Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дзгоева Карина Ахсаровна

На уроке учащиеся повторят, обобщат, систематизируют знания об имени существительном.  Сформируется  представление об основных грамматических признаках существительных;  будем развивать умение определять число и род существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-проект по русскому языку во 2 «б» классе на тему:

«Обобщение знаний об имени существительном»

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном
                                                                           Задачи урока:

Образовательные:

-  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; 

- формирование представления об основных грамматических признаках существительных;

-  развивать умение определять число и род существительных
Развивающие:  

-  развитие универсальных учебных действий с традиционным изложением предметного содержания учебного материала;

-  развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы;

-  развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;

- развитие внимания, наблюдательности, устойчивой мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:

- привитие умения слушать учителя и своих одноклассников, уважения друг к другу, необходимое для работы в группе и паре;

- воспитание гигиенических правил письма;

- повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
 

Планируемые результаты:

Предметные результаты: 

- распознавать в речи имена существительные,

-  классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные,

- изменять имена существительные по числам,

- уметь определять род имён существительных

УУД:

Регулятивные: 

- осуществлять пошаговый контроль по результату,  

- контролировать процесс и результаты своей деятельности,

- вносить необходимые коррективы,

-  учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: 

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку),

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные: 

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания,  

- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Личностные результаты: 

- способность  к  самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор,  листы с заданиями по группам,  карточки для парной работы,  солнышко с грамматическими признаками существительных, смайлики  для рефлексии.

Ход урока.
I. Организационный  момент.

- Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. И прежде чем начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                                  

Будем отвечать активно,                                                                                                                                  Хорошо себя вести,                                                                                                                                                Чтобы гости дорогие,                                                                                                                                                                                                                                Захотели вновь прийти.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 2,3).

-Что хотим получить от урока? (высказывания детей)

3.Работа над девизом урока

Посмотрите, пожалуйста, на доску и соберите, пословицу. Она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  

Повторение - мать учения.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать учения» -  это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.

- Как вы думаете, чем на уроке сегодня будем заниматься?

(Повторять) (СЛАЙД 2)

II.  Актуализация знаний, определение темы урока.

1. Запись в тетради: число.  Классная работа.

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

           Чтоб проверить у всех старание,

           У нас минутка чистописания.

2. Чистописание. (На слайде)

СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

- Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)

- Какая буква лишняя? (ь)

- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)

- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.

- Какое слово получилось? (существительное)

- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)

3.Определение темы урока

Теперь мы можем сделать вывод, как называется тема нашего урока?

  «Повторение об имени существительном»

  «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».  Вы со мной согласны? Как вы  понимаете смысл этой пословицы?  (Мы узнаём что-то новое, что-то интересное).

        Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их. Но этот сундучок со знаниями должен быть у каждого из вас.

        Сегодня  мы пополним наш сундучок знаний. Мы изготовим схему- опору  об имени существительном, чтобы в любой момент, если что-то подзабыли, могли себе напомнить с помощью этой схемы. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие  на облаках к солнышку с красивым названием «Имя  существительное».

                                          Давайте убедимся все друзья,

Что нам без существительных никак нельзя!

III. Планирование предстоящих действий:

Давайте наметим план наших действий, как мы будем работать, чтобы всё успеть повторить, чем будем заниматься?

  Сегодня мы будем:

Наблюдать,     замечать,      размышлять,     делать выводы  (на доску – слова-карточки)

- а ещё мы изготовим для себя схемы- опоры об имени существительном. Чтобы вы могли в любую минуту воспользоваться ними и вспомнить, если что-то подзабыли.

IV.Обобщение и систематизация знаний

1. Словарная работа.                


Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Книга.


Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Книга.


Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком.

Книга.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый……воробей.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Заяц

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом. Карандаш

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.  Капуста

Летом ходит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  Медведь

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидоры)

Как на нашей грядке вырос для загадки – 
Сочный, да крупный, вон какой круглый. 
Летом зеленеет, К осени краснеет.  Помидор

Прочитайте все слова.  Что они обозначают? Предмет    появляется на доске солнышко с первым лучиком

На какие вопросы отвечают? Отвечает на вопросы…(кто? что?)

Как называются эти слова? …(имя существительное) (на доске солнышко с надписью имя сущ. ,  клею лучик - кто? что?)

Так что же такое Имя существительное?

У вас на столах заготовки схем – опор. Возьмите солнышко и наклейте на карточку. Теперь приклейте первый лучик как у меня на доске.

На уроках осетинского языка вы тоже изучали эту часть речи. На какие вопросы отвечает имя существительное в осетинском языке. А какое есть отличие  в русском  языке и в осетинском в постановке вопросов к предметам. Вопрос кто? (чи?)  ставится только к человеку, ко всем остальным предметам ставится вопрос  что? (цы?)  Кто напомнит, а  как звучит имя существительное по осетински?  (номдар).

2. Признаки имён существительных

а) Одушевлённые и неодушевлённые

На какие две группы можно разбить эти слова?

Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)

Какие существительные относим к одушевлённым?

К неодушевлённым?

Запишите слова в 2 столбика. Проверьте по шаблону.(на слайде)

Наклейте лучики к своему солнышку

б) Собственные и нарицательные

И опять нужно внимание -  

Очень важное задание.

Прочитайте предложение,

Примите важное решение.

Посмотрите, что и как,

Что–то здесь, друзья, не так.

Домик для скворцов смастерил алёша скворцов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)

Все остальные имена существительные относятся к нарицательным.  (лучик)

Запишите предложения правильно. Подчеркните грамматическую основу.

Карточка № 1 :

страна - ….,
город - ...,

имя  - …,

- выполните задание на карточках и проверьте друг друга

3.  Физминутка. (музыкальная)

в) Изменение по числам       (работа в парах)

Найди лишнее слово. Запиши. Объясни 
1. Шапки, носки, сад,  яблоки
2.  Папа, трава, парты, книга

Вывод: имена существительные изменяются по числам

Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в ед.числе  

Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов)   (лучик)

г)  Изменение по родам

            Под ольхой в тени ветвей

        Ёж созвал своих друзей.

        Усадил их всех на кочку,

        Дал росы им по глоточку.

        Но внезапно за бугром

        Громкий-громкий грянул гром.

        Гости все свалились с кочки,

        Разлетелись на кусочки.

        Вам не сложно угадать?

        Помогите их собрать!

                                             БЕЛ - КА,  МЕД - ВЕДЬ,  СОЛН - ЦЕ.

        На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? Имена существительные  относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

Дети:        

Женский род  запомню я и скажу: “Она моя”.

И запомню  род мужской. Но теперь скажу: “Он мой”.

Средний род:  “Оно моё” – это правило твоё.

Запишите слова в 3 столбика, дополните каждый столбик своим словом. (проверка)
Приклейте лучик

Вот мы и изготовили себе помощника на уроки русского языка.

Рассмотрите свои схемы-опоры. Покажите их мне и гостям.

Как вы думаете, пригодится вам эта карточка?

Когда? Где мы её будем применять? (когда будем делать грамматический разбор имени существительного)

д) грамматический разбор имени существительного:  (работа в парах)

- Давайте попробуем это сделать прямо сейчас.

 Сделайте разбор слов, записанных у вас на карточках.  (проверка по образцу на слайде)

ПОРЯДОК РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАК ЧАСТИ РЕЧИ:

 1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Постоянные признаки:  одуш. или неодуш.;  собств. или нариц.; род.

4. Непостоянные признаки: число ед.ч. или мн.ч.

V.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

"Гора успеха"- самооценка деятельности ( на доске прикреплён  постер горы) Оцените свою работу на уроке маленьким солнышком.

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить солнышко.

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы -  Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!  

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

ІV Домашнее задание.

Задание по карточке.

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Всем гостям спасибо за внимание!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...