Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Витальева Марина Сергеевна

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алгоритм грамотного письма и получат опыт его применения на конкретном материале.

Для урока  используются тексты из книги "Азбука маленького нижегородца", которые не только расширяют представления учеников о родном городе, но и обращают их внимание  на правила правописания слов не только в упражнениях из учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_vitaleva_m.s.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

УМК «Планета знаний»

Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах»

2 «В» класс

                                                                                                                   Учитель: Витальева Марина Сергеевна

                                                                                                                  МАОУ «Школа №94» г. Нижнего Новгорода

г. Нижний Новгород

2019г.

Технологическая карта изучения темы

Предмет

русский язык

Класс

2

Тип урока

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема

Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах

Цель

создание условий для формирования умения решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения)

Основные термины, понятия

однокоренные слова, орфограмма

Исходный уровень универсальных учебных действий (УУД)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  Учащиеся умеют осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях); в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

  Учащиеся умеют понимать информацию, представленную в виде текста, схем; использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (сравнение, анализ, обобщение) на языковом материале; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

  Учащиеся научатся отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

К моменту проведения урока учащиеся имеют систематизированные сведения о звуковой системе русского языка; представления о слоговом строении слов, о практической значимости алфавита. Знакомы со способами обозначения на письме твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; со способами обозначения и проверки безударных гласных звуков с помощью подбора проверочных слов. Учащиеся знакомы с правописанием гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Имеют начальные навыки пользования словарями. Обладают запасом словарных слов (1 класс).  Имеют первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, окончании. Знакомы с понятием «однокоренные слова»; умеют определять однокоренные слова по двум признакам.  

Планируемые результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  Учащиеся научатся понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.

Познавательные 

  Учащиеся научатся находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; 

владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Коммуникативные

  Учащиеся научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  Учащиеся научатся применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Андрианова Т.А. «Русский язык» 2 класс. Учебник в двух частях, ч.1. ДРОФА, Астрель, Москва, 2018;

книга «Азбука маленького нижегородца» Путеводитель по городу Нижний Новгород. Нижний Новгород, 2011;

карточки с текстом;

карточки с дифференцированным заданием

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

  1. Самоопределение к деятельности.

Создание учебной ситуации – игра «Буква заблудилась» помогает учащимся прийти к пониманию того, что не все слова пишутся так, как слышатся.

- Сегодня мы вновь обращаемся к книге «Азбука маленького нижегородца».

(Книга демонстрируется детям)

(Рассказ учителя сопровождается показом географических объектов на «Физической карте России»)

- Как вы уже знаете, наш город был построен на берегах великой русской реки Волги.

 В древности она называлась Ра. Длина реки 3530 км, а ширина достигает 1500м.

 Она несёт свои воды в Каспийское море, в неё впадают другие реки: Ока, Сура, Ветлуга, Кама.

 В Волге водится много рыбы: стерляди и осётры, окуни и лещи, щуки и сомы.

 А берёт своё начало Волга  у деревни Волгино Верховье в Тверской области.

(На интерактивной доске - текст)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Буква заблудилась». Прочитайте отрывок из «Поэмы о Волге» Николая Палькина.

В/вот отсюда, именно отсюда,

Из/с  глубин ле/исного родника,

Выби/егает голубое чу/юдо –

Русская великая ре/ика.

- Что необычного в тексте стихотворения?

- Как вы думаете, на что я хотела обратить ваше внимание? Почему именно так написала этот текст?

- Что значит быть грамотным?

- Мы можем прочитать это стихотворение?

Учащиеся рассматривают текст и пытаются определить, что в нем необычного.

Ответы детей:

-пропущены буквы

-две буквы на месте пропуска

Ответы детей:

-Чтобы мы поняли, что здесь можно сделать ошибку.

-Чтобы мы были грамотными.

Ответы детей:

- Чтобы человек понимал человека.

- Чтоб ему было приятно читать написанное.

- Да.

Дети хором читают стихотворение.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные :

-умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа.

Познавательные:

- овладение логическими действиями (сравнение, анализ, обобщение).

Предметные:

- умение различать произношение и написание слов.

  1. Актуализация нового знания.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Вы догадались, какое задание я хочу вам предложить?

- Если есть выбор букв в слове, то что это за место?

- Чем оно опасно?

- Вы готовы помочь буквам найти своё место?

- Выбрать букву.

- Опасное место в слове.

- Можно допустить ошибку.

- Да!

Коммуникативные:

- участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  1. Открытие нового знания.

В ходе решения «орфографических задач» идет разграничение известного и неизвестного, изученного и того, что предстоит узнать.

Результатом выполнения данного задания, является составленный совместно алгоритм грамотного письма.

- Какие буквы мы можем вставить прямо сейчас?

(На интерактивной доске убираются неверные буквы. Экран выключается. На парте у детей карточки с текстом стихотворения).

1)- Все ли буквы вставили?

- Почему?

- Откройте учебник на с.98. Прочитайте «про себя» текст в рубрике «Заметьте».

- Какую позицию звука называют слабой?

- Прочитайте, что нужно сделать, чтобы выбрать нужную букву?

-Как называются буквы, выбранные по правилу?

- Рассмотрим таблицу на с.99.

Какая позиция будет слабой для гласных звуков?

- Какая позиция будет слабой для согласных звуков?

- Вернёмся к нашему стихотворению.

- Назовите слова, в которых в слабой позиции оказались гласные звуки.

- Назовите слова, в которых в слабой позиции оказались согласные звуки.

2)Составление алгоритма грамотного письма

- Прочитайте в таблице, как выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции.

- В какой позиции должен оказаться гласный звук, чтобы написание буквы не вызывало сомнений?

- В какой позиции должен оказаться согласный звук, чтобы написание буквы не вызывало сомнений?

- Подумайте, что можно сделать, чтобы выбрать нужные буквы?

Ответы детей:

  • Предложение пишется с большой буквы, поэтому в слове «Вот» - «В» заглавная.

- В слове «чудо» напишу букву «у», потому что знаю правило «Чу- щу пиши с буквой у».

- Нет.

-Не все правила ещё изучили.

- Если один и тот же звук может передаваться на письме разными буквами.

-«Чтобы выбрать нужную букву, нужно применить правило».

- Орфограммы.

-Без ударения.

-Если согласный звук стоит на конце слова или в середине слова перед глухими (реже звонкими) согласными.

-«ле/исного»,  «выби/егает»,

 «ре/ика».

-«из/с»

- «Букву для обозначения звука в слабой позиции (орфограмму) выбирают по сильной позиции звука в корне слова».

- Он должен быть ударным.

- Согласный звук должен стоять перед гласным или перед согласными л, м, н, р, в, й.

- Нужно подобрать проверочные слова, в которых звуки окажутся в сильной позиции.

Предметные:

- применение на письме изученных правил.

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

  1. Физкульт-

минутка.

Волга! Волга! Счастье наше!

Паруса. Дымки. Гудки.

В целом свете нету краше

Полноводнее реки.

Волга! Волга! В песнях старых,

К нам дошедших из веков,

Ты прославлена недаром

На десятки языков.

(Пётр Петрович Хузангай, народный поэт Чувашии)

Личностные:

-восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа.

  1. Первичное закрепление и применение новых знаний на практике.

Цель – организация первичного применения нового знания.

- Используя составленный алгоритм, работая в парах, решите орфографические задачи

(выберите нужную букву в словах отрывка из поэмы).

Проверка – рефлексия.

- Какие буквы выбрали для обозначения безударных гласных звуков и почему?

(На интерактивной доске убираются неверные буквы).

- Какую букву выбрали для обозначения согласного звука в слове «из/с»?

- «Из» - это предлог. В русском языке предлога «ис» нет. Это нужно запомнить. С предлогами подробнее  мы будем знакомиться во втором полугодии.

Следующее задание более сложное.

Нужно прочитать текст и выполнить задание.

(Дети получают карточки с текстом и заданием).

«Когда-то люди перегородили Волгу плотиной. Вода в реке поднялась и затопила берега. Так появилось большое водохранилище – Горьковское море. Другой берег моря почти не виден». («Азбука маленького нижегородца»).

(Слова выделены для группы с символом «колокольчик»)

Дифференцированное задание по степени помощи. (Детям раздаются карточки с текстом и заданием).

На карточке символ «ромашка»:

 Прочитай текст. Выпиши из второго и четвёртого предложений слова с орфограммами (гласные и согласные в слабой позиции) в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ).

На карточке символ «василёк»:

Прочитай текст. Выпиши из второго предложения слова с гласными  в слабой позиции, из четвёртого предложения слова с согласными в слабой позиции в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ).

На карточке символ «колокольчик»:

Прочитай текст. Выпиши выделенные слова. Найди и обозначь в них гласные и согласные в слабой позиции в корне. Обозначь орфограммы: безударную гласную в корне точкой (.); согласную – подчеркни ( _ ).

- Сравните выполненное задание с образцом, записанным на доске. Отметьте слова, в которых задание выполнено верно значком «+», допишите слова, которых нет, зелёным цветом. Если не обозначили орфограммы, сделайте это по образцу.

(На доске группы слов:

Вода, (в) реке, затопила, берега.

Берег.)

Выполнение детьми задания на карточках. Работа в парах.

Ответы детей:

- Лесного. Выберу букву «е», потому что проверочное слово «лес».

- Выбегает. Напишу букву «е», так как проверочное слово «бег».

- Реки. Ударный гласный [э] в первом слоге,  поэтому в слове «река» напишу букву «е».

- «з»

Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно.

Коммуникативные:

- умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Познавательные:

- использование на доступном уровне логических приёмов мышления (анализ).

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Познавательные:

-умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Предметные:

- осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

Регулятивные:

- осуществление контроля с использованием способа сличения своей работы с заданным эталоном;

- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель - осознание, контроль и самооценка своей деятельности.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Для  чего нам нужны эти знания?

- Всё, о чём мы говорили сегодня на уроке, можно представить в виде схемы.

Как писать без ошибок?

Найди орфограмму

Можешь                    Не можешь

проверить                  проверить

   Пиши                       Смотри  в

                                      словаре

(Схема в течение двух недель остаётся на дополнительной доске; индивидуально вклеивается в тетради по теории).

Именно с опорой на эту схему вам и нужно будет выполнить домашнее задание.

Домашнее задание: с.98 упр. 3

Спасибо за урок!

Ответы детей:

- Какая позиция является слабой и сильной для согласных и гласных звуков.

- Что такое орфограмма.

- Как выбрать нужную букву.

- Для того, чтобы писать без ошибок.

Регулятивные:

- умение определять последовательность изучения материала в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Познавательные:

- овладение общим способом проверки орфограмм гласных и согласных в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс

В презентации дана словарная работа, закрепление по теме  "Род имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Урок русского языка (УМК Планета знаний)Тема: Упражнение в установлении связи слов в предложении. (3 класс)

Данный урок    предназначен для проведения в 3 классе  УМК "Планета Знаний"...

Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...