Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить анализировать форму буквы Ж: определять количество элементов в прописных буквах;
  2. Научить обводить буквы и их соединения в соответствии с порядком и направлениями движения руки;
  3. Научить писать букву Ж по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать аккуратность и правильность письма при выполнении письменных заданий;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

     2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМА

Дата: 14.12.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 1 «А»

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25  Кабинет: 103

Студент: Кладова Анна

Группа: 41

Учитель: Кубрак Полина Сергеев

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Письмо строчной и прописной буквы Ж»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить анализировать форму буквы Ж: определять количество элементов в прописных буквах;
  2. Научить обводить буквы и их соединения в соответствии с порядком и направлениями движения руки;
  3. Научить писать букву Ж по алгоритму, соединять буквы в слоги, слова.

Развивающие:

  1. Развивать аккуратность и правильность письма при выполнении письменных заданий;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Оборудование:учебник  «Азбука»  автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), прописи «Мой алфавит» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

Словесный: инструктаж

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок письма.

– Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

-А чем наполнен сундук?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и будем собирать сокровища. А куда мы отправимся, вы мне скажете сами, изучив иллюстрацию на слайде.

-Но чтобы отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должна лежать прописи и пенал.

-Сегодня вас ждем много новых и интересных заданий. Если вы выполните задание без ошибок, то раскрашиваете одну монету.

Критерии, которые будут оцениваться: размер и аккуратность. Размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность: плавное движение руки, написано без помарок.

-Каким цветом монетки?

-А если вы совершите ошибку, то раскрашивать не нужно. Посмотрим, кто больше закрасит сокровищ во время нашего путешествия.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

-Сундук.

-Сокровищами.

- В зоопарк.

-Желтым.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

«Лист достижений»

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа де

Словесный: учебный диалог

Языковой анализ:

выделение первого

звука в слове

Словесный: подводящий диалог

Фронтальная

  1. Формулирует задание.
  2. Организует повторение пройденного материала:

-Скажите, в чем отличие буквы от звука?

-Давайте с вами вспомним, какие новые звуки мы с вами изучили на прошлом уроке обучения грамоте?

-Кто может дать характеристику звуку?

3. Организует проблемную ситуацию.

- Отлично, ну а мы с вами отправляемся в путешествие! Кого же мы встретили первым?

-Отгадайте загадку:

-В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках …

-На какую букву начинается слово?

-Правильно, назовите слова из стихотворения на эту букву? 

- Кто пойдет и напишет слово жираф и расскажет нам из скольких элементов состоит буква Ж?

1. Повторяют пройденный материал

-Букву мы пишем, а звук произносим.

- звук [ж]

- Согласный, твердый, глухой/звонкий.

2.Отгадывают загадку.

-Жираф.

-На букву «Ж».

-Жаркой, жёлтый, жираф.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: П: структурирование знаний

П: звуковой анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П:умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности

Презентация

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

-Какое затруднение у вас возникло?

-Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

- Как будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели поставим на урок?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Но пока я к вам шла, весь план перепутался. Давайте его восстановим.

1.Научимся писать строчную и прописную букву Ж.

2.Потренируемся в написании слогов, используя разные виды соединения.

3.Научимся писать слова с буквой Ж.

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- Раскрасьте монетку, кто справился с составлением плана.

1.Определяют тему и цель урока.

укву Ж.

Вспомним звук [ж];

Научимся писать строчную и заглавную буквы Ж; Потренируемся в написании слогов и слов с новой буквой.

2. Восстанавливают план.

3.Оценивают свою деятельность. 

Метапредметные:

Р: целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

«Лист достижения»

"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Аналитико - синтетический: анализ буквы, характеристика элементов.

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация, ассоциация

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

2.Организует письмо буквы Жж.

-На что похожа буква Ж?

- Откройте Пропись с. 16. Рассмотрите печатную и рукописную строчную «ж». Чем они отличаются?

-Как добиться наклона?

-Смотрите, на нашу строчную букву напали мыши, они хотят сдвинуть ее и поменять наклон, давайте прогоним их с помощью пальчиковой разминки:

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре.

Мыши дернули за гири.

Вдруг, раздался страшный звон!

Убежали мышки вон.

- Посмотрите, из скольких элементов состоит строчная буква Ж?

-Можете ли вы назвать этот элемент?

-Прежде чем приступить к письму вспомни правила посадки и как правильно держать ручку.

4.Демонстрирует написание строчной  буквы.

-Сядьте правильно и посмотрите написание буквы Ж.

-Возьмите ручки в руки. Я посмотрю, как вы их держите.

-Пропишем букву в воздухе, повторяя за написанием на видео.

- Найдите в прописях строчку с элементами: пропишите элементы по теневым линиям и продолжите строку.

5.Организует самостоятельную работу по написанию буквы.

-Теперь пропишем букву Ж самостоятельно вместе со мной под диктовку.

1.Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки;

2. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал.

3. Затем пишем элемент «молния» от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки.

4. Затем пишем наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

5. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

-Подчеркните ту букву, которая написана правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.

-Ребята, скажите, а чем отличается прописная и строчная буква Ж?

-А где нам пригодится прописная буква?

6. Организует самооценивание

-Закрасьте монетку, если 3 строчные / 3 прописные ваши буквы написаны в соответствии с критериями.

-Поднимите руку, у кого по 3 буквы написаны правильно и аккуратно. Молодцы!

-У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся.

-Сделаем вывод: из скольких и каких элементов состоит буква Ж?

-Вам трудно было её писать?

-Да, ребята, это одна из самых трудных букв в русском алфавите.

Динамическая пауза

-А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Повторяйте движения на экране.

-На бабочку, жука, снежинку.

-Наклоном, элементами, толщиной линий

-Правильным положением при письме.

Выполняют пальчиковую разминку.

-Из трёх.

-Полуовал слева направо, «молния», полуовал справа налево.

-снизу вверх с наклоном.

-с середины.

Прописывают элементы букв

Знакомятся с элементами прописной буквы Ж.

-Размером.

Оценивают свою работу в листе достижений.

-Из трёх: полуовал слева направо, «молния», полуовал справа налево.

Метапредметные:

П: структурирование знания

П: звуковой анализ, моделирование

К: сотрудничество

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

П: анализ написания буквы

Р: выполнение действия по заданному правилу

Р: оценка

Учебная презентация

Учебная презентация

«Лист достижений»

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Конструирование: составление слогов

Парная

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

Наглядный: демонстрация написания слогов

1.Организует написание слогов, работу  в прописи.

-Ребята, посмотрите, к какому животному мы с вами пришли?

-Правильно, Сова хочет научить нас с вами соединять букву Ж с другими буквами.

-Какие виды соединения вы знаете?

-Откройте прописи на стр. 15. Прочитайте слоги.

-Сначала пропишите самостоятельно по теневым линиям. Не забывайте держать ручку правильно и сидеть ровно.

- Я буду писать слоги на доске, комментируя. Вы пишите в прописи.

ЖА: какое будет соединение?

пишу букву ж, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, отклоняюсь чуть-чуть вправо и снижу соединяю с буквой А, нижнем соединением.

ЖИ: какое соединение?

ЖУ: пишу букву Ж, останавливаюсь чуть выше нижней линии РС, и веду вверх, соединяя с буквой У, верхним соединением.

-Пропишите 3 слога у себя в прописи.

-Подчеркните те слоги, которые написаны правильно и аккуратно: соблюден размер: ширина и высота буквы, наклон. Соединение букв. Аккуратность, т.е. плавное движение руки, написано без помарок.

- Пропишем слоги с прописной буквой Ж:

Жа, Жи , Жу с проговариванием.

5.Организует самооценивание

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, подчеркните правильно написанные слоги каждого варианта.

- Закрасьте монетку, если хотя бы 3 слога написаны в соответствии с критериями. -Поднимите руку, у кого все слоги написаны правильно и аккуратно. Молодцы!

-У кого не совсем получилось, не расстраивайтесь, мы только учимся.

- От чего же зависит вид соединения?

Какие соединения мы сегодня увидели?

-Сова.

-Верхнее, среднее, нижнее.

Прописывают слоги в прописях.

Метапредметные:

П: структурирование знаний;

П: смысловое чтение

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

П: работать по предложенному плану;

Р: саморегуляци

Р: оценка

Учебная презентация

Прописи стр.15

«Лист достижения»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Наглядный: демонстрация написания

Копировальный: письмо по теневым линиям

1.Организует самостоятельную работу.

-Что мы можем составить из слогов?

-Верно, мы будем учиться составлять и писать слова.

-Посмотрите на экран, кто представлен?

-Найдите название этих животных в прописи на стр. 15 и пропишите самостоятельно  по 2 раза:  теневым линиям и самостоятельно.

2.Организует самооценивание

- Кто может сказать, какие виды соединения были в словах? Проверим (На экране)

- Оцените свою работу. Соблюден ли наклон букв, соединения? Написано без помарок? Если работа соответствует всем критериям – закрасьте монету.

-слова.

-Жук, ужи, журавли.

Оценивают свою деятельность.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

Р: саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: оценка

Учебная презентация

«Лист достижений»

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Практический: жужжащее чтение

Индивидуальная

Практический:

Чтение предложений

1. Организует чтение и письмо предложений.

-А что мы можем составить из слов?

-Ребята, в зоопарке случилась беда, сотрудники зоопарка забыл закрыть клетку с ежами и они все разбежались.

-Для того, чтобы их собрать нам необходимо написать предложении и действовать правилам.

-Какие вы знаете правила написания предложения?

-Хорошо, вам необходимо на стр.15 прописать предложение сначала по теневым линиям, а затем на второй строчке написать его самостоятельно.

3. Организует самооценивание

-Ребята, вы все очень хорошо написали предложения и ежи вновь вернулись в свои клетки.

- Сколько слов в предложении? Прочитайте 3 слово. Что поставили в конце?

- Как написали первое слово? В каких словах встретилась буква Ж? Прочитайте эти слова.

- Определите местоположение буквы Ж в слове. Как написано данное слово?

- Кто считает, что справился с предложением, закрасьте монетку.

-Предложения.

1. Первое слово с большой буквы.

2. В конце знак препинания.

-4 слова.

-жили.

Оценивание деятельности.

Метапредметные:

П: анализ, синтез

П: смысловое чтение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

Р: оценка, фиксация затруднений

Прописи стр.15.

«Лист достижения»

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

-Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какова тема урока?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Из каких элементов состоит буква Ж?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Как вы считаете, мы достигли целей урока?

-Посчитайте, сколько монеток получилось? Кто заработал 5 монеток? Молодцы, можно сказать, что вы усвоили тему на отлично.

Кто получил 4-3 монеток? Хорошо. Не все получилось, но вы близки к достижению цели.

У кого 2 и менее монеток? Не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренировать и у вас все получится.

-Ребята, полезно ли вам было наше путешествие по зоопарку?

-Что нового вы узнали?

-Спасибо за урок! До свидания!

-Письмо строчной и прописной буквы Ж.

Оценивают свою деятельность.

Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: оценка, фиксация затруднений

Учебная презентация

«Лист достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а» (обучение письму)

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а»...

Технологическая карта урока письма «Письмо строчной и прописной буквы «Чч» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.            Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлен...

Технологическая карта урока письма «Письмо строчной и прописной буквы Т» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.            Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной бу...

Технологическая карта урока письма "Письмо строчной и прописной буквы Е", 1 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Е ;совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Е.Задачи урока Дидактические:Научить анализиров...

Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный  буквы «Р» и её элементов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...

Технологическая карта урока письма “Письмо строчной и прописной буквы Щ” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование представления обучающихся о письме строчной и прописной буквы Щ; навыка письма слогов и слов с буквой Щ.Дидактические:Научить анализировать форму буквы Щ: определять количеств...