Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 1 класс (вариант 3.2.)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Пикина Юлия Игоревна

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 1 класс. Разработана для обучения  незрячих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx104.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для 1-го класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2), методик обучения слепых детей, авторских программ по русскому языку Канакиной В. П., Горецкого В. Г., Бойкиной М.В.

Выбор этих программ обусловлен тем, что обучение незрячих учащихся осуществляется по учебникам Горецкого В. Г., Кирюшкин В.А., Бойкиной М.В.  и др. Азбука: Учебник 1 класс в 2-х частях. М: Просвещение 2011., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс М: Просвещение, 2015 и изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Цель реализации программы -  ознакомление незрячих учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма рельефно-точечным шрифтом Брайля как показателя общей культуры человека.

Задачи данного курса:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку;

- коррекция вторичных отклонений в развитии (вербализма), обусловленных отсутствием или глубоким нарушением зрения;

- совершенствование навыков пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, формирование навыков пространственной ориентировки в книге, тетради при списывании по системе Л. Брайля, координации и темпа движений, навыков осязательного обследования при работе с дидактическим материалом при овладении письмом;

- формирование навыков владения процессом письма рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля, умения воспринимать и представлять одну и ту же букву в двух различных положениях: в одном положении при письме, в другом - при чтении, читать грифелем написанный текст, не открывая письменного прибора;

- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка),

- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология». Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки учащихся первого класса по другим школьным предметам.

Содержание программы для 1 класса направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку. Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык» Обучение письму идёт параллельно с обучением речи с учётом принципа координации устной и письменной речи слепых обучающихся. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Обучение «Русскому языку» (обучение письму) направлено на формирование основ письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в приборе, кассе, колодке-шеститочия, в книге, тетради и др.), развитие остаточного зрения, грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения письму обеспечивает решение основных трёх задач его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения и письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об окружающем мире.

На уроках письма дети усваивают требования к положению брайлевского прибора, умению открывать и тихо закрывать прибор, вкладывать и закреплять бумагу, держать брайлевский грифель, занимать правильную позу при письме и чтении, учатся накалывать вначале орнаменты из точек, а затем овладевают письмом букв, используя колодку – шеститочие, что требует работы по развитию осязательного восприятия (кожной чувствительности пальцев рук) необходимое для выработки умения различать рельефные точки шеститочия при письме и чтении.

        Букварный (основной) период охватывает изучение букв в такой последовательности, как её структурировал Л. Брайль, а в последствии ввезла в Россию Екатерина Трумберг. Все буквы русского алфавита разделены на пять строк. Шестая строка отведена для знаков препинания. Соответственно порядок изучения букв проходит не в той последовательности как в общеобразовательных (массовых) школах (первыми изучаются гласные – А, О, У, Ы, Э, И, затем согласные – М, С, Х, Ш, Л, Н, Р). Обучение письму и чтению в нашей школе нацелено на облегчение запоминания букв. Вначале с детьми изучаются буквы первого ряда. В нём буквы, точки которых расположены в верхнем квадрате ячейки (А, Б, Ц, Д, Е, Ф, Г, Х, И, Ж), затем буквы, которые имеют точку 3, потом изучаются все буквы с точками 3,6 и завершается букварный период буквами с точкой 6. Специфика данного периода заключается в непосредственном обучении письму и чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов, слов, предложений и небольших текстов.

Уроки письма в послебукварный (заключительный) период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся.

На всем протяжении обучения грамоте проводится работа по развитию деятельности сохранных анализаторов в тесной связи с развитием речи и мышления обучающихся.

В рабочей программе предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся:

— парная; индивидуальная;

— проектная, игровая деятельность;

— самостоятельная, совместная деятельность;

Все формы проводятся с использованием комментирования деятельности.

Место учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку предусматривает в 1 классе 5 часов в неделю, 165 часов за год согласно Учебному плану ОКОУ «Курская школа «Ступени» на 2019 – 2020 учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа «Русский язык» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в прибор, учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • проводить звуковой анализ слова, называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • читать и составлять схемы звукового состава знакомых слов; определять количество букв и звуков в слове;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать слова, написание которых не расходится с произношением   (10-15 слов) и писать под диктовку учителя слова и небольшие предложения (15-20 слов).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Добукварный (подготовительный) период (17 ч)

Знакомство со школой, классом. Выявление готовности учащихся к обучению письму.

Правильная посадка при письме. Ориентировка на письменном приборе; подготовка рук к письму; развитие осязательного восприятия и мелкой моторики.

Знание места и счета точек в шеститочии при письме и чтении; письмо точек в клетке под диктовку учителя. Умение контролировать пальцами левой руки движение грифеля внутри клетки и вдоль строки.

Букварный (основной) период (100 ч)

Развитие мелкой моторики пальцев, координации и точных движений руки. Развитие умения ориентироваться в приборе Л. Брайля, на пространстве листа в тетради.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с предварительным устным анализом их состава.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака препинания.

Обучение умению представлять образ (форму) каждой буквы, состоящей из определённых точек при её письме, писать буквы, имеющие зеркальное сходство.

Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши). Слова с этими сочетаниями.

Послебукварный (заключительный) период (48 ч)

Письмо под диктовку учителя слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Списывание букв (прочитать, запомнить, записать по памяти).

Списывание слогов (прочитать, сделать звуко-слоговой анализ (устно), записать по памяти).

Списывание слов (прочитать, разделить на слоги, провести звуко-буквенный анализ, записать по памяти).

Списывание предложений (прочитать, провести анализ, ещё раз прочитать, записать по памяти).

В процессе списывания отрабатывать умение использовать правила чтения и письма (читаем двумя руками, в процессе письма задействованы обе руки). Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Русский язык. 1 класс».

Тема  раздела

Количество часов

1

Подготовительный  период

17

2

Букварный период

100  

3

Послебукварный период

48

Всего

165

Календарно – тематический план

Дата

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Освоение предметных знаний

УУД

Подготовительный  период (17 ч)

1

03.09

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.

Знакомство друг с другом, правилами поведения в школе.

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Познавательные УУД:

-отвечать на простые вопросы учителя;

-формулирование личных, языковых и нравственных проблем.

 Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре.

предварительный

2

04.09

Знакомство со школьными принадлежностями.

Знакомство  с прибором.

Знакомство с прибором  для письма по Брайлю, грифелем, тетрадями, моделью увеличенного шеститочия;  выполнение задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранением порядка расположения учебных принадлежностей на парте.

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в приборе по Брайлю;

-отвечать на простые вопросы учителя;

-формулирование личных, языковых и нравственных проблем.

-освоение элементов письменных букв.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре.

текущий, фронтальная

3

05.09

Ознакомление с расположением точек в клетках прибора.

Приобретение навыков правильно держать грифель, уметь находить строку, клетку. Начало изучения точек по часовой стрелке внутри  клетки.

Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

текущий

4

06.09

Письмо 1-ой точки.

Знакомство с точкой 1, выкладывание точки на колодке, письмо точки в приборе. Развитие навыков ориентировки в микропространстве.  Упражнения для развития осязательного восприятия.

Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: просить о помощи, обращаться за помощью

предварительный

5

09.09

Письмо 1-ой точки.

Письмо точки в приборе. Развитие навыков ориентировки в микропространстве.  Упражнения для развития осязательного восприятия.

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника

текущий

6

10.09

Письмо 3-ей точки.

Знакомство с точкой 3, выкладывание точки на колодке, письмо точки в приборе. Выработка стереотипов движения руки при воспроизведении буквы на письме Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

предварительный

7

11.09

Письмо 3-ей точки.

Письмо точки в приборе. Выработка стереотипов движения руки при воспроизведении буквы на письме Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

текущий

8

12.09

Письмо4-ой точки

Знакомство с точкой 4, выкладывание точки на колодке, письмо точки в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.

Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

предварительный

9

13.09

Письмо4-ой точки

Письмо точки в приборе. Выработка стереотипов движения руки при воспроизведении буквы на письме.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; соблюдать правила этикета

текущий

10

16.09

Письмо 6-ой точки.

Знакомство с точкой 6, выкладывание точки на колодке, письмо точки в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

предварительный

11

17.09

Письмо 6-ой точки.

Письмо  точки в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс
и результат  деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

текущий

12

18.09

Письмо 2-ой точки.

Выкладывание точек на колодке, письмо в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор. Списывание.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс
и результат  деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

предварительный

13

19.09

Письмо 2-ой точки.

Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор. Списывание.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: обработка информации, осознанное
и правильное чтение и написание.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме

текущий

14

20.09

Письмо 5-ой точки.

Знакомство с точкой 5, выкладывание точки на колодке, письмо точки в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

предварительный

15

23.09

Письмо 5-ой точки.

Письмо точки в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс
и результат  деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; соблюдать правила этикета

текущий

16-17

24.09

25.09

Закрепление и обобщение письма всех точек.

Выкладывание точек на колодке, письмо в приборе. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор.  Списывание.

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс
и результат  деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

итоговый контроль

Букварный период.(100 ч)

18-19

26.09

27.09

Буква «а».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Закрепление умения правильно закладывать бумагу в прибор. Чтение.

Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

20-21

30.09

01.10

Буква «б».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение по учебнику «а, б».

Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

22

02.10

Буква «а,б».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем. Выработка стереотипов движения руки при воспроизведении буквы на письме.

Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

23-25

03.10

04.10

07.10

Буква «ц».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля. Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор. Чтение.

Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий,  чтение.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

26-28

08.10

09.10

10.10

Буква «д».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Находить строчку в приборе, «держать» строку при письме.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

29-31

11.10

14.10

15.10

Буква «е».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Списывание. Чтение грифелем. Развитие осязания. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор. Чтение.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

предварительный, текущий, фронтальная

32-34

16.10

17.10

18.10

Буква «ф».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.   Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания.  Выработка стереотипов движения руки при воспроизведении буквы на письме

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения

предварительный, текущий, фронтальная

35-37

21.10

22.10

23.10

Буква «г».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.   Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; соблюдать простейшие нормы речевого этикета

предварительный, текущий, фронтальная

38-40

24.10

25.10

05.11

Буква «х».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем.   Чтение.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, уметь слушать собеседника

предварительный, текущий, фронтальная

41-43

06.11

07.11

08.11

Буква «и».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, уметь слушать собеседника; работать в парах, тройках (анализировать работу одноклассников, оценивать ее по правилам)

предварительный, текущий, фронтальная

44-46

11.11

12.11

13.11

Буква «ж».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.   Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения

предварительный, текущий, фронтальная

47

14.11

Закрепление письма ранее пройденных букв.

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.    Обучение незрячих списыванию текста с книги. Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения

итоговый контроль

48-49

15.11

18.11

Буква «к».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку. Чтение грифелем. Чтение.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, работать в паре, группе; соблюдать правила этикета

предварительный, текущий, фронтальная

50-51

19.11

20.11

Буква «л».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Формирование умения правильно вкладывать бумагу в прибор. Чтение.

Регулятивные: развивать смысловое чтение, подвести под понятие на основе распознавания объектов.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать свои затруднения; участвовать в диалоге на уроке

предварительный, текущий, фронтальная

52-53

21.11

22.11

Буква «м».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, строить небольшое сообщение в устной форме.

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать свои затруднения, адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач

предварительный, текущий, фронтальная

54-55

25.11

26.11

Буква «н».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные:  узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной форме.

предварительный, текущий, фронтальная

56-58

27.11

28.11

29.11

Буква «о».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.   Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах

предварительный, текущий, фронтальная

59-61

02.12

03.12

04.12

Буква  «п».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: осознанно и правильно строить сообщения в устной  и письменной форме.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах

предварительный, текущий, фронтальная

62-64

05.12

06.12

09.12

Буква «ч».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

предварительный, текущий, фронтальная

65-67

10.12

11.12

12.12

Буква «р».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.   Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: отвечать
на вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради по Брайлю.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования деятельности

предварительный, текущий, фронтальная

68-70

13.12

16.12

17.12

Буква «с»

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; соблюдать нормы речевого этикета

71-73

18.12

19.12

20.12

Буква «т».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, учитывать мнение
и позицию одноклассников

предварительный, текущий, фронтальная

74-75

23.12

24.12

Запись слов с комментированием.

Выкладывание слов на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, проявлять интерес
к общению и групповой работе, уважать мнение собеседников

предварительный, текущий, фронтальная

76-77

25.12

26.12

Буква «у».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: анализировать и передавать информацию устным и письменным способами.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, соблюдать правила работы в группе, паре, уважать мнение собеседников

предварительный, текущий, фронтальная

78-80

27.12

13.01

14.01

Буква «щ».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Запись под диктовку.  Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию, использовать доступные речевые средства для передачи своих мыслей

предварительный, текущий, фронтальная

81-83

15.01

16.01

17.01

Буква «з».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

предварительный, текущий, фронтальная

84-86

20.01

21.01

22.01

Буква «й».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

предварительный, текущий, фронтальная

87-89

23.01

24.01

27.01

Буква «ъ».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.    Обучение незрячих списыванию текста с книги. Чтение грифелем.  Развитие осязания Чтение.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

предварительный, текущий, фронтальная

90-92

28.01

29.01

30.01

Буква «ы».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности

предварительный, текущий, фронтальная

93-95

31.01

03.02

04.02

Буква «ь».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  

Регулятивные:  узнавать, называть и определять объекты
и явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; работать с прописью, ориентироваться в ней.

Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах

предварительный, текущий, фронтальная

96-97

05.02

06.02

Закрепление письма ранее пройденных букв.

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.    Обучение незрячих списыванию текста с книги. Запись под диктовку. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, предвосхищать результат.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели
и схемы для решения задач.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

итоговый контроль

98-100

07.02

10.02

11.02

Буква «ё».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, контролировать действия партнера

предварительный, текущий, фронтальная

101-103

12.02

13.02

14.02

Буква «ш».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

предварительный, текущий, фронтальная

104-106

25.02

26.02

27.02

Буква «я».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения.  Списывание. Чтение грифелем.  Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, передавать информацию устным
и письменным способами.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способов взаимодействия

предварительный, текущий, фронтальная

107-109

28.02

02.03

03.03

Буква «ю».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем. Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, передавать информацию устным
и письменным способами.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способов взаимодействия

предварительный, текущий, фронтальная

110-112

04.03

05.03

06.03

Буква «э».

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем. Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат
с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона.

Познавательные: извлекать необходимую информацию
из различных источников.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

предварительный, текущий, фронтальная

113-115

10.03

11.03

12.03

Буква «в»

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем. Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками: определять
цели, функции участников, способ взаимодействия

предварительный, текущий, фронтальная

116-117

13.03

16.03

Повторение пройденного материала

Выкладывание буквы на колодке, письмо в приборах Брайля и прямого письма и чтения. Чтение грифелем. Развитие осязания. Чтение.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализировать информацию, пользоваться знаками, символами, приведенными
в учебной литературе.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

индивидуальная форма, итоговый

Послебукварный период (50 ч)

118

17.03

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Знакомство с понятием «предложение», предложение состоит из слов.

Списывание. Развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки, ориентирования в приборе

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, анализировать информацию.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач, планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками – определять цели, функции участников, способ взаимодействия

предварительный

119

18.03

Виды речи (общее представление)

Понятие «текст». Письмо под диктовку. Развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

120

19.03

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

Знакомство с понятием «предложение», предложение состоит из слов.

Списывание. Развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки, ориентирования в приборе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

121

20.03

Диалог

Знакомство с понятием «предложение», предложение состоит из слов.

Списывание. Развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки, ориентирования в приборе

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

122

23.03

Что такое слово?

Понятие «текст». Письмо под диктовку. Развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

123

24.03

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предмета, слова – названия действий предметов

Деление слов на слоги, выделение ударного слога устно и письменно в тетради по Брайлю.  Обучение слепых списыванию текста с книги. Развитие осязания.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

124

25.03

Какие слова мы называем «вежливыми»?

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

125

26.03

Слова однозначные и многозначные (общее представление)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

126

127

06.04

07.04

Деление слов на слоги

Деление слов на слоги, выделение ударного слога устно и письменно в тетради по Брайлю.  Обучение слепых списыванию текста с книги. Развитие осязания.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

128-129

08.04

09.04

Правило переноса слов

Деление слов на слоги, правило оформление переноса по Брайлю.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

предварительный, текущий, фронтальная

130

10.04

Ударение. Ударный и безударный слог

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

131

13.04

Звуки и буквы

Дифференциация «мягких и твёрдых звуков». Списывание. Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и осязательного.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

132

14.04

Русский алфавит, или Азбука

Различение гласных и согласных. Письмо под диктовку. Списывание.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

133

15.04

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки

Различение гласных и согласных. Письмо под диктовку. Списывание.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

134

16.04

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. слова с буквой э

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

135

17.04

Ударные и безударные гласные звуки

Умение выделять ударный слог, ударный звук

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

136

20.04

Ударные и безударные гласные звуки

Умение выделять ударный слог, ударный звук

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

137

21.04

Написание безударных гласных звуков

Написание под диктовку

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

138

22.04

Согласные звуки

Различение гласных и согласных. Письмо под диктовку. Списывание.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

139

23.04

Слова с удвоенными согласными

Различение гласных и согласных. Письмо под диктовку. Списывание.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

140

24.04

Буквы Й и И. Слова со звуком [й'] и буквой «и краткое»

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

141

27.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Различение твердых и мягких звуков.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

142

28.04

Буквы для обозначения твёрдых и мягких звуков

Различение твердых и мягких звуков.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

143

29.04

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Различение твердых и мягких звуков.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

144

30.04

Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости

Различение парных и непарных звуков

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

145

06.05

Согласные звонкие и глухие

Различение звонких и глухих звуков.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

146

07.05

Контрольная работа

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

итоговый, индивидуальная

147 - 148

08.05

12.05

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

149

13.05

Шипящие согласные звуки

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

150-151

14.05

15.05

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

Выделение сочетаний в словах.  Письмо под диктовку. Выполнение упражнений на развитие осязания и слухового восприятия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

152-153

18.05

19.05

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Выделение сочетаний в словах.  Письмо под диктовку. Выполнение упражнений на развитие осязания и слухового восприятия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

154

20.05

Заглавная буква в словах

Умение написать заглавную букву в приборе по Брайлю

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

155

21.05

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Умение написать заглавную букву в приборе по Брайлю

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

156

22.05

Повторение пройденного

Применение сформированные умения и полученные знания по русскому языку при выполнении заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения».

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

текущий

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Списывание.

В лесу.

        Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пёс Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Поют чижи. Пахнут ландыши. Под ёлкой укрылись серые ёжики.

Критерии оценки:

оценка «отлично» - всё задание выполнено правильно;

оценка «хорошо» - в задании допущены 2 ошибки и 1 исправление;

оценка «удовлетворительно» - в задании допущены 3 ошибки и 2 исправления;

оценка «неудовлетворительно» - в задании допущены 4 ошибки и 3 исправления.

Слепые обучающиеся при овладении русским языком допускают ряд ошибок, обусловленных как нарушением зрения, речевым недоразвитием, так и трудностями усвоения учебного материала. Это надо учитывать при разработке критериев для оценивания работ. Для них характерны три группы ошибок. 1 группа – ошибки, обусловленные недоразвитием моторики и двигательной сферы – графические и технические. 2 группа – ошибки, связанные с недоразвитием речи: фонетические и аграмматизмы.

К графическим относятся: искажение букв (смещение точек), переколы, недоколы.

К техническим ошибкам относятся: пропуск строк; неправильное расположение материала на строке, странице; закалывание ошибок шеститочием.

К аграмматизмам относятся: неправильное употребление слов; неправильное согласование; неправильное написание частей слова. Это необходимо учитывать при оценивании письменных работ учащихся.

У обучающегося 1 имеется парез правой руки, поэтому графические ошибки не снижают оценку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В конце первого года обучения учащиеся первого класса научатся:

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, ю, я), значение мягкого знака в конце и середине слова, правила правописания гласных после шипящих, знать последовательность букв в русском алфавите;
  • правильно списывать текст, делить слова на слоги; правильно обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком, правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, правильно писать слова, написание которых не расходится с их произношением, писать слова с непроверяемыми написаниями, указанными в программе. Производить фонетический разбор: определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в слове,
  • читать и составлять схемы звукового состава слов в тетради по Брайлю;
  • устно составить 2—3 предложения на заданную учителем тему, пересказывать прочитанное по вопросам учителя.
  • в связи с прочитанным на уроке произведением уметь составить несколько предложений об обследуемом предмете, наблюдаемом явлении природы.
  • сознательно и правильно читать вслух текст учебника по слогам.  

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство общения, у них начнёт формироваться позитивное отношение к русскому языкам, стремление к его грамотному использованию.

В результате изучения курса русского языка у слепых обучающихся будут совершенствоваться навыки осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности остаточного зрения, формироваться навыки пространственной ориентировки в книге, тетради, письма рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля.

Слепой ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям;
  • отбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • создавать несложные тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1. Список литературы:

Литература для учащихся:

  • Основная:
  1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). МИПО РЕПРО (выполненный шрифтом Брайля)
  2. Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.: Просвещение
  3. Канакина В.П. Русский язык 1 класс, М.: Просвещение
  4. В. Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Прописи. в 4-ёх частях.

Пособия для учителя:

  1. Денискина В.З., Шведова Н.П. Практическое руководство по использованию рельефно – точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых детей. Начальная школа. М.: 2014 г.
  2. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

2.Дидактический материал:

Дидактическая игра «Гараж». Рельефные карточки, схемы.

3. Учебное оборудование:

Прибор Брайля, колодки – шеститочия, увеличенная модель шеститочия, рельефные схемы, рельефные карточки, рельефные альбомы.

4. Компьютерное оборудование:

Компьютер, стационарный и портативный видеоувеличитель.

5. Программное обеспечение:

Канакина В.П. Русский язык ДВД - диск        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) 1 – 5 классы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» адресована обучающимся начального общего образования  по АООП для...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабовидящих обучающихся 2 класса.

Адаптированная рабрчая программа по учебному предметк "Русский язык" для слабовидящих обучающихся 2 класса....

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" (вариант 1) 1 (доп.) класс

Уроки русского языка (письма) имеют большое значение, так как на данных уроках происходит развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственной ориентировки и мелкой моторики учащихся с...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии с рекомендациями ТПМПК, с правовыми и нормативны...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...