Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке русского языка
статья по русскому языку

Пасторов Роман Айдынович

Для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1_.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пасторов Роман Айдынович

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №276 Красносельского р-на

г. Санкт-Петербург

Статья на тему: «Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке русского языка»

 «Для ребёнка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов».

К. Д. Ушинский

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.

У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Любая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Особый вклад в исследование данной проблемы внёс Л. С. Выготский. Он отмечает, что игра школьника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры Л. С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследование психолога Л. С. Славиной показало, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что оказалось на уроке трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игр.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретенных на уроках.

Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал. Она направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей.

Основная форма обучения в школе – урок. И дидактическая игра в школе применяется как самостоятельный метод, а в отдельных случаях – как дидактический прием.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры.

Правила направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует честности, усвоения способов и культуры общения, ответственности, точности.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ИКТ, дидактический раздаточный материал и др.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Реализация игровых приёмов при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4)успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (организационный момент, актуализация знаний, знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п., которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2)игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Включение в урок специальных корригирующих упражнений предполагает развитие высших психических функций ребенка: воспитания различных видов памяти (вербальной, эффективной, образной, двигательной) и ее процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, мышления, внимания.

           С одной стороны, игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. С другой стороны, игра – один из способов передачи знаний: в этом случае она является формой обучения. Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое, но нельзя противопоставлять игру обучению, она не заменяет полностью его традиционные формы и методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языкаавтор: Снахо С.Х....

Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"

Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке .

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке ....

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке .

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке ....

Статья на тему: "Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке".

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....

Статья " Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке."

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и...