КВН по русскому языку "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_russkomu_yazyku_chasti_rechi.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Астрихинская Л.И.

КВН

по русскому языку в 4 классе

по теме «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, прочные, глубокие знания по предмету; развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах; повысить интерес к учению; воспитывать чувство ответственности, сопереживания, взаимопомощи.

Оформление: в классе вывешены плакаты:

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

(Сабир Абдулла)

Вступление.

Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему в России.

Приветствие команд (участвуют три команды)

Все ученики: Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

1-я команда:          Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2-я команда: И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнования,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

3-я команда: И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Все участники поют песню о КВН ( на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского)

Любит КВН наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет.

Болельщики приветствуют команды:

За команду мы болеем

И друзьям помочь сумеем!

Разминка: «Угадай название нашей команды» (сообщает капитан каждой команды)

1. Название нашей команды обозначает название предмета, который отвечает на вопросы Кто? Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

2. Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?, в предложении бывает второстепенным членом – определением.

3. Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.

Учитель: (обращается с вопросом к болельщикам)

-Какое название имеет каждая команда? Какие еще части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется?

Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри)

Конкурс капитанов. Задание: определить часть речи (по одному предложению)

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2. Снежное покрывалопокрывало все поле.

3. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс болельщиков.Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)

2. Белый зайчик прыгает по черному полю.

Слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел).

3. Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).

Конкурс команд «Слово – змейка» (Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: адрес, салют, тетрадь, деревня …)

Конкурс болельщиков «Учимся сочинять стихи»

Участникам предлагаются опорные слова – рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка – пока,

помогите – найдите.

Например:          У меня есть три щенка,

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите.

Конкурс команд.

Задание:раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми (по два выражения каждой команде):

1. Рукой подать (Близко)

2. Через час по чайной ложке (медленно)

3. Морочить голову (Обманывать)

4. Во весь дух (Быстро)

5. Склонять по падежам (Ругать)

6. Бить баклуши (бездельничать)

Конкурс капитанов.

Задание:раскрыть скобки в предложениях:

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

3. (с) горы (с) бежал поток проворный.

Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать слова.

1. Для 1-й команды: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.

2. Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.

3. Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.

Конкурс для команд «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

(Каждый участник команды пишет только два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри).

Текст диктанта

Русский язык

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

Русский язык помогает нам дружить.

Конкурс болельщиков(пока команды пишут диктант)

Задание: найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель – (ель), зубр – (зуб), столб – (стол), укол –(кол), удочка – (дочка), точки – (очки).

Конкурс для команд.

Задание: укажите, какой частью речи являются слова в предложении.

1. Сяпалакалуша по напушке.

2. Глокаякуздраштекобудланулабокренка.

3. Булясыйкрокозябрнеляет по теляку.

- Жюри объявляет счет.

- Учитель подводит итоги соревнования.

Урок – КВН  по русскому языку в 4 классе

Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышление, речь,  творческие способности учащихся, расширять кругозор, умение работать в группах;  воспитывать чувство ответственности, сопереживания, взаимопомощи.

Оформление: ( плакаты)

Учите русский– годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

(Сабир Абдулла)

Оборудование:

-эмблемы для каждого члена команды.

-карточки со словами.

Ход:

1.Вступление.

Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему в  Казахстане.

- И сегодня здесь, друзья

Свела нас очень интересная игра – КВН.

- А как расшифровать эти буквы?

Заседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского  языка.

         «Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» -  так   охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка  

2.Приветствие команд (участвуют  две команды)

1 команда – «Почемучки»                        2  команда – «Всезнайки».

Учитель:     Вы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

1-я команда:          Мы отвечаем дружно,

 И здесь сомнений нет.

                        Сегодня будет дружба

 Владычицей побед.

Учитель:       И пусть острей кипит борьба,

   Сильней соревнования,

   Успех решает не судьба,

   А только ваши знания.

2-я команда:        И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

-Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет.

-Болельщики приветствуют команды:

За команду мы болеем

И друзьям помочь сумеем!

1)Конкурс капитанов.

-Определите, какой частью речи являются выделенные слова.(Каждому капитану даётся карточка с предложениями)

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало, покрывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Со стекла, стекла вода.

Проверка, жюри объявляет итоги конкурса.

2) Конкурс  «Слово-Змейка»

Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: Класс-собака-арбуз-зонт……Жюри подводит итоги.

3) конкурс   «Восстанови справедливость»

   - Злой колдун  поменял у слов определения, и получилось вот  что:     1команда:                                                     2 команда:

Неуклюжий как крот                                Верный как слон

Неповоротливый как собака                    Хитрый как бык

Слепой как пёс                                           Длинный как заяц

Трусливый как медведь                             Вороватый как жираф

Злой как лиса                                              Упрямый как сорока

4) конкурс:    «Расшифруй слова»

Мы все ждали  весны, чувствовали её дыхание. И вот, наконец – то, она пришла, а вот какие слова помогли нам почувствовать весну?

- Расшифруйте эти слова:

1 команда:                                                                2 команда:

      Пеакль (капель)                                                  Нытапроли (проталины)

      Чагр (грач)                                                          Снижкнепод (подснежник)

      Сокласуь (сосулька)                                          Чуйре (ручей)

      Жулы( лужи)                                                      Льреал (апрель)

5)Конкурс  «Собери слово»

-Отгадайте слова, собрав их по частям.

Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. (Расписка)

Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. (Подснежник)

За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.

6)Конкурс болельщиков  «Образуй существительное»

Глупый –… (глупец)                        Хвастливый – …(хвастун)

Сильный – …(силач)                        Ленивый – …(лентяй)

Смелый – …(смельчак)                        Старый – …(старик)

Болтливый – …(болтун)                Крепкий – …(крепыш)        

Храбрый – …(храбрец)                        Шаловливый – … (шалун)

Богатый – …(богач)                         Мудрый – …(мудрец)

Крикливый – …(крикун)                Маленький – …(малыш)

Добрый – …(добряк)                         Грубый – …(грубиян)

7)  Конкурс « Крылатые выражения».

- раскрыть смысл крылатых выражений:

Во весь дух - (быстро)                                Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)                Сломя голову - (быстро)

Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)

8)Конкурс. « Составьте слова»

Из букв одного слова нужно составить другие слова.     ГРАММАТИКА (грамм, мама. кит. мат, мак ,кара ,карат, тир, тик, там, гамма ,рама, рак)

9)  Конкурс  « Словесная перестрелка».

-Кто больше назовёт слов на букву Д.

10)   Конкурс болельщиков «Весёлые вопросы».

1.  Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

2.  Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)

3.  Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)

4.  Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

5.  Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

6.  Что самое первое мы делаем утром? (  просыпаемся)

7.  Сколько горошин может войти в стакан? ( сами они войти не могут)

8.  За чем во рту язык? ( за зубами)

9.  У кого есть шляпа без головы, нога без сапога? (у гриба)

10. Может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить)

11) Подведение итогов.

-Жюри подсчитывает очки.

1 чтец:

Грамматика, грамматика –

 Наука очень строгая!

 Учебник по грамматике

 Всегда беру с тревогой я.

2 чтец:

Она трудна, но без неё

 Плохое было бы житьё!

 Не составить телеграмму

 И открытку не отправить,

 Даже собственную маму

 С днём рожденья не поздравить!

3 чтец:

Люблю тебя, грамматика!

 Ты умная и строгая.

 Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

-Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...

«Звуко-буквенное лото». Дидактический материал для изучения в начальных классах разделов предмета Русский язык, Речь и АК

Дидактический материал для изучения в начальных классах в игровой форме разделов предмета Русский язык, а также Речь и Альтернативная коммуникация«Звуко-буквенное лото». Изучение родн...

Технологическая карта по русскому языку."Речь устная и письменная".

Технологическая карта по русскому языку на тему:"Речь устная и письменная"...