Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.
проект по русскому языку (3 класс)

Погодицкая Оксана Олеговна

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствую я вас, друзья,
В этот прекрасный день февраля.

Ребята, прослушайте отрывок из литературного произведения и скажите, что это за произведение и кто автор.

(звучит аудиозапись с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

    - Скажите, какую часть речи использует автор для полноты и красочности произведения.

- Имя прилагательное.

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательное?

- Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой? какое? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.

- Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

(Дети формулируют тему урока)

(Открываю ставни, на доске портер Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски нарисовано сине-белое море)

  - Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

4. Работа по теме урока

-Давайте зачитаем план нашего исследования.

(Написан на доске. Один ученик зачитывает.)

План исследования

  1. Перечитать отрывок из сказки
  2. Найти устаревшие словосочетания.
  3. Подобрать прилагательные к слову.
  4. Найти ошибки в тексте.
  5. Найти имена прилагательные, употребленные в переносном значении.
  6. Подобрать к ним синонимы и антонимы.
  7. Проиллюстрировать составленные предложения.
  8. Сделать вывод.
  9. Защитить проект.

- Работать сегодня на уроке мы будем в группах по этому плану: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд-вторая, и 3 ряд – 3 группа.  Свое исследование мы будем записывать на волшебных листах (каждой группе раздается лист формата А4)

А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку. Посмотрите, на ваших листах разбросаны слова. Вам нужно составить словосочетания. Стрелочками соедините каждое имя существительное с подходящим по смыслу именем прилагательным из сказки.

1 группа

(Ветхая) землянка,

… (сварливая)баба,

…(грозная)стража,

…(черная) крестьянка,

… (синее) море,

2 группа

… (золотая) рыбка,

…(парчовая) кичка,

…владычица(морская),

… (новое) корыто,

…(соболья) душегрейка,

3 группа

 … (золотые) перстни,

…сердитые (волны),

… (ласковое) слово,

… (тесовые) ворота,

…(старый) невежа.

- Первая группа, зачитайте какие словосочетания у вас получились.

- Вторая группа…

- Третья группа….

- Ребята, встретились ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа.

- А как называют такие слова? (устаревшие)

- У вас на партах лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее трех устаревших слов или словосочетаний:

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

- 1 группа, прочитайте, какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа?

- Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов (слайд 1)

- Кто из вас знает значение слова «кичка»?

- В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

- Подумайте, что это такое?

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших определений?

5. Работа со словарем.

- Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!

- У первой и второй группы на партах лежат толковые словари с закладками.

1 группа находит значение слова «парча», вторая группа значение слова «кичка», а третья группа – из предложенных картинок, должна выбрать именно ту, которая обозначает это словосочетание.

- Слова найдены. Начнем с 3 группы. Покажите ту картинку, которую вы выбрали.

- Теперь мы узнаем значение слова «парча». На экране вы можете посмотреть как выглядит эта ткань. А что же означает «кичка»? Посмотрите, на экране появилось значение слова «парчовая кичка». Запишите на листах значение словосочетания «парчовая кичка»

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

- Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

- Посмотрите на экран? Что на нём изображено? (слайд 2)

- На нём изображено море.

- Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море синее.

- Правильно! А какое еще может быть море?

- Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на листах.

-Чёрное, волнующееся, огромное, необъятное…

- Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

- В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море!(слайд 3)

(например... безмолвное, беспокойное, беспощадное,  буйное, бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5. Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка плавает в водице,

(Плавные движения кистями)

Рыбке весело играть

(Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать

(хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула

(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока

- Продолжаем наше исследование.

У меня в руках отрывок из нашей сказки и мне нужен помощник, чтобы проверить все ли окончания имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет необходимо

 (Выходит ученик)

-  Прочитай отрывок.

“Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит?
Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках
золотой перстни,
На ногах
красная сапожки”

- У каких прилагательных заметили ошибки?

- Как мы определяем окончание имен прилагательных?

(Правописание окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода, числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному. Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

- Находим существительное, к которому относится прилагательное и определяем его падеж, род и число.

- Выпишите словосочетания, исправляя окончания у имен прилагательных, рядом укажите падеж, род и число.

(Ученик на доске, остальные на листах)

Высокий терем – это окончание  В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые перстни – В.п., мн.ч

Красные сапожки –В. п., мн.ч

- Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? В каком значении употреблено здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

- Сейчас каждой группе нужно выписать из текста  словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы, поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

- 1 группа зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа?

 - Скажите, в какой землянке жили старик со старухой?

- В ветхой землянке

- Какое близкое по значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

- Старая?

- Что мы сейчас подобрали?

-Синоним.

- А какое прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

- Новая

- Что мы в этом случае подобрали?

- Антоним

У вас на листах написаны имена прилагательные из сказки, подберите и запишите к каждому синонимы и антонимы:

Слово

Синоним

Антоним

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

7. Подведение итогов урока.

— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

— Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

- Попрошу одного человека из группы выйти к доске и показать, получившийся проект.

- Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Домашнее задание.

- Домашнее задание: закончить проект: составить и записать текст из трех предложений, используя устаревшие словосочетания из сказки и проиллюстрировать его.

9. Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на доску «золотую рыбку»

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую рыбку

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то отпустите в наше море красную рыбку

- Представьте, что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили?

- Оценки за работу на уроке.

10. Заключительное слово учителя:

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных в И.п и В.п" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных в И.п и В.п" 4 класс...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка. «Род имен прилагательных в единственном числе» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со смысловым значением имен прилагательных; формирование знаний на установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты: Предм...

Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.План...

Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)

. КОНСПЕКТ УРОКА по  русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...