Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х» (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Хлус Анна Максимовна

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [х], [х,], видеть и отличать букву х от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудования: Презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), звуковички.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 21.12.21

Школа: 104

Класс:

Урок: 2

Время: 8:55 - 9:35  Кабинет: 206

Студент: Хлус Анна Максимовна

Группа: 41

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [х], [х,], видеть и отличать букву х от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового и беглого чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудования: Презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), раздаточный материал, звуковички.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Анна Максимовна, сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
- Покажите свою готовность к уроку.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью чистоговорки

- ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы   все   у   них   в пуху.

 хи-хи-хи, хи-хи-хи

— Хватит драться, петухи !

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без   хвостов   два   петуха.

- Какой звук здесь повторяется чаще других?

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

х

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это?

- Это Хомячок Хомка, совершенно верно.

- Хомка хочет тоже научиться грамоте, давайте расскажем ей то, что мы уже знаем.

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.



- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?
- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.


- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Назовите признаки согласных звуков

- А теперь немного поиграем, я буду говорить вам слова, вы должны будете хлопнуть 1 раз, если услышите звонкий согласный звук или топнуть 1 раз, если услышите глухой согласный звук.

Тополь, Зонт, Сыр, Дуб, Бубен, Пуля

- Скажите, какие из изученных глухих и звонких согласных вы знаете


- Молодцы! Хомка благодарит вас. Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

- А знаете ли вы, что больше всего любит наш хомячить наш Хомка? А чтобы узнать нам нужно отгадать загадку.
-
Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый …

- Верно, это Хлеб. Кто даст характеристику звуку б?

- Отлично, а кто даст характеристику звуку х?

-

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости

- А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными

- «Эс», «эм», «эн», «эль», «тэ».

-Хлеб

- согласный. звонкий,  твёрдый

- согласный, твёрдый, глухой

Затрудняются ответить

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

- Также у нас будем план, которому мы будем следовать в течении всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

  1. Знакомство со звуками и буквой
  2. Чтение слогов
  3. Чтение слов
  4. Чтение предложений, текста

- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу фигурами. Если вы выполнили работу хорошо, то будем показывать круг, а если сделали плохо – квадрат.

- Давайте разомнем наши руки

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Будем говорить о букве «Хэ» и о звуках [х], [х`].

-Узнать новые звуки [х], [х'], научиться характеризовать звуки  

[х], [х,]

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [к] от [к,]

- чем обозначают звуки [к], [к,]

Уметь:

- различать звуки [к], [к,]

- ставить цели урока

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит с буквами и звуками

- Давайте откроем учебник на странице 30 и узнаем на что похожа буква х.
– Буква, которая обозначает звуки х и хь, тоже напоминает художника.

– Ребята, Хомка уже умеет писать Заглавную букву Х, но ему нужно  узнать как пишется строчная, давайте вместе ее научимся писать. Строчную букву х начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем правый полуовал. Начинаем писать чуть

ниже верхней линии рабочей строки, ведем

руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем

полуовал.

- В прописях мой алфавит на странице 26 пропишем букву х.
- Давайте поможем Хомке прочитать слоги на странице 30 в рамке.

- Дайте характеристику звуку х в первой колонке

- Как вы узнали, что он глухой?
- А вот Хомка знает как проверить правы вы или нет.
Нужно закрыть уши руками.
Если идёт шум – значит глухой, если идёт звук – значит звонкий.
- Так какой звонкий или глухой?

- Дайте характеристику звуку х во второй колонке

- Почему мягкий?


- А есть ли у буквы х пара?

- Верно, ее мы не знаем, у нее нет пары

- Давайте пропишем слоги в прописях на странице 26

- Давайте поработаем со звуковичками, над словом «хохот»
Сначала проговорим слово.

- Один человек выйдет к доске и будет у нас разбирать это слово, остальные будут внимательно работать со своими звуковичками.
- Первый звук какой? Второй? И т.д

– Что ещё напоминает букву х? 
- Давайте прочитаем про Хохотанию в азбуке на странице 30

– Ребята, Хомка к нам бежал и перепутал слоги в словах, давайте составим слова

Рох-го, рох-во, рох-по

Ва-хал, бот-хо, хот-хо
Давайте же поможем ему и переставим слоги, так чтобы получились слова.

- Что означают эти слова?

- горох- Травянистое растение семейства бобовых с круглыми семенами в стручках

- порох - взрывчатая смесь

- А ворох - Куча, груда чего-н., сваленного в беспорядке

- А теперь поработайте в паре: добавьте к слогам, напечатанным на доске, звуки и слоги, чтобы получились слова

Ха(лва), хо(р), хи(рург), ху(рма), ху(дожник), хо(лод), ха(лат), хи(щник), ху(тор).

- Молодцы! Ребята, давайте покажем Хомке как нужно составлять схему. Со словами Халва и хищник
- Произнесите первый звук в слове «хищник». Дайте ему характеристику. Каким цветом будет кружочек и почему?
- Произнесите первый звук в слове «халва». Дайте ему характеристику. Каким цветом будет кружочек и почему?
- Сделайте вывод.
Какие звуки обозначает буква Х?
- Найдите букву Х в алфавите. Между какими буквами находится?
Проводит самооценивание.
- Если вам было все понятно, поднимите круг вверх, а если остались вопросы –квадрат.

Динамическая пауза.
- Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

- на художника

Ха-хо-ху   хи-хе

Согласный, твердый глухой?

- глухой звук х

Согласный, мягкий глухой?

Буквы е, и делают согласные мягкими



хохот
Дают характеристику звукам. 

- крестик.



Составляют схему

- Зелёный, мягкий

- синим, так как твёрдый

- [х], [х,]


- Между Ф и Ц

Оценивают себя




Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и прописная буквы к

- чем отличается звук [к] от [к,]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебникомСловесный: беседа

Организует работу на закрепление нового знания

-  Мы рассмотрели в виде чего была изображена буква Х. А теперь скажите мне почему же?

- Правильно!
- Прочитайте про весёлого старичка в азбуке на странице 31.


- Прочитайте только те слоги, которые подходят первой схеме.
- а второй?
- а третьей?

- Аргументируйте свой ответ, почему вы определили эти слоги к этим схемам?

- слово художник, начинается с буквы Х.


- Ха-ха-ха

- Хе-хе-хе

- Хи-хи-хи

Гласная буква «И» и «Е» - показатель мягкости согласных звуков. «А» - твердости

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

- что значат синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки

 

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу

Раздатка

1) Прочитайте слова. Подчеркните зеленым карандашом мягкую согласную Х, синим карандашом твёрдую согласную Х.

Малахит, хворост, бархат, холод, характер, хирург.

2) Пропишите в прописях слова хор, ухо.

- давайте проверим по эталону первое задание.

Выполняют задание

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

- А сейчас откройте страницу 31. Сейчас мы прочитаем о Винни- Пухе.
Давайте по  цепочке, по 1 предложению, а так же после каждого прочитанного предложения сделаем характеристику его.

- Какое это предложение? Что спрашивается в предложении? Сколько в нем слов?

- Верно! А кто желает прочитать полностью текст. Это важно, так как  мы будем отвечать на вопросы.
- Хорошо! У нас есть задание
 

- Давайте прочитаем слова, в которых есть буква Х.

- Пух, где расположена буква х?

- полнёхонек, что означает это слово? Где расположена буква Х?

- Давайте пропишем в прописях скороговорку.

- Что она означает?


Читают по цепочке

- Повествовательное.
Что Пух увидел дуб, 9слова

 И т.д

Читает 1 -2 ученика

В конце слова

В середине слова

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- как работать в парах

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке. Поэтому я предлагаю вам поиграть
Игра « твёрдый, мягкий»: 

- Называю слова, произносите про себя и если услышите мягкий звук [х,], то вставайте девочки, а если услышите твердый звук [х] – то вставайте мальчики.

(холм, хищник, хорёк, хирург, хобот, характер, хвост)

-Хорошо! А вы ничего не забыли?
- Давайте посмотрим на наш план, все ли пункты плана мы выполнили?

- А у меня для вас есть подарок от Хомки. Как вы думаете, что это?
- Правильно! Это новая буква русского алфавита: буква «ха». Мы с ней не прощаемся, теперь она всегда будет встречать нас на страницах самых разных книг.

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают

- да

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть твёрдый звук [х], мягкий звук [х'].

- для чего нужна Х

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где твёрдый звук [х], мягкий звук [х'].

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

ха-ха-ха, ха-ха-ха Есть у нас два петуха, хи-хи-хи, хи-хи-хи Всё дерутся петухи, ху-ху-ху , ху-ху-ху Клювы все у них в пуху. хи-хи-хи, хи-хи-хи — Хватит драться, петухи ! ха-ха-ха, ха-ха-ха Без хвостов два петуха.

Слайд 3

Хочу учиться! На какие две группы делятся звуки русского языка? Назовите признаки гласных звуков Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили? На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы? Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков. Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков. Назовите признаки согласных звуков Спасибо!

Слайд 6

Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква «х» Тема :

Слайд 7

Узнать… Научиться… Цели :

Слайд 8

Узнать новые звуки [х], [х’], Научиться характеризовать звуки [х], [х , ], писать строчную букву «х» Цели :

Слайд 9

1) Знакомство со звуками и буквой – написание буквы 2) Чтение слогов – написание слогов 3) Чтение слов – написание слов 4) Чтение предложений, текста – написание предложений План:

Слайд 10

Я знаю!

Слайд 11

ХА – ХО – ХУ ХИ – ХЕ

Слайд 12

Х А – Х О – Х У Х И – Х Е

Слайд 13

Прописи «Мой алфавит», с. 26

Слайд 14

Рох-го , рох -во, рох -по Ва-хал, бот-хо, хот-хо

Слайд 15

Го-рох , во- рох , по-рох Хал- ва , хо-бот, хо-хот

Слайд 16

Ха, хо, хи, ху , ху , хо, ха, хи, ху .

Слайд 17

Халва Хищник [х], [х ’ ]

Слайд 19

1) Прочитайте слова. Подчеркните зеленым карандашом мягкую согласную Х, синим карандашом твёрдую согласную Х. Малахит, хворост, бархат, холод, характер, хирург. 2) Пропишите в прописях слова хор, ухо. - давайте проверим по эталону первое задание.

Слайд 22

Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква «х» Тема :

Слайд 23

Узнать новые звуки [х], [х’], Научиться характеризовать звуки [х], [х , ], писать строчную букву «х» Цели :

Слайд 24

1) Знакомство со звуками и буквой – написание буквы 2) Чтение слогов – написание слогов 3) Чтение слов – написание слов 4) Чтение предложений, текста – написание предложений План:

Слайд 25

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «общеметодологической направленности» Цель урока: совершенствование знаний об особенностях буквы Х. Задачи урока Дидактические: 1) закрепить знания учащихся об особенностях букв...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [б], [б\'] . Буква Б, б" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласных звуках [б]  и [б'], навыка письма буквы б; умения читать и писать слоги, слова с новой буквой.Задачи урока:Дидактические:1.Фор...

Технологическая карта урока обучения грамоте."Согласный звук [т], [т\']. Буква Т,т" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о согласных звуках [т], [т,] и букве Т, т; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;формирование алгоритм...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» 1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [б], [б’], букве ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласном звуке[ш] и букве Ш, ш; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с изученной буквой; формирование алгоритма написания но...