Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса. По теме «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Класс: 2

Четверть: 3

Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников.

Задачи урока:                                                   

Образовательные: учить распознавать, составлять текст – повествование и выделять его характерные признаки.

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважение к мнению других, умение слушать друг друга: воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_povestvovanie.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Четверть: 3

Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников.

Задачи урока:        

Образовательные: учить распознавать, составлять текст – повествование и выделять его характерные признаки.

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважение к мнению других, умение слушать друг друга: воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.


Этап урока

Образовательная задача

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1.Организационно-мотивационный момент

Вызвать устойчивый интерес к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны быть учебник, тетрадь, дневник, канцелярские принадлежности. Садитесь. Проконтролируйте себя, чтобы каждый сидел за партой правильно. (на слайде правильная посадка)

- Все готовы, тогда начнем.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Компьютер, проектор, презентация

Регулятивные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  одноклассниками,  прогнозирование  содержания  учебной  деятельности.

Коммуникативные:

восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

Формирование  внутренней  позиции  учащегося на  уровне  положительного  отношения  к  уроку  

2. Актуализация знаний

Актуализировать исходные знания и опыт обучающихся, побудить к активной деятельности

Мотивирующий диалог (вызов знаний)

Ребята, посмотрите на слайд. Здесь представлен ребус, разгадаем его (Маша газета один). Запятые означают количество букв, которые нужно убрать у слова с правой или левой стороны.

Что за слово получилось?

Совершенно верно! Это слово «Магазин». Словарное слово (из учебника, стр.84), правописание которого необходимо запомнить: в первом и втором слоге пишется гласный «а».

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Пропишем буквосочетания (на слайде).

Списывайте красиво, аккуратно. Выводите каждую букву. На следующей строке напишите словарное слово «Магазин», подчеркните орфограммы, поставьте ударение (на слайде).

Устно составьте предложение со словом магазин.

Слушает некоторые составленные предложения.

Молодцы!

Разгадывают ребус.

- Магазин.

Выполняют работу в тетради.

Устно составляют предложения.

Ф

Компьютер, проектор, презентация.

Познавательные:

проводить   умозаключения

Коммуникативные:

умение строить речевое  высказывание

Регулятивные:

планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками

Развитие мышления, памяти, внимания, речи

3.Целеполагание и выход  на тему

Создание и фиксирование проблемной ситуации (вопрос, на который нужно найти ответ)

Беседа

Скажите, пожалуйста, те предложения, которые вы составили, будут являться текстом?

А вы знаете,  что такое текст?

Значит, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

А можем ли мы составить текст?

Тема сегодняшнего урока «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?».

Сформулируем цель и задачи урока (на слайде).

- Нет / Да.

- Нет.

Узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

- мы узнаем:

что такое текст-повествование;

- мы научимся:

выделять характерные признаки текста-повествования;

- мы сможем:

построить свой текст.

Ф

Компьютер, проектор, презентация

Познавательные:

проводить   умозаключения

Коммуникативные:

умение строить речевое  высказывание

Регулятивные:

планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками

Развитие мышления, памяти, внимания, речи

4.Изучение нового материала

Построение и фиксация новых знаний

Беседа

Скажите, а все ли тексты одинаковые?

Тексты мы используем не только в письменной речи, но и в устной.

Например, вы сходили в картинную галерею и решили маме рассказать об одной из картин, т.е. вы будете эту картину…..?

Верно!

Другой пример: вы ходили в лес за грибами и видели лисицу. Вы об этом событии будете ….?

Хорошо!

Мы видим, что тексты бывают разными.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, происходящих в определенной последовательности, называется текстом-повествованием. К таким

текстам можно поставить вопросы ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Т.е. в подобных текстах много действий.

Передать последовательность происходящих событий в повествовательных

текстах помогают глаголы.

Рассмотрите картинки, устно попробуйте составить по ним рассказ.

У вас получилось? Здорово!

Ответьте на вопрос (вопросы задаются с возможностью ответить): «Что случилось? Что было с самого начала? Чем все закончилось?». Давайте рассмотрим пример рассказа, который у вас мог получиться.

«Однажды три чёрных котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в мешок с мукой. Котята за ней, а мышка убежала. Из мешка вылезли три белых котёнка.».

О чём рассказывается в тексте?

Какой вопрос можно поставить к тексту?

Правильно!

Озаглавьте текст.

Для этого подумайте, о ком он?

Текст о котятах и мышке.

Тему нашего текста отражает заголовок «Котята и мышка».

Получившийся текст - это текст-повествование (слайд).

Текст-повествование можно сравнить с кадрами мультипликационного фильма,

которые следуют один за другим.

Тексты повествования статичны или динамичны?

Повествование состоит из частей: начало события,

развитие события, главный момент, конец события.

Прочитаем текст и определим части повествования.

(1-е предложение – вводная часть, 2-е предложение – развитие события, 3-е предложение – главный момент, 4-е и 5-е предложение – конец события).

Чтобы лучше запомнить текст, нужно составить план. Для этого, в каждой части

текста нужно определить самое главное и озаглавить эти части. Приблизительный

план нашего текста. Зачитывает. (на слайде).

Помните! При записи текста каждая новая часть пишется с красной строки.

Обратите внимание, что глаголы в тексте встречаются чаще всего.

Без глаголов мы не сможем рассказать о том, что произошло. Глаголы – это опорные слова для текста-повествования. Прочитайте их.

(на слайде).

Предлагает отдохнуть.

Физминутка:

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

- Продолжим работать.

Обратимся к учебнику и прочитаем правило. (стр.82)

Об этом мы только что с вами говорили?

Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?

Выполним упражнение 145.

Читает текст, задает вопросы по тексту из упражнения.

В случае затруднения оказывает консультационную помощь.

-Нет

- Описывать.

-Рассказывать

Слушают учителя.

Составляют рассказ. Отвечают на вопросы.

- В данном тексте рассказывается о том, как котята увидели мышку, погнались за ней, и что из этого вышло.

- Что произошло?

- Динамичны.

Определяют части повествования.

- Выполняют физминутку.

Работают с учебником.

-Да.

- Что случилось? Что произошло?

Работают с упражнением.

Ф, И

Компьютер, проектор, презентация

Составлять текст-повествование, озаглавливать его, составлять план.

Формирование умения находить в тексте глаголы.

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты в процессе работы;

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

овладеть навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества.

6. Подведение итогов

Сопоставление собственного вывода с истинным ответом на проблемный вопрос

Беседа

Наш урок подходит к концу.

О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Добились ли мы ее?

Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты мы выполнили?

Возникли ли у вас какие-нибудь трудности в течение урока? Какие?

О тексте-повествовании.

Узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

Да

Да/нет

Ф

Умение ориентироваться в своей системе знаний
Умение соотносить полученный результат с поставленной целью

7. Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет учить правило, выполнить упражнение 146 на странице 84 (составить повествовательный текст)

Записывают домашнее задание в дневник

Ф

8. Рефлексия

Проводит оценивание.

Выставляет отметку за активную работу на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно).

- Оцените свою работу:

- большой палец вверх, если вы усвоили новый материал, вам все было понятно;

- Большой палец вниз, если вы материал не усвоили.

Проводят самоанализ

Ф

Умение фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"

Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"

Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...