Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;
  2. учить составлять фонетическую модель слова.

Предметные:

  1. учиться сравнивать звуковую и буквенную модель слова;
  2. учиться различать понятия «звук» и «буква»;
  3. учиться обозначать согласные звуки [т] и [т’] при составлении звуковых схем соответствующим букве Т.

Развивающие:

  1. развивать умение понимать свои ошибки;
  2. развивать познавательные интересы учащихся.

Личностные:

у обучающегося будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  2. ориентированность ученика на принятие  чужой  точки  зрения.

Воспитательные:

  1. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;
  2. воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;
  3. способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_t_kak_znak_dlya_soglasnyh_zvukov.docx976.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 16.12.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:35 Кабинет: 221

Студент: Латмарина М.А.

Группа: 46

Учитель: Кожевникова Т.И.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Буква Т как знак для согласных звуков

[т], [т’]»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. учить строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;
  2. учить составлять фонетическую модель слова.

Предметные:

  1. учиться сравнивать звуковую и буквенную модель слова;
  2. учиться различать понятия «звук» и «буква»;
  3. учиться обозначать согласные звуки [т] и [т’] при составлении звуковых схем соответствующим букве Т.

Развивающие:

  1. развивать умение понимать свои ошибки;
  2. развивать познавательные интересы учащихся.

Личностные:

у обучающегося будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  2. ориентированность ученика на принятие  чужой  точки  зрения.

Воспитательные:

  1. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;
  2. воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;
  3. способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

УМК: «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

1. Проверяет готовность обучающихся к урок.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. установление контакта с классом.

-  Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них лежат листы самоанализа. В эту табличку после выполненных заданий вам нужно будет ставить галочки, которые должны будут соответствовать  уровню выполнения ваших работ. Если работа была выполнена без ошибок и трудностей, то нужно поставить галочку напротив веселого смайлика. Если было немного сложно, но вы справились с работой, нужно поставить галочку напротив серьезного смайлика. Если было очень трудно и непонятно, то надо нарисовать грустный смайлик.  Я вам буду напоминать, когда в эти таблички нужно будет вносить смайлики.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

УУКД:

уметь слушать и понимать других;

УУПД:

уметь правильно формулировать свои мысли

УУРД:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Проектор спрезентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация в учебнике)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Давайте посмотрим на доску.

(На доске две корзинки. Звуки ВРАЗБРОС - А, О, И, У,Ы, В, Р,Л,Т,К,С,Н)

- Вам нужно разложить эти буквы, означающие звуки в две разные корзинки. Одна корзинка с красной ленточкой, другая с синей.

- Какие звуки в корзинке с красной лентой?

-А почему именно эти звуки?

- А какие буквы в корзинке с синей ленточкой

-Почему?

Проверяют ответы по образцу на экране.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание.

Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

- Гласные звуки  А, О, И, У,Ы

- Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград.

- Согласные звуки

В, Р, Л, Т, К, С, Н

-При произнесении согласные встречают во рту преграду или издают шум.

УУПД:

Выявлять

Причинно-следственные

связи

УУКД:

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

УУРД:

Принимать и сохранять учебную задачу

проектор

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки:

Раз – полоска,

Два – полоска…

Рыжий зверь идёт в матроске!

Три, четыре, пять и шесть…

Хочет всех поймать и съесть! (Тигр)

Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там… (Телефон)

-Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках?

-Кто догадался, какая тема урока?

- Сформулируйте тему.

- Задачи урока:

  Задачи:

  1. познакомиться…

       2)   учиться…

       3)   подвести…

- Верно, молодцы!

Выдвигают варианты формулировок цели и задач урока, участвуют в их обсуждении.

- Тигр

- Телефон

- [т], [т’]

- Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]

– Познакомиться со звуками [т], [т’] и буквой, обозначающей их на письме.

-  Учиться составлять звуковые модели, используя букву Т.

- Подвести итоги.

УУРД:

выработать учебную мотивацию, 

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей

Проектор с презентацией

Открытие нового знания

Реализация плана по решению проблемы и обобщение выявленных затруднений

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Организует обсуждение различных вопросов; организует подводящий диалог, уточняет правило

- Откройте с.73 учебника

- Посмотрите на первую картинку. Прочитайте слово с ударением. Сколько в нём слогов?

Один человек выходит к доске и записывает модель слова, остальные работают на местах.

- Охарактеризуйте звук [т] в данном слове.

- Молодцы. Смотрим следующую картинку.

- Прочитайте слово с ударением.

- Сколько в слове слогов?

Один человек выходит к доске и записывает модель слова, остальные работают на местах.

- В каком слоге находится звук [т’]? Охарактеризуйте его.

- А почему он мягкий?

- Какой звук слышим на месте буквы ё?

- Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука?

- Взгляните на доску. Так выглядят заглавная Т и строчная буквы т, обозначающие звуки [т], [т’].

- Буква Т произносится как [тэ].

- Из скольких элементов состоит печатная буква Т?

- Буква Т состоит из одной продольной и одной поперечной черточек.

- На что по-вашему похожа буква Т?

- Отметьте в ваших листах соответствующий смайлик.

Выполняют упражнения,

делают выводы, рассуждают

по вопросам.

- Обозначает согласный звук

-  Потому что струя воздуха создает преграду.

 - В слове торт один слог.

-  т – согласный, твердый

   то – гласный, ударный

   тор – согласный, сонорный

   торт – согласный, твердый

   

- Тёрка.

- Два.

- т – согласный, мягкий

  тё – гласный, ударный

  тёр – согласный, сонорный

  тёрк – согласный, твёрдый

  тёрка – гласный, безударный

- Во втором слоге. Согласный, мягкий.

- Потому что стоит перед гласным.

- Буквой Т.

-Она поясняет звуковую модель

Чтобы было проще понять, какое слово здесь зашифровано

- из 2-х

- Гриб, труба, антенна, стол на одной ножке и т.д.

УУРД:

проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы.

УУПД: находить и выделять необходимую информацию; делать предположения и обосновывать их.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектор с презентацией

учебник

Физминутка (1 минута)

V.Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (рисунок, схема)

Группа практических методов (задание)

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Продолжим нашу работу. Откройте с.73.

IMG_20221212_083956.jpg

- Рассмотрите. Что можете сказать о звуках и буквах?

- Назовите пару буквы к? Какая из них глухая?

-Назовите пару буквы д? Какая она?

-Молодцы!

- Идем дальше.

IMG_20221212_083956.jpg

- Читаем слоги хором вместе со мной.

- Теперь первый ряд читает со мной. Теперь второй. И третий.

- Молодцы.

Объясняют выполнение своей работы.

- Буквы к-г и т-д имеют пары по звонкости. А буквы л, м, н, р не имеют пары и являются всегда звонкими – сонорными.

- Г, глухая – к.

- Т, глухая.

Повторяют за учителем.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Парная

Группа практических методов (самостоя

тельная работа)

Взаимоконтроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи 

3. Организация взаимопомощи 

4. Конструктивная критика 

5. Поощрение

- А теперь закроем наши азбуки.  

На листах, что у вас на столах подпишите свои фамилии.

Вам нужно соединить модель с подходящим ей словом.

- Молодцы! Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу.

- Отметьте нужный смайлик в ваших оценочных листах.

Выполняют самостоятельную работу

УУРД:

отличать, верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

Уметь работать самостоятельно

Раздаточный материал, проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Внешний контроль

Организует деятельность по закреплению знаний в нестандартной ситуации.

- А сейчас мы с вами посмотрим видео. Но вам нужно быть очень внимательными. Потому что после просмотра вам нужно будет выполнить задание.

- Чем мальчик помог танкистам?

- О чем жалеет танкист?

- Кем можно назвать и мальчика, и танкистов?

- Молодцы, внимательно смотрели.

- Составьте предложение о том, какие поступки совершают герои. Посмотрите, какое предложение составила я.

Герои защищают родину.

- Прочитайте свои предложения.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте слово.

Какой звук обозначает буква Т в слове танкист? Охарактеризуйте его.

- Молодцы. Отметьте смайлик в оценочных листах.

Выполняют предложенные задания.

- Показал врага.

- О том, что не спросил имя помощника.

- Героями.

Выполняют задание.

Читают предложения.

- Буква Т в слове танкист обозначает звук [т]. Он согласный, твердый и глухой.

УУПД:

ориентироваться в своей системе знаний

УУРД:

высказывать свое предположение

УУКД:
точно и полно выражать свои мысли

проектор

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Какую цель на урок мы ставили?

- Кто считает, что он достиг цели, поднимите руку.

- Взгляните на ваш лист самоанализа. Пожалуйста, поднимите зелёный карандаш, если в табличке у вас больше всего веселых смайликов. Жёлтый карандаш, если больше серьезных смайликов.

Красный, если больше всего грустных смайликов.

- Ребята, кто поднял карандаш жёлтым и красным цветом, какие трудности у вас возникли?

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось открытие вами нового знания. Спасибо за урок, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Научиться обозначать согласные звуки буквой Т.

УУРД:

осуществлять самоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]", 1 класс

Тема урока «Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, ...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...