Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [р][р'], буква Р» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.

Задачи урока

Дидактические:

  • Познакомить с буквой «Р»
  • Познакомить с признаками согласных звуков, научить отличать их от буквы
  • Научить читать слоги, слова, предложения с изученной буквой

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать за звуковым составом слова

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 03.12.2021

Школа: № 95

Класс: 1-3

Урок:2

Время: 8:55-9:30

Кабинет: 221

Студент: Мартюшева Е.К.

Группа: 42

Учитель: Серёгина Н.А.  

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока: Звуки [р][р'], буква Р

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.

Задачи урока

Дидактические:

  • Познакомить с буквой «Р»
  • Познакомить с признаками согласных звуков, научить отличать их от буквы
  • Научить читать слоги, слова, предложения с изученной буквой

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать за звуковым составом слова

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

  • Доброе утро, меня зовут Екатерина Константиновна, на уроке сегодня будем работать вместе.
  • Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены?

Я по улице шагала и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона-гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается –менялась!

  • А у вас хорошее настроение?
  • Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, улыбнитесь нашим гостям.
  • Мы отправляемся в путь по дороге знаний.
  • Чему вы хотите научиться?

1. Показывают готовность к уроку.

2.Приветствуют учителя

Да!

Узнать новые звуки

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

П: целеполагание

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф,И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение заданий

1.Организует речевую разминку.

  • Пока мы шли по дороге знаний, нам встретилось первое задание. Что же это?

Сначала я прочту полностью, вы внимательно слушайте.

Читает

Рок – рок – рок – начинается … (урок)

Ра – ра – ра – у мышки есть … (нора)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ар – ар – ар – кипит наш … (самовар)

Ор – ор – ор – созрел красный … (помидор)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

Теперь все вместе будем читать слоги, а я буду продолжать.

Теперь я буду показывать на строчку и группу, которая  будет читать ее

  •  Второе задание – скороговорка

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека в реку руку

Рак за руку Греку- цап.

  • Прочтите глазками
  • Что же это? Как определили?
  • Теперь читаем по слогам вместе со мной
  • Теперь будем читать целыми словами
  • Теперь в быстром темпе попробуем
  • Чтобы навык закрепился, нужно его отработать в паре, с партнером по плечу, на отработку чтения скороговорки даю 30 секунд
  • Как вы это делаете?
  • Хорошо. Важно делать это на одном дыхании, не набирая больше воздуха.
  • Закончили в паре. Кто хочет попробовать один?
  •   Закончили.

Речевая разминка

Слушают

Читают

Скороговорка. Повторяются слоги, слова

Читают по слогам(медленно)

Читают целыми словами( в среднем темпе)

Читают в быстром темпе

Набираем воздух и произносим ее столько раз, на сколько хватит воздуха

Произносят по одному ученику

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

Р: выполнение пробного учебного действия

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

Р: выполнение пробного учебного действия

Слайд 2

Слайд 3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

  1. Подводит к теме урока.
  • Посмотрите  на слайд, что изображено?
  • Скажите, с каких звуков начинаются слова?
  • А какие это звуки? Гласные или согласные? Почему?
  • Позже мы с вами убедимся, так ли это
  • А мы говорили об этих звуках?
  • Почему одна и та же буква в разных словах обозначает то твёрдый, то мягкий согласный? От чего это зависит. В этом классе дети могут ответить на этот вопрос, тогда ты должна сказать: «А давайте проверим это!»
  • Хорошо,молодцы.
  1. Формулирует тему урока
  • Предположите тему урока?
  • Какой буквой обозначаются звуки [Р][Р‘]?
  • Значит, тема нашего урока: звуки [р][р'] и буква «Р»
  • Что мы должны сделать со звуками?

               План

1.Сделаем звуковой анализ слов и дадим характеристику новым звукам.

2.Познакомимся с буквой «р» и будем учиться читать слова.

3. Будем читать предложения.

4.Подведём итоги.

  • Рис, ракета
  • Эти слова начинаются со звуков [р][р']
  • звуки [р][р']
  • согласные

1)Состоит из шума и голоса;

2)Воздух встречает преграду, в виде языка и зубов

  • нет, они новые для нас
  • Звуки [р][р'] и буква Р«эр»
  • Буквой Р

Цели:

1)Познакомиться со звуками [р][р'] и буквой Р, узнать, какие это звуки, дать им характеристику.

2).Учиться читать слова с новой буквой.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л:смыслообразование

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Слайд

Слайд

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический:

Выполнение упр

  1. Открывает новое знание.
  • Чтобы дать характеристику, давайте поработаем со схемами. Учебник на странице 92.
  • Посмотрите на схему и картинку в рамке слева. Что изображено?

  • Давайте произнесем вместе по слогам, сколько слогов?
  • Произнесём с ударением. На какой слог падает ударение?
  • Произнесём первый звук в первом слоге.
  • Какой это звук? Почему?
  • Кто расскажет о звуке?
  • Теперь давайте посмотрим на схему ниже. Кто здесь изображен?
  • Давайте проделаем такую же работу, как и с первым словом.
  • Произнесем вместе по слогам
  • На какой слог падает ударение?
  • Произнесём первый звук во втором слоге.
  • Какой это звук? Почему?
  • Кто расскажет о звуке?
  • Чем отличаются два этих слов.
  • Что за два разных кружка, под жёлтой картинкой. Где буква Р?
  • Чем отличается буква «Р» и звуки [Р][Р']?
  • Как звуки [р][р'] обозначаются на письме?
  • Кто сможет повторить все, что мы с вами ранее сказали?

  • Рак.

  • Рак,1 слог

На первый

[р]

твердый

  • Звук [р] - согласный, звонкий, твёрдый.

1)Состоит из шума и голоса;

2)Воздух встречает преграду, в виде языка и зубов.

Турист рак

Ту рист

На второй

  • Звук [р'] - согласный, звонкий, мягкий.

1)Состоит из шума и голоса;

2)Воздух встречает преграду, в виде языка и зубов

  • Буква «Р» обозначает два звука, твёрдый и мягкий, звуки [р][р']
  • Букву мы пишем, а звуки – слышим
  • Звуки обозначаются на письме буквами.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

        

Р: выполнение пробного учебного действия

Слайд

Слайд 13

Слайд 14

Слад 15

Слайд 16

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод

(Ф )

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

  1. Организует работу по закреплению материала
  • Ниже на странице вы видите текст. Под названием Туристы. Прочитайте текст.
  • Перечислите слова, где буква «эР» обозначает согласный звук мягкий, твердый.
  • Как вы думаете, подходит ли это под иллюстрацию выше.
  • Почему?

Динамическая пауза

Пока мы шли по дороге знаний, мы очень устали, столько заданий выполнили. Нужно немного размяться, чтобы идти дальше, для этого нужно встать со своих мест

 если в слове есть мягкий звук р, то вы прыгаете высоко-высоко, поднимая руки кверху , а если вы слышите твердый звук р, то вы громко-громко топаете.

  Раковина, руки, рисунок, антрисоль, ручник, Роман, Рита

Этот текст не подходит под иллюстрацию на  странице. Во первых в тексте говорится о Роме и Рите. Во вторых говорится, что ребята в лесу.

Описывают картинку.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 18

Слайд 19

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

  1. Организует выполнение самостоятельной работы.
  • Следующее задание, это самостоятельная работа. Вы получите карточки, где вам нужно будет отгадать слова из букв, в этом вам помогут картинки, и сделать звуковую схему

https://i.pinimg.com/originals/e5/12/d0/e512d056d370b15fba2a3b3fcedd76e1.jpg

  1. Организует выполнение самопроверки.
  • Выполните самопроверку по слайду, если у вас все верно, нарисуйте на карточке солнышко, если есть ошибки – тучку.
  • Поднимите руку те, у кого нет ошибок.
  • Докажите, почему эта схема соответствует слову.
  • Замечательно.

Выполняют задание.

Выполняют самопроверку.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: самостоятельное создание способов решения проблем

Карточки с заданиями.

Слайд 20

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(Г, Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнений

  1. Организует групповую работу.
  • Повторим правила работы в группах
  • Дополни слоги до целого слова.
  • Под чертой внизу страницы написаны слова: рано, утром, окуни и рак. Вам нужно сейчас составить рассказ с этими словами. Каждому индивидуально. На составление и придумывание рассказа даю 1 минуту.
  • Минута прошла, теперь рассказываем соседу, даю 1 минуту для пересказа партнеру по плечу.
  • Чья пара хочет рассказать? Партнер рассказывает то, что ему рассказали.
  • С какими звуками и буквой вы познакомились сегодня на уроке?

– Какие знания приобрели?



К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признако

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

  1. Организует оценивание своей деятельности на уроке.
  • Для оценивания своей деятельности на уроке продолжите фразы:

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

- Кого из одноклассников можешь похвалить и за что?

Оценивают себя

С буквой «Л» и её звуками

Отвечают на вопросы

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Слайд 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте

Слайд 4

Ра – ра – ра – у мышки есть … Ры – ры – ры – у мальчиков… Ру – ру – ру – продолжаем мы… Ор – ор – ор – созрел красный… Ри – ри – ри – на ветках …

Слайд 6

Скороговорки

Слайд 7

Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!

Слайд 10

Тема: Звуки [р][р'], буква Р Цели: 1. Познакомиться со звуками [р][р'], буквой Р, узнать, какие это звуки, дать им характеристику. 2.Учиться читать слова с новой буквой.

Слайд 11

План: 1. Выполним звуковой … слов и дадим …. новым звукам. 2. Познакомимся с буквой … и будем учиться читать слова. 3. Будем читать …. 4.Подведем итоги. анализ характеристику «р» слова

Слайд 12

Стр. 92

Слайд 13

Стр. 92

Слайд 15

Что искали Рома и Рита? Чья оказалась норка?

Слайд 16

Динамическая пауза.

Слайд 18

рыба роза

Слайд 20

1.Что особенно понравилось в своей работе? 2.Что вызвало затруднение? 3.Кого из одноклассников можно похвалить и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [д], [д\'], буква Дд" (УМК "Начальная школа 21 века", 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [д], [д`] и букве Дд.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся со звуками [д] и [д`];2. Дать представление о том,...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [м], [м\'], буквы М, м", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [м], [м'], буквы М, м»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о звуках [м], [м'], заглавной буквы «М&raq...

Технологическая карта урока обучения грамоте “Звуки [л], [л`], буква Лл” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [л], [л`] и букве Лл.Дидактические:Познакомить обучающихся со звуками [л] и [л`].Дать представление о том,  какой буквой об...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [т], [т`], буква Тт» (УМК "Перспектива", 1 кл.)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений, обучающийся о букве Тт, обозначающей звуки [т] и [т`]; умение характеризовать новые звуки; читать слова с данной ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [л], [л`], буква Лл» (УМК "Перспектива", 1 кл.)

Тип урока:  открытие «нового» знанияЦель урока: формирование представлений обучающийся о букве Лл, обозначающей звуки [л] и  [л`]; умение характеризовать новые звуки и читать сло...