Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бобылева Софья Александровна

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный  буквы «Р» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о каллиграфически правильном написании заглавной буквы «Р» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться писать заглавную букву «Р»;

2) выполнять гигиенические правила письма;

3) учиться выполнять слого-звуковой анализ.

 

 

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 18.11.2022

Школа: №148

Класс:

Урок: 3

Время: 9:40 – 10:15   Кабинет: 221

Студент: Бобылева С.А.

Группа: 46

Учитель: Кожевникова Т.И.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Письмо заглавной письменной буквы «Р» »

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный  буквы «Р» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о каллиграфически правильном написании заглавной буквы «Р» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться писать заглавную букву «Р»;

2) выполнять гигиенические правила письма;

3) учиться выполнять слого-звуковой анализ.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, тетрадь по письму: 1 кл.: в 4ч./ В.А. Илюхина, Е.В. Восторгова - Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у вас урок обучения письму.

 Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Ребята, посмотрите на экран, скажите, правильно ли сидит мальчик за партой?

- А какие ошибки он допускает?

-Какие качества мы должны проявить на уроке при письме, чтобы у нас всё получилось?

- В течение нашего урока я предлагаю вам заполнять лист самоанализа. Нарисуйте весёлый смайлик, если вы с лёгкостью справились с работой и никаких трудностей не испытали. Смайлик без улыбки означает, что были некоторые трудности, но вы справились и грустный смайлик означает, что вы совсем не справились, вам было трудно .

https://sun9-14.userapi.com/impg/ZcKz6WIYR4IOqkeLGsQxdMPXjgMUt-gVXBuIng/3e2h2FgRMDA.jpg?size=1157x687&quality=95&sign=cb5f0dc09f363188e17ac5004c48880a&type=album

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

-Нет

- Неправильно сидит, спинка должна опираться на спинку стула, ноги нужно держать прямо, стопы на полу или подставке и т.д.

-Внимательность, усидчивость, аккуратность…

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Ребята, а с какой буквой вы работали на прошлом уроке обучения грамоте?
Что вы о ней узнали?

-А сейчас у нас с вами урок письма, чему мы с вами будем учиться?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-С буквой «р».

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Предлагаю открыть тетрадь по письму на стр. 27. Обратим внимание на страницу.

-Какую букву «Р» вы видите на странице?

-Попробуем сформулировать тему урока.

-Правильно, сегодня у нас на уроке тема «Письмо заглавной письменной буквы «Р»».  

-А почему эту букву называют именно «строчной»? Как вы думаете?

-Так чему же мы с вами сегодня будем учиться? Какую цель мы поставим на урок?

-Да, всё верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную букву «Р».

-А какие задачи поставим на урок?

1.Повторим…

2.Узнаем…

3.Будем учиться…

-Возьмите лист для самоанализа и оцените начало урока. Нарисуйте соответствующий смайлик

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-Заглавную

-Заглавная буква «Р»

-Потому что она маленькая и пишется в рабочей строке, выше и ниже строки она не выходит.

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную прописную букву «Р».

1.Повторим как составлять звуковую модель.

2.Узнаем из каких элементов состоит заглавная буква «Р».

3. Будем учиться писать заглавную  букву «Р».

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми Открытие детьми нового знания (7-8 мин)

Построение

Построение

детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует        комментированное письмо и письмо «в воздухе». 

-Что мы должны обязательно сделать перед тем, как начать писать в прописях?

-Верно! Мы обязательно должны подготовить пальчики для работы. Сейчас уберите всё из своих рук и повторяйте за мной движения.

https://sun9-51.userapi.com/impg/c855332/v855332093/225910/eWWxPUxeuUw.jpg?size=591x436&quality=96&proxy=1&sign=72ced732d698d14ae010d549efd044e2

-Сейчас откройте пропись на стр. 27

-Теперь внимательно рассмотрим, сколько элементов у заглавной буквы «Р». Скажите, из каких элементов состоит эта буква?

-Отлично! А сейчас покажите, как правильно нужно держать ручку? (Учитель ходит и проверяет)

- Теперь мы можем начинать работать. И начнём мы с первого элемента – прямая наклонная линия с закруглением влево. Сейчас все возьмите ручку и повторяйте за мной, но не спешите сейчас писать сразу в прописях, сначала мы потренируемся в воздухе, представьте, что мы уже пишем в  рабочей строке. Поставьте локоток на парту и повторяйте за мной.

Комментированное письмо на доске

-Начинаем писать букву «Р» немного ниже верхней линии вспомогательной строки. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево. Пишем второй элемент буквы –слева направо в виде округлой линии. Пишется буква «Р» с одним отрывом.

-Итак, сейчас все должны сесть ровненько, правильно, потому что мы начинаем работать в прописях, если мы будем сидеть неправильно, то у нас ничего не получится. А что ещё нам нужно сделать, чтобы буква получилась аккуратной?

-Верно, обязательно нужно правильно положить пропись.

-Сейчас напишем первую и вторую строчки.

-Хорошо! На какую буква похожа буковка «Р»?

-Всё верно, поэтому в следующей строчке они чередуются. Будьте внимательны, не запутайтесь!

Организует разминку для глаз

-Думаю ваши глазки уже устали. Давайте дадим им немного отдохнуть.

-Посмотрите на экран и следите глазками за движением пчёлки. При этом, не поворачивая головы и тела.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

2. Выполняют упражнение «письмо в воздухе».

-Пальчиковую гимнастику.

-Два. Полуовал и длинная прямая наклонная линия с закруглением влево.

-Правильно положить пропись, она должна лежать под углом, а не прямо.

-На «Ь»

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.
  2. Организует работу в прописях.

-Итак, сейчас обменяйтесь прописями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и подчеркните правильную букву. И обменяйтесь прописями обратно.

-Отметьте в листочках этап письмо буквы «Р».

-Теперь вернёмся к работе в прописях, найдите  пятую строчку. Написаны ли их элементы правильно?

-Посмотрите на картинку. Вы знаете, кто это?

-Верно, это рыбак. А сейчас ещё раз посмотрите на образец и найдите все знакомые буквы в слове «Рыбак» и обведите их.

-Отлично.

-А сейчас давайте отдохнём. Встаньте все со своих мест так, чтобы никому ничего не мешало.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Выполняют работу в прописях.

-Это рыбак.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

-А сейчас снова обратимся к прописям. Эти три строчки, которые находятся под словом «рыбак», вы сделаете дома. Вам нужно будет прописать слово рыбак, и прописать буквосочетания.

 -А сейчас посмотрите ниже.

-Мы переходим к заданию в конце странички. Обратим внимание на рисунок. Кто там изображён?

-Верно, это мальчик, ребята.

-Эльфы – это маленькие мифические существа, наделённые необычайными магическими силами.

-Вы помните, что у нас с правой стороны есть образец для вас. Что нам необходимо сделать в первой строчке?

-Да, в первой линии мы должны записать с помощью звуковой модели.

-Мальчик. Сколько слогов в этом слове?

-Давайте произнесём их: Маль – чик.

-Сколько звуков в 1 слоге?

-Первый звук? Какой он?

М – согласный,звонкий, твердый.

-Второй звук? Какой он?

А-гласный, ударный

-ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий.        

-А во втором слоге сколько звуков?

-Какой 1 звук?

мальЧ – согласный, глухой, мягкий.

-Какой 2 звук?

мальчИ – гласный, безударный.

-Какой 3 звук?

МальчиК- согласный, глухой, твердый

https://sun9-26.userapi.com/impg/7FRlNDIWnNVfquNAYL6U0Yb8jwyevpQnXmjfvA/D2Jpc5vpm64.jpg?size=1280x461&quality=95&sign=8a8ada20e705942f4a93972f4233be54&type=album

-Читаем – МАЛЬ - ЧИК

-А сейчас запишем звуковую модель, используя буквы, которые мы знаем. Через клеточку.

-Ребята, в этом слове есть еще мягкий знак. МАЛЬ (ЛЬ) – мягко звучит, есть такой знак, который показывает мягкость.

-Отметьте свою работу в листочках для самоанализа.

  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Работают со звуковой моделью.

-Мальчик.

 

Звуковую модель.

- 2 слога

- маль-чик

-3 звука

-М-согласный,  звонкй, твердый

А – гласный,удар.

-ЛЬ

маЛЬ – согласный, звонкий, мягкий.

-Тоже 3 звука

мальЧ – согласный,

глухой, мяягкий

мальчИ – гласный,безударный.

мальчиК- согласный, глухой, твердый

- МАЛЬ - ЧИК

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

-А теперь посмотрите, под картинкой есть еще одна модель. Какая это модель?

-Давайте составим высказывание по картинке.

-Обводим первое слово –МАЛЬЧИК. Обводим второе слово – ДЕРЖИТ . Следующее слово – КНИГУ. (Обозначают знаками)

-А теперь обозначим  значение каждого слова.

- МАЛЬЧИК – кто? – мальчик – это слово  обозначает?

-мальчик что делает? – ДЕРЖИТ – это слово обозначает?

-держит что? КНИГУ – это слово обозначает?

 https://sun9-58.userapi.com/impg/801hWes5q1BOUPHuNsQft9Fq2D5T9QEU-d_I7Q/VNMtldsjHfs.jpg?size=1280x313&quality=95&sign=3fcf356565d18f1b5ae739d0ad5401e4&type=album

-Итак, скажите мне, сколько слов-предметов в этом предложении?

-Сколько слов-действий?

        

-Отлично! Назовите в этом предложении слово, в котором есть звук [Р]

1. Работают с моделью высказывания.

-Это модель высказывания.

-Мальчик держит книгу.

-слово предмет

-слово действие

-слово предмет

- 2

- 1

-Держит

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Урок подошел к концу. Подведем итоги.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

-У каждого из вас на партах лежат листочки. -Поднимите руку те, кто нарисовал  3 весёлых смайлика?

-А кто нарисовал грустные смайлики?

-Отлично!

 

-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все большие молодцы!

-Но больше всего мне понравилось, как работали … Им я вручаю медальки.

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Письмо заглавной прописной буквы «Р»

-Да.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.Задачи урокаДидактические:Научить анализировать фо...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...