира - "Точность измерения" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Точность измерения» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения точно измерять с помощью линейкиЗада...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...

Технологическая карта урока по русскому языку "Раздельное написание предлогов со словами" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока:  общеметодологической направленности Цель урока: cоздание условий для формирования представлнений учащихся об написание редлогов раздеьно с другими словами в предложенииЗадачи уро...

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...

Технологическая карта урока математики по теме: "Периметр. Нахождение периметра." (3 класс, "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение и обобщение решения задач на нахождение периметра.Задачи:Дидактические:1.Учить находить периметр прямоугольника (квадрата), использ...