"Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах" урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шишкина Галина Анатольевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого по теме : "Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_ob_odnokorennyh_slovah.docx119.03 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

    Урок русского языка

 во 2 классе

 по теме «« Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах»

                                                        Составила: учитель начальных классов

                                        МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                Шишкина Галина Анатольевна

                                                                

г. Исилькуль

Тема: Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.

Тип урока-урок исследование (обобщение знаний)

Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,информационно-коммуникационная,проблемно-исследовательская, игровая

Продолжительность:40 минут.

Цель урока : актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов: 

           1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

           2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова.

            3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;
  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку.

Коррекционные: - развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость; - вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД)

-  умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

-  умение составлять план работы;

-  умение анализировать, классифицировать найденную информацию;

-  адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;

 -  умение принимать и сохранять учебную задачу;

-  умение работать с информацией в малых группах;

-  умение  строить понятные для партнёра высказывания;

-  умение задавать вопросы;

- умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения на уроке: методы  исследования - целенаправленное наблюдение за объектом  для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Необычный день у нас.

        И гостями полон класс.

        Что гостям сказать нам надо?

        (-Видеть Вас мы очень рады!) Слайд 1

        Улыбнитесь всем в ответ

        Я хочу, чтобы вы не грустили,

        Всем улыбку свою дарили. (повернитесь друг к другу и улыбнитесь)

Всем желаю доброго утра. Слайд 2

Сядут сначала девочки, а потом мальчики.

Посмотрите внимательно на изображение солнца

Какое настроение вызывает у вас это солнышко. Я хочу, чтобы у вас весь урок

было такое настроение.

2. Сообщение  темы урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование        (слайд 3)
- Все вы  станете с исследователями.  Кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».   ( слайд 4)

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений, но прежде

чем начать работу, давайте разогреем наши ручки.

- Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы. Ка-кие орфограммы в словосочетаниях 3 марта, классная работа? (Ученики объясняют).

Где можно посмотреть написание слов (В орфографическом словаре)

3. Чистописание

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данно-

го поля.   ( слайд 5)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 й

 ц

 в

 я

 а

 п

 р

 д

 г

 р

 у

 ы

 ч

 т

 ш

 э

 з  

 х

 ф

 ъ

 р

 д

 ж

 к

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  р.  (слайд 6)

- Вспомните, какие звуки может обозначать буква р? (буква р может  обозначать два звука :согласный звонкий твердый звук р и согласный звонкий мягкий звук рь)

-Красиво и аккуратно прописываем первую строчку.

 

4 Самоопределение к деятельности: (разыгрывается сценка)

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать, послушаем разговор.

-Здравствуй, я корень, а ты кто?

- А я тоже корень.

-Я в земле живу, а ты где живёшь?

- А я живу в словах.

- Ну какой же корень может жить в словах? (усмехнулся) Вот я корень так корень! Посмотри: от меня к земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я,  тоже вырастают  целые кусты только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько нужных слов выро-слов из  слова «род».

Родина, родной, родился (прикрепляет на доску карточки)

- Подумаешь. Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют фрукты и ягоды, которые можно съесть, а твои слова не съешь!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов ,

 ни ягод даже и назвать-то нельзя!

Уч. Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые

 слова вырастить можно.

. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных

 слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.      

 - Как вы думаете, что же  станет темой нашего  сегодняшнего  исследования? (ко-

рень, однокоренные слова)

Посмотрите на доску, на ней появились тучки, что они скрывают?

 Уч. Какие цели мы можем перед собой поставить на нашем уроке? Что мы вспомним? ( на тучках появляются карточки)

Д.         –Какие слова называются однокоренными?

        -Что такое корень?

        -Как найти в слове корень?

    5.Работа по теме урока

1 этап.

- Что такое корень? Какие бывают корни?  Слайд 7
- Где можно найти значение слова корень (в толковом словаре) (слайд7)

Давайте прочитаем значения слова корень.

(На доске 3 карточки со значением слова корень, они по очереди открываются)

1. Корень – подземная часть растений. Пустить корни.

2. Корень – внутренняя часть зуба (волоса, ногтя).

3. Корень – главная значимая часть слова.

- Что можно сказать об этом слове? (это слово многозначное)

 - Какое из его значений относится к науке о языке?(корень это часть слова)

(Лишние карточки убираются)

слайд 8

- Давайте продолжим минутку чистописания и запишем замечательные слова, которые принёс нам корень слова. Слайд 9

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? (да, они сходны по смыслу и имеют одинаковую часть)

- От какого слова образовались все эти слова? (род)

- При помощи какого значка выделить корень в слове? (дуга)
- Объясните орфограммы в словах.
Выделите корень, покажите светофор. (зелёный правильно, красный неправильно)

Прочитайте предложение. Как вы понимаете его смысл. Запишите.

-Какое дерево является символом нашей Родины? (берёза)

(Работа по карточкам)

Прочитайте.

Берёза, моя берёзонька,                        берёзка

Берёза моя белая,                                березняк

Берёза кудрявая!                                подберёзовик

- Прочитайте слова в правом столбике. - Определите, что означает каждое слово. - Что общего в значении этих слов?

-Как называется общая часть, которая хранит это общее значение?

 -Как  можно назвать одним словом все слова?

- Прочитайте предложение. Найдите в нём слова, однокоренные словам из правого столбика. Докажите, что эти слова однокоренные.

Слайд 10

- Запишите однокоренные слова с корнем берёз, выделите корень. (светофор)

От какого слова произошли все слова? (от слова берёза)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово? (да)

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов? (нет)

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Дополним схему.  Корень – это …  слайд 11

- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) -  Дополним схему.  Что такое корень? Слайд 12

Какой цели мы достигли? ( вспомнили, что такое корень)

Прочитайте правило на стр.43.

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.

Уч. Ребята, в каком крае мы с вами живём.  Чем в основном занимаются люди нашего края? (ловят рыбу)

Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одной семьёй однокоренных слов, когда отгадаем загадки. Слайд 13

В воде я живу, без воды пропаду. (рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй догони! Я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни!(рыбка)

Сначала рыбу половили, потом ушицу мы сварили. И вплоть до самого утра мы просидели у костра. Мы уезжаем с речки, жалко. Эх, была хорошая (рыбалка)

Давайте подумаем, почему названные вами слова называются однокоренными.

С помощью какого слова можно объяснить значение всех слов, от какого слова они образовались?

Что вы скажете о значении этих слов? (близкие по смыслу)

Назовите общую часть, что это такое? (корень)

Выделите корень. (светофор)Давайте назовём ещё родственников этой семьи. Как называется жена рыбака (рыбачка)Запишите, выделите корень. Как называется крупная рыба (рыбина) Допишите.

Как называется суп из рыбы(уха) Можно ли это слово назвать родственным? (Нет, у него другой корень)

Назовите два признака однокоренных слов (близкие по смыслу и имеют одинаковый корень

6.Физминутка

Я вам сейчас буду называть пары слов. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете.

Лес – лесок, мокрый- сырой, полюшко-поле, белка-беленький, рыжий –рыжик, вода-водитель, стена-стекло, сад-садовник, боль-большой.

7.2этап. Слова  с омонимичными корнями.

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

-  Как вы думаете, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

 (нет)

- Исследуйте пары слов.  ( слайд 14,15,16,17) - Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

рис – рисунок

гора – горе

соль – солист

- Какой вывод можно сделать?

(Корни могут быть одинаковыми, а значение разное)

На какой вопрос вы ответили? (какие слова называются однокоренными)

А теперь давайте вернёмся к целям нашего урока и объясним ,как найти корень

слов. (Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

8. Работа в парах. Игра «Третий лишний» (Найти в каждой тройке лишнее слово, обменяйтесь карточками и сверьтесь по образцу (светофор)

Белка, беленький, белить. Слайд 18

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный, песок.

Где слова родные, однокоренные?

8. Работа по учебнику

9.Закрепление изученного.

Тест.

Выберите правильный ответ и обведите его в кружок.

  1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение?

 А)сказуемое,

 М) корень,

 Б) предлог.

2. Какие из этих слов являются однокоренными.

   Г) белка, бельчонок, белить,

  Д) смелый, храбрый,

  О) сестра, сестрёнка, сестричка.

3. Выбери лишнее слово.

   П) подводник,

   Л) морской,

   М) вода.

4. Корень в однокоренных словах пишется

  О) одинаково,

  У) в зависимости от значения,

  Е) когда как.

5. На письме корень выделяем так

  Х)

  Д)

  Н)

6. Какое из этих слов будет однокоренным к слову мир

  Ц) мирный,

  С) мерка,

  М) морковь

7. Найдите лишнее слово

  Э) добрый,

  Я) доброта,

  Ы) отзывчивый.

Прочитайте выделенные буквы, какое слово получилось?

 Работа в группах, работа с тестом. Если вы ответили правильно на все вопросы, у вас должно получиться слово «молодцы» слайд 19

Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)

К- 1(зеленый)

Найдите и зачеркните в каждой группе лишнее слово. В остальных словах выделите корень.

Час, часовщик, будильник, часовой. Цветок, цветник, светильник, цветочек.
Лес, лесник, лисичка. Гриб, грибник, грибок, пенёк.
Рыбный, рыбак, судак, рыба. Травка, травушка, растение, травяной.

К -2(оранжевый)

Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова:

Мы ездили в ___________________ . На __________________ опушке видели домик_______________ . Там растет молодой_____________________ .

Слова для справок: лес, лесника, лесок, лесной

К- 3(голубой)

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выде-

ли в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Проверка выполнения  работы по документкамере.

10.Рефлексия

Ребята о каком понятии мы сегодня говорили?(мы говорили о корне и однокорен-

ных

словах)

Всех ли целей мы достигли (ещё раз проговариваем)

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова».  - Давайте оценим наш урок и нашу работу.
Перед вами  картинки солнышко, солнышко и тучка и просто тучка. Если у вас радостное настроение, какое вызвало солнышкои вы довольны своей работой, прикрепите улыбающееся солнышко, если что- то  осталось непонятно, тогда солнышко и тучку, ну а если вы собой совсем недовольны, тогда просто тучку.

11.Выставление оценок.

8.Работа в парах

- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Дети объединяются в пары им раздаются карточки.

Первая пара находит слова , однокоренные слову голова. Вторая пара слову море. Третья пара слову трава.

Голова, море, трава, головка, морской, травка, моряк, головной, травинка, заголовок, травяной, заморский.

Проверка по слайду. Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном" (Русский язык 3 класс)

Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация+раздаточный материал) по русскому языку 2 класс "Школа России" «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»

Тема: «Закрепление и обобщение знаний о глаголе» Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать полученные знания о глаголах; совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значени...

Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"

В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы....