Тема: Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов? 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Анастасия Сергеевна Шишкина

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Учитель: Николаева А. А.

Практикант: Шишкина А. С.

Тема: Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная:  формирование понятия текст-повествование;

Деятельностная: формирование умения распознавать текст-повествование, аргументировать свой выбор.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение писать грамотно словарные слова;

2. Повторить сведения о тексте;

3. Развивать умение работать с деформированным текстом;

4. Развивать умение находить глаголы в тексте, определять их роль.

Развивающие:

1. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

4. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге;

6. Развивать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности;

2. Развивать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение писать грамотно словарные слова;

2. Знания сведений о тексте;

3. Умение работать с деформированным текстом;

4. Умение находить глаголы в тексте, определять их роль.

Личностные:

1. Положительное отношение к языковой деятельности;

2. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения;

2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Оборудование: слайды презентации, учебник, распечатки текста (карточка).

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России).  Стр- 82.

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа со стихотворением

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Словарный диктант-молчанка

2.2. Игра «Лови ошибку»

3. Выявление места и причины затруднения

3.1. Работа со схемой

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока и задач

5. Этап построения проекта выхода из затруднений

5.1. Работа с деформированным текстом

5.2. Самостоятельный вывод правила

5.3. Работа с правилом

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа с текстом

6.2. Определение роли глаголов в тексте

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Выборочное списывание

7.2. Нахождение глаголов, определение их роли

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

     9.1 Рефлексия

     9.2 Домашнее задание

             

             

                                                                                                     

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-

емые резуль-

таты

1. Этап мотивации (самоопределение)  к коррекционной деятельности

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.  

  1. Работа со стихотворением

- Начать урок мне хочется со стихотворения Максима Николаевича Данилова

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком?

- Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать

Фронтальная

Л2

К2

2. Этап актуализации и  пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Словарный диктант-молчанка

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы грамотно писать

- Запишите слова, которые вы сейчас увидите на слайде через запятую

тарелка, щавель, морковь, сапог, месяц, обезьяна, картина, стакан, топор.

-  Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга, поставив, если все верно плюс, если есть ошибки минус

- Молодцы

2.2. Игра «Лови ошибку»

- Проверим, какие же вы внимательные

- Я вам буду говорить фразы, если я скажу правильно, то вы со мной соглашаетесь, а если ошибочно, то поднимите руку и исправите

Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (да)

Текст всегда состоит из одной части (нет)

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать читателю автор (да)

Тема текста – это то, чем заканчивается текст (нет)

Записывают слова в тетради

 Отвечают на вопросы учителя

- Текст состоит из 3 частей начало, основная часть и концовка.

- Тема текста- это о ком или о чем говорится в тексте

   Фронтальная

Взаимопроверка

ПР1

ПР2

К1

Л1

3. Выявление места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися

возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Работа со схемой

- Предлагаю вам вспомнить, что такое текст?

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.

- На какие части можно разделить текст?

- Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка)

(Также текст можно озаглавить, в тексте можно определить тему и главную мысль. К тексту можно составить план.)

- Верно, ребята

- Я вам приготовила схему, посмотрите, пожалуйста, на слайд

- Какие 3 типа текста вы знаете?

- С текстом-описанием вы знакомы

- Текст-рассуждение, наверное, в нем о чем-то рассуждается?

- А вот текст повествование, знаком вам?

- Как вы думаете, это какой текст?

3.2. Формулирование проблемы урока

- Какова проблема урока?

- Какой вопрос возникает?

Учащиеся отвечают

 

Учащиеся читают: текст - описание, текст - рассуждение, текст – повествование

- Что такое текст-повествование

Фронтальная

Индивидуальная

К2

П1

П2

ПР2

К2

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?  

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. 

4.2. Формулирование цели и задач урока

- Какую цель мы поставим на уроке?

(Узнать, что такое текст-повествование)

-Что мы для этого будем делать?

-Что мы должны будем выяснить?

(Какие особенности имеет текст - повествование?

Для чего используется текст - повествование и какова роль в тексте глаголов?)

Ответы учащихся

- Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

- Работать по учебнику с правилом, выполнять упражнения

Фронтальная

Л2

К2

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с деформированным текстом

- Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их

- Прочитайте предложения, можно ли их назвать текстом?

- Что мы должны сделать, чтобы получился текст?

- Вспомните, с чего должен начинаться текст

- Какое предложение может быть первым?

- Напротив предложения поставьте цифру 1

- Что произошло дальше? (за стадом наблюдал волк), поставьте цифру 2….

Овцы дружно ходили около леса. За стадом наблюдал волк. Два ягненка отошли от стада. Глупые ягнята стали бегать по всему полю. Они далеко ушли от стада. Старая овца забеспокоилась, позвала их. Волк посоветовал им не слушать мать. Волк их поймал.

- Ребята, скажите, о чем говорится в данном тексте?

- На какой вопрос отвечает наш текст?

- К какому виду текста можно отнести данный текст? Почему?

- Что вы знаете о тексте-повествовании?

- Если бы у вас в руках оказался фотоаппарат, один или несколько кадров вы сделали к этому тексту?  Почему?

- Какая часть речи передает нам происходящее

- Можем ли мы сказать, что глаголы выполняют главную роль?

5.2. Самостоятельный вывод правила

- Так что же такое текст-повествование?

- На какой вопрос отвечает такой текст?

5.3. Работа с правилом

- Давайте проверим свои предположения

- Прочитайте правило у тетушки совы

- Поднимите руки, кто правильно сформулировал

- Поработайте в парах

- Составьте вопросы к правилу и задайте их друг другу

- Оцените работу товарища

- Молодцы

Физкульминутка

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

- Нет

- Составить текст

- С начала

- Овцы дружно ходили около леса

- Что произошло

- К тексту повествования

- Глаголы

- Да

 

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Взаимооценка

ПР3

К1

Л2

П2

К2

П1

К1

Р1

К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач 

6.1. Работа с текстом

- А попробуйте определить следующий текст, является ли он повествовательным

- Найдите упражнение 144-ое

- Чтобы  определить тип текста, что мы должны сделать?

- О ком или о чём повествуется в тексте?

- Что сначала произошло в природе?

- В какой части говорится об этом?

- А что потом случилось с жаворонком?

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- На какой вопрос отвечает текст?

- Так можем ли мы назвать текст повествовательным?

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

К. Ушинский

6.2. Определение роли глаголов в тексте

- Найдите и прочитайте глаголы, с помощью которых передается происходящее в первом абзаце

- Назовите глаголы, которые помогают понять, как радуется солнышку жаворонок

- В каком абзаце говорится об этом?

- В третьем абзаце с помощью, каких глаголов рассказывается о событиях, происходящих с зайчиком.

- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? 

 

Отвечают на вопросы учителя

- Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

П1

П2

К2

Л1

ПР4

П2

К2

Р1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Выборочное списывание

- Ребята, какое предложение вам понравилось больше всего?

- Давайте спишем предложение о жаворонке, без ошибок, красиво

- Оцените себя, поставьте себе за написанное предложение оценку, если вы написали его красиво и без ошибок, то поставьте себе !

Если есть одна помарка- +, а если есть ошибки, то -

Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко−высоко и запел свою серебряную песенку: "Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!"

7.2. Нахождение глаголов, определение их роли

- Посмотрите внимательно на это предложение, что сделал жаворонок? Подчеркните все глаголы как сказуемые

- Сколько сказуемых в этом предложении? 

- Молодцы, ребята

Учащиеся списывают предложение

- Встрепенулся, выпорхнул, поднялся и запел

- Четыре

  Фронтальная

Фронтальная

П2

К2

Л1

ПР4

К2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Блиц - опрос. Определение типа текста

- Мы работали с текстом-повествованием

- С текстом-описанием вы знакомились

- А теперь проверим

 (на слайде)

- Перед вами текст, определите какой он?  Текст-описание или текст-повествование?

Котёнок.

Жил во дворе котёнок. Однажды увидел он утят и погнался за ними. Утята побежали к собачьей будке. Из неё выскочил лохматый пёс. Котёнок пружиной взлетел на забор. Утята спокойно пошли к воде.

- А почему этот текст-повествование? Какой вопрос можно задать?

- Какой этот текст?

Мой котёнок.

Моего котёнка зовут Тёмка. Он совсем маленький. У него белая шейка, белые лапки и белое брюшко. А вот спинка у него рыжая. Он очень забавный.

- Почему данный текст описание?

- Текст-повествование

- Потому что в нем повествуется о происходящем. Что произошло?

- Это текст-описание, потому что в нем описывается котенок

   Фронтальная

П2

К2

ПР2

П1

Р1

К1

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия

- Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? 

- Какова была цель урока? Достигли мы ее?

- Какой текст называют текстом-повествованием? 

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? 

- Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? 

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Ребята, как вы считаете, как вы работали на уроке?

- Поднимите руки те, кому было всё понятно

- Кто испытывал затруднения, какие?

- Хорошо

9.2. Домашняя работа

- Ребята, запишите домашнее задание на стр.83  упр.145

 - Спасибо за работу! До свидания.

- Мы узнали, что такое текст-повествование

- Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.

- Что случилось? Что произошло?

- Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.

 

Фронтальная

Л1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"

Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных ...

Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Презентация к уроку русского языка для 2 класса. По теме «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»

Класс: 2Четверть: 3Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: создать условия для приобретения новых знаний при о...

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса. По теме «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»

Класс: 2Четверть: 3Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: создать условия для приобретения новых знаний при о...