Конспект урока русского языка по теме "Изменение глаголов по числам"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Данный конспект содержит материал для лучшего усвоения темы "Изменение глаголов по числам" учащимися 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_r.ya_3kl.odt32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глаголов по числам.

Цель урока: формировать умение изменять и определять глаголы по числам.

Задачи:

образовательные :ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола,  с согласованием существительного и глагола в числе, отрабатывать умения  составлять правильно и логично предложения.

развивающие: развивать грамотную и логичную речь, орфографическую зоркость, мышление, память и  внимание.

воспитательные: аккуратность при письме,  умение доводить работу до конца,

Планируемые результаты  образования:

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

-мотивация к творческому труду, к работе на результат;

познавательные:

-делать логические выводы,  активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

регулятивные:

-действовать по плану, находить и справлять ошибки, проверять и оценивать результат;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные:

-культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, учить формировать высказывания;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-участвовать в групповом обсуждении.

закреплять навык работы в паре, закреплять навык работы с книгой, тетрадью;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  монологические высказывания.

Ход урока.

1.Организационный момент (1мин.)

 Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

-Чтобы работалось  хорошо на уроке, создадим хорошее настроение улыбкой другу. Приступаем слушать и рассуждать.

II. Минутка чистописания.(4 мин.)

Буква Кк

-Какая это буква?(Согл., тв. или мягк,глух,парн.)

III. Словарная работа.

1.

Водитель комбайна.(комбайнер)

Отдельное помещение в квартире, в доме.(комната)

Вселенная, мир.(космос)

Человек, побывавший в космосе(космонавт)

Морское судно, плавучее сооружение.(корабль)

Главная площадь в столице нашей Родины.(Красная площадь)

Крепость на Красной площади.(Кремль)

Взаимопроверка словарных слов.

2.Беседа о Дне космонавтики.

 Какие слова говорят о предстоящем празднике?(космос,космонавт). Скоро отмечаем День космонавтики. Расскажите о первом космонавте.

Составьте и запишите предложение о космосе. Разберите по членам.

Юрий  Гагарин полетел в космос.

IV.Самоопределение к деятельности.(6 мин.)

-Работа в парах. У вас на карточках написаны слова. Присел, кричали, читала, ломали, перебегали, уносили,

- Посмотрите на эти слова, и скажите

.- Что объединяет эти слова?

- Что такое глагол?(учащиеся называют правило)

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Разделите эти слова на 2 группы(слайд2)

1 группа

2 группа

присел

читала

уносили

кричал

ломали

перебегали

- По какому принципу разделили?( В первой группе глаголы, которые обозначают действие одного предмета, а во второй - нескольких предметов.)

- Сформулируйте тему нашего урока сегодня?(слайд 3)

-Спишите эти глаголы в тетрадь в два столбика.

-Давайте представим , что вы предсказатели и ответим на вопросы.

Что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем ,что глаголы изменяются по числам.)

-Чему научимся? (Ставить вопросы к глаголам в ед.ч. и во мн. ч., определять число глаголов, находить глаголы в тексте.

 Вот над этим сегодня и поработаем, а в конце урока узнаем верно ли мы предсказали.

Какая цель нашего урока, к чему мы будем стремиться.?

Цель нашего урока - научиться различать глаголы единственного и множественного числа.

 

IV.Реализация построенного проекта(слайд4) (2 мин.)

Посмотрите на картинки и подберите правильную форму глагола.

 На что нужно обратить внимание?(один предмет выполняет действие или два)

Для чего нужно уметь изменять глаголы по  числам?  (чтобы грамотно писать и говорить)

V.  Закрепление материала.(слайд 5)( 8 мин)

-Задание. Найдите в предложениях глаголы и надпишите число(Работа на ИД)

Ярко светит весеннее солнце.

Сочная молодая трава зеленеет.

Прилетают с юга перелетные птицы.

По дорожкам бегут ручьи.

Вывод.

На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие одного предмета?

А, если глаголы обозначают действие нескольких предметов, то в каком числе они будут? и на какие вопросы отвечают глаголы во множественном  числе?

-Задание. Подбери к глаголам в единственном числе глагол во множественном числе, а к глаголам во множественном числе глагол в единственном числе.(слайд 6)

Запишите пары слов .Проверка с доской.

Физкультминутка.(1мин)

- Я буду читать слова.. Если в них будут глаголы в ед.ч вы поднимаете руки вверх, если мн. ч.- руки вниз, если будет звучать слова другой части речи- приседаете.

Едет, красивое, плывут, ученики,  лежит,  красивая,  поют.

VI. Работа по теме урока(8  мин)

1.Работа по учебнику

 Упр. 546 (с. 78).(У доски по цепочке)

  • Прочитайте.
  • Рассмотрите рисунки. Чем они похожи, чем отличаются?
  • Составьте предложения по каждому рисунку. (Самолёт летит. Самолёты летят.)
  • Назовите глаголы в предложениях. Сравните их. В каком числе употребили глагол в первом предложении? (В единственном.)
  • А во втором предложении? (Во множественном.)
  • Запишите предложения с вопросом (
  • Поставьте вопрос к глаголу летит. (Что делает?)
  • Поставьте вопрос к глаголу летят. (Что делают?)
  • Сделайте вывод
  • Давайте проверим правильность наших выводов  ,прочитав сведения о языке на с. 79.
  • Как изменяются глаголы? (По числам.)
  • Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.)

А во множественном числе? (Действие двух и более предметов.)

Работа по учебнику Упр. 549 (с. 80).(Комментированное письмо)

  • Прочитайте. Рассмотрите схемы предложений.
  • В каком числе должен стоять глагол в первом предложении? На какой вопрос он отвечает?
  • В каком числе должен стоять глагол во втором предложении? На какой вопрос он отвечает?
  • Выполните задания.
  • Прочитайте предложения, которые вы составили.
  • Назовите члены предложения и части речи в каждом предложении.

2.Работа в группах.(слайд 7)(4 мин.)

-Найдите глаголы в ед. ч.- 1 группа, 2 группа - в мн. ч.

Муха, Муха-Цокотуха,        

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки -

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые -

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла.

-Прверка.

А теперь командир от группы выйдет и подчеркнет глаголы.

Вывод:

-На какой вопрос отвечает глагол в ед. ч., во мн.ч.

VII. Самостоятельная работа( 4 мин.)

— А теперь посмотрим, все ли из вас успешно усвоили новый материал, в этом нам поможет Упр.550

VIII. Рефлексия.(1 мин.)Слайд №8. 

Помните цель нашего урока? (Научиться различать глаголы единственного и множественного -числа.)

-Сейчас проанализируйте свою работу на уроке и оцените.

-Достигли ли вы своей цели?

Ответьте на вопрос

Я узнал..................

Я научился .........................

Я испытывал затруднение в.........................

-Наши предсказания сбылись? Мы настоящие волшебники.

IX. Итог урока, обобщение, оценивание.

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

-Дайте определение глаголу. Как изменяются глаголы? На какие вопросы они отвечают?

 Что обозначают?

X. Домашнее задание

-Запишите домашнее задание.

Упр. 548 (с. 79), повторить сведения о языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Лексическое значение глагола"

урок русского языка в 3 классе, лексическое значение глагола, составление кластера...

Конспект урока русского языка на тему: «Глагол в предложении».

Конспект урока русского языкана тему: «Глагол в предложении»....

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

Конспект урока русского языка 2 класс "Глаголы в единственном и во множественном числе".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Глаголы а ед. и во мн. числе" 2 класс. Понятие "единственное и множественное число" на этом уроке не дается (адаптированная пр...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать: правило определения формы глагола-уметь: опреде...

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...