Урок русского языка 2 класс УМК Школа России ".Что такое родственные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кузина Ирина Владимировна

Научатся находить  и образовывать родственные слова.Употреблять их в речи .

Познакомятся с признаками родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkog_rodstvennye_slova_2.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»

Учебник : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 2 класс.

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование метапредметных умений:

личностные умения:

- проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

регулятивные умения:

планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;

логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).

Коммуникативные:

проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

                                                                             Ход урока

 I. Организационный момент

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.

1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!

Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ».

Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево.

И вместо листочков на нем стали появляться новые слова.

Домик

Домишка

Домашний

Домовой

Домовитый

Бездомный

Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ.

Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик.

Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ.

А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА»

Водяной

Водичка

Водомерка

Водица

Водянка

Подводный

А слово «водитель» сможет вырасти на этом дереве?

Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль.. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ.

А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА?

С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть.

Родственные слова имеют похожее значение и общую часть.

-К нам пришел   Лесовичок  и загадывает загадку:

-«Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек»    (Лес.)

-Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдем

 В лес зеленый мы придем.

2.Беседа о правилах поведения в лесу.

3. Чистописание.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

 Лиса, лисица,  лисонька, лисий, лист

 4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)

Яблоко

У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

 Просто Яблоко Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

 А Мышонок — Высоко.

Воробей сказал, Что близко,

А Улитка — далеко.

 А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень Велико и тяжело.

 А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?

 - Что вы? -Шепчет Червячок,

— Сладкий у него бочок.              

—  Выпишите из стихотворения слова-антонимы

. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)

III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-

- О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница.

 

 VI. Работа по теме урока

__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

-Какая тема нашего урока?

-Назовите родственные слова в минутке чистописания.

V. Физкультминутка

Мы колени поднимаем

 — Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

 От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

 Упр. 77 (с. 58). -  Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

-  Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

-  Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Значение слова «корень»:

  -  подземная часть растения,

   - часть волоса, зуба, ногтя,

-начало, источник чего-либо.

    «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

•        Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

Закрепление изученного материала

-А сейчас мы подошли к лесной речке.

-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:  «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

-Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

-Беседа о поведении на речке.

Упр. 78 (с. 59).

-  Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

-  Выполните письменное задание.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

VII. Рефлексия

•«Какое слово лишнее?»

    Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)

   Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

  Гора, гореть, горный, пригорок.

   Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

 (Учащиеся зачеркивают слова. (Самопроверка.

Понравился ли вам урок?

   Что нового узнали на уроке?

   Были ли трудности?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова мож¬но было назвать родственными?  Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...