Конспект урока по русскому языку на тему :"Учимся писать суффиксы -ик; -ек-"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гнилицкая Лолита Петровна

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_suffiksy_-ik-_-ek-.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-» 

Цель: создание условий для формирования умения писать суффиксы -ик-, -ек-

Задачи:

Дидактические: формировать умение грамотно писать суффиксы -ик-, -ек-.

Развивающие: развивать у учащихся память, мышление, орфографическую зоркость

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемые результаты:

Предметные: будут знать способ проверки суффиксов – ек -, - ик -. правило и алгоритм его применения.

Метапредметные:

Регулятивные: будут проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать свои достижения;

Познавательные: научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: научатся формулировать собственное мнение; слушать и понимать речь других;

Личностные: будут осуществлять самооценку результатов своей учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХ1 века»);

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мобилизующая часть урока.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка.

     Начинается урок,

     Он пойдет ребятам впрок,

     Постарайтесь всё понять,

     Учитесь тайны открывать,

     Ответы полные давать,

     Чтоб за работу получать

     Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют учителя, настраиваются на активную работу на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Орфоэпическая разминка

Минутка чистописания

Словарный диктант

- Проведем небольшую разминку, внимание на слайд.

-Прочитаем. (читают вместе со мной)

-Вы должны правильно произнести слова.

звонИт, свЁкла,красИвее, алфавИт, киломЕтр, Искра, жалюзИ.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 25 ноября.

-Сейчас проведём минутку чистописания.

Записываем соединение букв ён.

-Обратите внимание на соединительную линию, буква н верхнего соединения. При выполнении верхнего соединения, линию от буквы нужно довести до верхней линейки рабочей строки и после этого писать следующую букву.

- Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

Запишем слова с этим соединением букв: утёнок, лисёнок, тигрёнок.

-Выделите в словах суффиксы.

-Запишем предложение.

В зоопарке живёт полосатый тигрёнок.

-Обозначь в словах части речи.

-Проведём словарный диктант.

Праздник, чувствовать, лестница, корзина, собака.

Задание: Поставить в словах ударение. Подчеркнуть глагол.

Выполняют орфоэпическую разминку

Записывают в тетрадях число, классная работа. Записывают соединение

Записывают слова с соединение букв ён

Записывают предложение. Выполняют задание.

Записывают слова, выполняют задание

  1. Постановка проблемной учебной задачи.

-Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс?

- Как найти в слове суффикс?

- Правописание каких суффиксов вы изучали на прошлом уроке? (–онок; -ёнок).

- Когда пишется суффикс –онок? После твёрдых согласных и ч* пишется суффикс онок.

- Когда пишется суффикс –ёнок? После мягких согласных, кроме ч* пишется суффикс ёнок.

-А сейчас посмотрите на доску.

На доске: ключ..к, замоч...к.

Прочитайте слова. Выделите суффиксы.

-Ребята, в городе потерянных суффиксов случился переполох, никто не знает какие суффиксы писать в словах ключик и замочек и почему?

- А Вам интересно?

- Достаточно ли наших знаний, чтобы ответить на этот вопрос?

- Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока звучит так: Учимся писать суффиксы –ик- и –ек-.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цель урока

  1. Открытие нового знания.

1) Наблюдение

языкового явления

в целях выявления

существенных

признаков

2)Обобщение признаков

3) Уточнение формулировки

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки

- Какой частью речи они являются? (имена существительные)

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Разделите слова на два столбика: есть/нет

(Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика).

На доске:

есть

нет

кузнеч...к

сыноч...к

мяч...к

ореш...к

кузнечики

сыночка

мячика

орешка

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика.

- Что интересного вы заметили?

(Если при изменении форма слова гласный «и» остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

-Составим алгоритм применения правила –ик- или –ек-

1) Выделим корень слова. Если слышим после корня (ик), сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково: (ик).

2) Изменяем форму слова, подставляя к нему слова есть/много, нет. Проверяем остался гласный звук или исчез.

3) Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.

-Обратимся к научному источнику. Обратите внимание на страницу 123.

Правильный алгоритм применения правила мы составили?

- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

«В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, И всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Разделяют слова на два столбика

Анализируют второй столбик.

Отвечают на вопрос

Совместно с учителем составляют алгоритм

Читают правило

Отвечают на вопрос

Слушают сказку о суффиксах

  1. Первичное закрепление.

Комментированное письмо

Физкультминутка

Самостоятельная работа

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

Выбери, какой суффикс (-ек- или -ик-) нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением. Обязательно доказывай свой выбор.

пенёк, мяч, дождь, нос, голубок, глоток, вечерок, корабль, ключ, блинок, городок, лист, листок, цвет, цветок, солдат, песок, луч, венок, гвоздь, замок

Слова записывай в два столбика.

          -ик-                              -ек-

нет мячика — мячик      нет пенёчка — пенёчек

-ик-                                       -ек-

нет мячика — мячик             нет пенёчка — пенёчек

нет носика - носик                 нет дождичка - дождичек

нет кораблика - кораблик      нет голубочка - голубочек

нет ключика - ключик            нет глоточка - глоточек

нет листика - листик               нет вечерочка - вечерочек

нет цветика - цветик               нет блиночка - блиночек

нет солдатика - солдатик       нет городочка - городочек

нет лучика - лучик                  нет листочка - листочек

нет гвоздика - гвоздик            нет цветочка - цветочек

                                                  нет песочка - песочек

                                                  нет веночка - веночек

                                                  нет замочка – замочек

-А сейчас выполним физкультминутку.

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-А теперь я вам дам интересное задание. Подберите и запишите в каждый столбик по 3 слова.

Выполняют упражнение 2

Выполняют физкультминутку

Выполняют задание

  1. Включение нового знания в систему.

Игра «Весёлый суффикс»

Работа в парах по карточкам

-А сейчас мы с вами сыграем в интересную игру «Весёлый суффикс».

Если я назову слова с -ик- хлопают мальчики, а если с -ек- хлопают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик.

-Ребята, у каждого из вас на столах лежат карточки. Я предлагаю вам выполнить задания в парах.

Карточка.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели суффикс.

   Бант...к,  винт...к, диванч...к, горош...к,   дружоч...к,   дожд...к,   дом...к,  сыноч...к,  сад...к, песоч...к,  мост...к,   ножич...к,  куст...к.

Играют в игру «Весёлый суффикс»

Выполняют задание в парах

  1. Информация о домашнем задании.

Итак, ребята, запишите домашнее задание. Домашним заданием вам будет упражнение 1. Списать слова. Объяснить написание суффикса.

Записывают домашнее задание

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Удалось ли достичь цели?

-Оцените свою работу

1.Я всё понял, но есть вопросы.

2.Я все понял, могу работать по эталону.

3.Я всё понял, могу работать, объяснить другим.

-Вы все молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Урок окончен!

Оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

Тип урока: урок изучения нового материала  Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока:Образовательные:...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-" 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Учитель: Демочко Галина ЯковлевнаМесто работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского краяУМК «Начальная школа XXI века»Класс: 2Предмет: русский языкИспользуемое обо...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Учимся писать письма"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Учимся писать письма"...