.Интерактивный урок русского языка
методическая разработка по русскому языку

Интерактивная программа по русскому языку для начальных классов позволяет изучать учебный материал, представленный в учебниках Канакиной и Горецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_urok_russkogo_yazyka.docx80.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный урок русского языка

Когда возникает знание? Тогда, когда возникает вопрос. В этом и заключается суть интерактивного обучения. Вопросы может задавать учитель, а может и компьютерная программа. Интерактивная программа по русскому языку для начальных классов позволяет изучать учебный материал, представленный в учебниках Канакиной и Горецкого.

Формирование знания при интерактивном обучении разделено на три этапа. Этап первый – постановка вопроса. Этап второй – многократные ответы на один и тот же вопрос. Этап заключительный – внешнее знание становится умственным навыком человека, то есть человек автоматически отвечает на поставленный вопрос. К примеру, после того как ребёнок выучит таблицу умножения, то он операцию умножения не производит, а сразу же даёт ответ. Первые два этапа обучения – это мнемоническое знание. Третий этап – это логическое знание.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Предложение».

Цель урока – дать верное представление о предложении.

Теория.

Предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Сообщение, суждение, вопрос, приказ, просьба, призыв к действию – это виды предложений.

Задание 1.

Вырази мысль иначе.

Ответы: Весна пришла! Воздух стал холоднее. Наступили вечерние сумерки.

Весна!

Похолодало.

Сумерки.

Задание 2

Определи вид предложения.

Ответы: Предложение является сообщением. Предложение содержит суждение.

Малина созрела.

Малина (что она такое?) – кустарник.

Дождь (какой он?) – весенний.

Идёт дождь.

Задание 3.

Определи, что выражают предложения.

Ответы: Предложение выражает приказ. Предложение выражает просьбу. Предложение призывает к действию.

Дай мне, пожалуйста, книгу.

Беги быстрее!

Спасайся!

Откройте тетради.

Садись!

Давай сядем.

Закрой окно!

Выйди из комнаты.

Любите родную природу.

Передайте мне, пожалуйста, соль.

Приготовьте тетради и ручки.

Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу.

Задание 4.

Какие предложения содержат вопрос? Какие предложения выражают чувства?

Ответы: Предложение содержит вопрос. Предложение выражает чувство.

Когда прозвенит звонок?

Когда же ты приберёшься в комнате?!

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Ребята, мы опаздываем!

Ура! Скоро каникулы!

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло!

Куда ведёт эта дорога?

Разве ты не идёшь с нами?

Который час?

Куда я положила карандаш?

Задание 5.

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

                                Воробей

Вставь нужное по смыслу слово.

Ответы: маленькая, серую, быстро, спасается

Эта (какая?) … пташка живёт рядом с нами.

Воробей носит (какую?) … рубашку.

Воробей подбирает (как?) ... крошки.

Воробей (что делает?) … от кошки.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Предложение».

Теория.

Предложения выражают мысли и чувства человека.

Сообщение, суждение, вопрос, приказ, просьба, призыв к действию – это виды предложений.

Сообщение: Ночь.

Сообщение: Потеплело.

Сообщение: Малина созрела.

Суждение: Малина – кустарник.

Суждение: Дождь – весенний.

Суждение: Следы на снегу лисьи.

Вопрос: Наступила ли весна?

Приказ: Сиди смирно.

Призыв к действию: Откройте тетради и возьмите ручки.

Предложения, которые выражают чувства, называются восклицательными. Примеры:

Малина созрела!

День – прекрасный!

Предложения состоят из слов и словосочетаний. В предложении «Колючий ёж живёт в лесу» два словосочетания: колючий ёж и живёт в лесу.

Задание 1.

Родина, осень, доброта, жизнь – это набор слов.

У каждого есть своя – мысль не закончена.

У каждого человека есть своя родина – мысль закончена.

Вставь нужное по смыслу слово.

Ответы: родина, есть, у человека, каждого.

У каждого человека есть своя (предмет речи)… .

У каждого человека (сообщение о предмете речи) … своя родина.

Есть у каждого (тот, у кого есть родина) … … своя родина.

У (какого?) … человека есть своя родина.

Задание 2

Кто за Родину горой –

Тот истинный герой.

Вставь нужное по смыслу слово.

Ответы: стоит горой, герой, Кто, Иванов.

(Предмет речи) … за Родину стоит горой?

(Предмет речи) … за Родину стоит горой.

Иванов за Родину (сообщение о предмете речи) … … .

Иванов истинный (сообщение о предмете речи) … .

Задание 3.

Определи вид предложения.

Ответы: Предложение содержит сообщение. Предложение содержит вопрос. Предложение выражает суждение. Предложение призывает к действию.

Мы гуляли в осеннем лесу.

До чего красиво здесь!

А вы были в осеннем лесу?

Быстро пролетело лето.

Кто пишет книги для детей?

Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

Темнеет!

Задание 4.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

                                С. Есенин

Назови предложение.

Ответы: Ночь. Вокруг тишина. Ручеёк лишь журчит. Своим блеском луна всё вокруг серебрит.

Предложение содержит сообщение о ночи.

Предложение содержит сообщение о тишине.

Предложение содержит сообщение о ручейке.

Предложение содержит сообщение о луне.

Урок русского языка во 3 классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Теория. Человек высказывает мысли с какой-нибудь целью. Целью высказывания может быть либо просьба, либо вопрос, либо сообщение.

Для сообщений используют повествовательные предложения.

Побудительные предложения используют тогда, когда нужно о чем-то попросить, призвать к чему-то, приказать

Вопросительные предложения используются тогда, когда нужно получить определенную информацию.

Задание 1.

Определи вид предложения по цели высказывания.

Ответы: Предложение побуждает к действию. Целью высказывания является получение информации. Предложение содержит сообщение.

Не кричите!

Зачем ты кричишь?

Ты кричишь громко.

Не смейтесь слишком громко!

Не размахивайте руками во время разговора.

Ты размахиваешь руками во время разговора.

Ты размахиваешь руками во время разговора?

Переходите улицу только на зелёном свете светофора.

Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте обёртки от конфет.

Задание 2.

Определи, что выражает побудительное предложение.

Ответы: Предложение выражает просьбу. Предложение выражает приказ. Предложение выражает пожелание.

Будьте внимательны друг к другу.

Любите и уважайте своих родителей.

Берегите нашу Землю!

Не радуйтесь чужой беде.

Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.

Стой смирно!

Задание 3.

Что за растение овёс? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метёлкой с колосками. В колосках зреют зёрна.

Допиши окончание слова.

Ответы: е, ый, ые, ет, ют.

Что за растени_ овёс?

Это хлебн_ злак.

У него узкие и длинн_ листья.

Стебель заканчива_ся метёлкой с колосками.

В колосках зре_ зёрна.

Задание 4.

Приметы хорошей погоды

Пчёлы рано вылетают из ульев. Птицы весело и звонко поют. Мошки вьются столбом. Вечером на воде играет рыба. Чайка села на воду. Всю ночь поёт соловей. Заря имеет зелёный луч. Ласточки летают на большой высоте.

Вставь нужное по смыслу слово.

Пчёлы (слово, называющее время действия «вылетать») … вылетают из ульев.

Птицы (слово, называющее то, каким образом совершается действие «петь») … и звонко поют.

Мошки вьются (слово, называющее то, каким образом совершается действие «виться») … .

(Слово, называющее \время действия «играть») … на воде играет рыба.

Чайка села (слово, называющее место, куда села чайка) … .

(Словосочетание, называющее время действия «петь») … … поёт соловей.

Заря имеет зелёный (то, чем обладает заря) … .

Ответы: рано, весело, столбом, Вечером, на воду. Всю ночь, луч.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Виды предложений по интонации»

Теория:

Интонация – это выражение чувств говорящим.

Повествовательная интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника.

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику.

Восклицательная интонация выражает эмоции как положительные, так и негативные.

Задание 1.

Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

Ответы: Повествовательное, невосклицательное предложение. Побудительное, невосклицательное предложение. Вопросительное, невосклицательное предложение.

Самолёт летит.

Гроза надвигается.

Кто сломал ветку берёзки?

Как жаль эту берёзку.

Не ломайте ветви деревьев.

Пусть будет мир во всём мире.

Задание 2.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

                                А. Пушкин

Вырази мысль иначе.

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

Ответ: Много мыслей и чувств вызывает у русского человека Москва.

Как много в нём отозвалось!

Ответ: Много исторических событий связано с Москвой.

Задание 3.

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!..

                                Е. Трутнева

Встать нужное по смыслу слово.

В тёмный лес дремучий заглянула (предмет речи) … .

В тёмный лес дремучий (сообщение о предмете речи) … осень.

Заглянула осень (место, куда заглянула осень) … .

В (признак осени по освещённости) …лес дремучий заглянула осень.

В тёмный лес (синоним слову «глухой») … заглянула осень.

Ответы: осень, заглянула, в лес, тёмный, дремучий.

Задание 4.

Скучать некогда

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

– Нектар!

– А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

– Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!  

                        Г. Ладонщиков

Допиши окончание слова.

Ответы: а, ет, ешь, о, я, у

Сел_ пчёлка на цветок. а

Пчёлка опустил_ хоботок.

Подлета_ к ней комар.

Что ты ищ_ там?

Тебе не надоел_ искать нектар.

Том_, кто занят делом, просто некогда скучать!

Задание 5.

Вы были на лугу в начале лета? До чего же там хорошо! Трава высокая и густая. А сколько кругом цветов! А какой запах! Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

Вставь нужное по смыслу слово.

(Слово, указывает на множество лиц) … были на лугу в начале лета?

До чего же там (состояние природы, доставляющее удовольствие человеку) …!

Трава (признак травы по протяженности снизу вверх) … и густая.

А сколько (синоним слову «вокруг») … цветов!

А (слово, употреблённое для оценки запаха) … запах!

(Синоним слову «исключительно») сильно пахнут белые соцветия таволги.

Ответы: Вы, хорошо, высокая, кругом, какой, Особенно

Урок русского языка в 4 классе по теме «Предложение как единица речи».

Предложения выражают мысли и чувства человека.

Сообщение, суждение, вопрос, приказ, просьба, призыв к действию – это виды предложений.

Сообщение: Малина созрела.

Суждение: Малина –  кустарник.

Вопрос: Созрела ли малина?

Приказ: Сиди смирно!

Призыв к действию: Откройте тетради и возьмите ручки.

Задание 1.

Вставь пропущенную букву.

л

е

и

ь

н

со_нышко – солн+ышк+о

рассвета_т – рас+свет+а+ет

розовеет – розов+е+ет

тают (на чём?) на ладошк_

тают (на чём?) на рук_

пр_зывно – при+зыв+н+о

зазвен_л – за+звен+е+л

с_ребряные трели – серебр+ян+ые

бол_шое село

з_вёт – зов

полет_ли – по+лет+е+ли

зв_нок – звон

п_рог – порог

школ_никам

в_сёлым – весел

наступа_т – на+ступ+а+ет

лимо_ные пряди – лимон+н+ые

готов_тся – готов+ят+ся

Сколько грибов (что сделало?) появил_сь – по+яв+и+л+о+сь.

Задание 2.

Солнышко проснулось. Рассветает.

Розовеет небо вдалеке...

На ладошке неба

Звёзды тают,

Как зимой снежинки на руке.

                                С. Пшеничных

К какому члену предложения поставлен вопрос?

Ответы: Вопрос поставлен к сказуемому. Вопрос поставлен к обстоятельству места.

Солнышко (что сделало?) проснулось.

(Что делает?) Рассветает.

Розовеет небо (где?) вдалеке...

(Где?) На ладошке неба звёзды тают, как зимой снежинки на руке.

На ладошке неба звёзды тают, как зимой (что делают?) тают снежинки на руке.

Задание 3

Призывно зазвенел звонок. Его серебряные трели через забор, через лужок в село большое полетели. Звонок ребят зовёт теперь, они спешат к порогу школы. И, как букварь, раскрылась дверь навстречу школьникам весёлым.

Е. Евтимов

Определи падеж выделенного слова.

Призывно зазвенел (что?) звонок.

Ответ: Слово употреблено в именительном падеже.

Его серебряные трели через забор, через лужок в село большое полетели.

Ответ: Слово употреблено в именительном падеже.

Его серебряные трели (полетели через что?) через забор, через лужок в село большое полетели.

Ответ: Слово употреблено в винительном падеже.

Звонок (кого?) ребят зовёт теперь, они спешат к порогу школы.

Ответ: Слово употреблено в родительном падеже.

Звонок ребят зовёт теперь, они спешат (к чему? и куда?) к порогу школы.

Ответ: Слово употреблено в дательном падеже.

И, как букварь, раскрылась дверь (навстречу кому?) навстречу школьникам весёлым.

Ответ: Слово употреблено в дательном падеже.

Задание 4

Наступает золотая осень. В зелёной листве берёз видны жёлтые и лимонные пряди. На лесных полянах ярко краснеют гроздья рябины и калины. Развесистый дуб роняет на землю спелые жёлуди. Стаи дроздов готовятся к отлёту на юг. А сколько в лесу появилось грибов!

Вставь нужное по смыслу слово.

Ответы:

Наступает

пряди

ярко

спелые

сколько

Стаи дроздов

(Сказуемое) … золотая осень.

В зелёной листве берёз видны жёлтые и лимонные (слово, употреблённое в значении «пучок листьев») … .

На лесных полянах (синоним наречию «отчётливо») … краснеют гроздья рябины и калины.

Развесистый дуб роняет на землю (синоним слову «созревший») … жёлуди.

(Подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием») … … готовятся к отлёту на юг.

А (слово, синонимичное выражению «как много») … в лесу появилось грибов!

Задание 5.

Вставь предложение, которое противостоит по смыслу первому предложению.

Ответы:

такого со мной не было

выкосили грош

трусливые погибают

зима поедает

Шестнадцать лет служу – … … … … … .

Косили версту – … … .

Смелые побеждают – … … .

Лето припасает – … … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

Урок русского языка в 4 классе с использованием интерактивной доски

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже...

Интерактивная презентация к уроку русского языка "Безударные гласные "

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Интерактивный урок русского языка по теме: "Безударная гласная в корне слова"

Урок обобщения знаний по русскому языку проводится в виде тренажёра различных заданий и упражнений по теме: "Безударная гласная в корне слова"...