Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету " Русский родной язык" УМК О.М. Александровой, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Акшенцева Альбина Анатольевна

 В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, основные содержательные линии программы учебного предмета " Русский родной язык ", планируемые результаты освоения предмета во 2 классе, содержание  разделов и учебно-тематический план.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                         Рабочая программа  по  русскому родному языку
 

                                                                2 класс 

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Красная  Башкирия  на 2021-2022 учебный год

 Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

 Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС, ООП НОО , согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Красная Башкирия  на 2021 – 2022 учебный год 

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова Родной русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г. 

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2021 – 2022 учебный год ,на учебный предмет отводится 1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа.  

                                              Пояснительная записка

            Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

   Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

- создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;

- расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного

средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

         Основные содержательные линии программы учебного предмета

«Русский родной язык»

       Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

  В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

  • первом  блоке  «Язык  и  культура»  представлено  содержание,

изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи (навыками сознательного использования норм современного русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

  • третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять

цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

                                         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Предметные результаты 

     Обучающийся научится: 

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 

-первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), 

представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; 

-понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка; 

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических), лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные результаты 

 Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:  

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и 

условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; 

-умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения; 

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:  

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; 

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника); 

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;  

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); 

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; 

- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;  

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; 

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); 

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);  

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.). 

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:  

- слушать собеседника и понимать речь других;  

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 

- принимать участие в диалоге;  

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; 

- принимать участие в работе парами и группами; 

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; 

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. 

Личностные результаты 

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: 

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Учебно-тематический план 

 

№ 

Наименование разделов и тем 

Всего часов 

Русский язык: прошлое и настоящее 

12

Язык в действии 

 13

Секреты речи и текста 

9

Итого: 

 34 часа

 

Русский язык: прошлое и настоящее ( 12ч) 

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).  

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).  

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).  

Язык в действии (13 ч) 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).  

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.  

Секреты речи и текста (9 ч) 

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).  

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.  

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).  

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.  

Создание текста: развернутое толкование значения слова.  

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках 

  



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по родному русскому языку  редакцией  О.М. Александровой

2 класс

1 час в неделю

№ 

п.п. 

Дата 

Тема урока 

Тип урока 

Примечания 

План 

Факт 

Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) 

                                               1 четверть-9 часов

2.09

 

По одёжке встречают… Во что раньше одевались дети. 

Урок открытия новых знаний

 

2

9.09

Одежда детей в картинах русских художников.

Урок систематизации  знаний

16.09

 

Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе.

Урок открытия новых знаний

 

4

23.09

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Что ели в старину.

Урок открытия новых знаний

5

30.09

Каша-кормилица наша. Что ели в старину.

Урок открытия новых знаний

6

7.10

 

Любишь кататься, люби и саночки возить. Детские забавы. 

Урок открытия новых знаний

 

14.10

 

Делу время, потехе час.

 Русские народные игры.  

Урок открытия новых знаний

 

8

21.10

Русские народные игрушки.

Урок-рефлексия

9

28.10

 

В решете воду не удержишь. Домашняя утварь. 

Урок открытия новых знаний

 

               2 четверть-8 часов

10

11.11

 Предметы домашней утвари в загадках, пословицах и стихах.

Урок-рефлексия

11

18.11

 

Самовар кипит, уходить не велит. Разновидности самоваров на Руси.

Урок открытия новых знаний

 

12

25.11

Традиция русского чаепития.

Урок систематизации  знаний

Язык в действии (13 ч) 

13 

2.12

 

Помогает ли ударение различать слова?  

Урок открытия новых знаний

 

14

9.12

Учись произносить правильно.

Урок-рефлексия

15

16.12

 

Для чего нужны синонимы?  

Урок открытия новых знаний

 

16

23.12

Словарная работа.  Словосочетания с употреблением синонимов

Урок систематизации  знаний

17 

30.12

 

Для чего нужны антонимы? 

Урок открытия новых знаний

 

           3 четверть-10 часов

18

20.01

Употребление антонимов в речи.

Урок систематизации  знаний

19 

27.01

 

Как появились пословицы? 

Урок открытия новых знаний

 

20

3.02

Как появились фразеологизмы?

Урок систематизации  знаний

21

10.02

Русские фразеологизмы и фразеологизмы народов мира.

Урок-рефлексия

22 

17.02

 

Как можно объяснить значение слова?  

Урок открытия новых знаний

 

23

24.02

Лексическое значение слов.

Урок систематизации  знаний

24 

3.03

 

Встречается ли в сказках необычное ударение?  

Урок открытия новых знаний

 

25

10.03

Встречается ли в стихах необычное ударение?  

Урок систематизации  знаний

Секреты речи и текста (9 ч) 

26

17.03

 

 «Волшебные» слова.  

Урок открытия новых знаний

 

27

24.03

Учимся вести диалог.

Урок-практикум.

               4 четверть-8 часов

    28

7.04

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова.  

Урок открытия новых знаний

 

29

17.04

Словарная работа.

Урок-практикум

30

21.04

 П. А.Итоговая контрольная работа

Урок контроля

31

28.04

Работа над ошибками.

Урок-рефлексия

32 

5.05

 

Устанавливаем связь предложений в тексте.  

Урок открытия новых знаний

 

33

12.05

Восстановление деформированного текста.

Урок -практикум

34

19.05

 

Создаём тексты-инструкции и тексты –повествования.

Урок-практикум

 

35

26.05

Обобщающий урок.

1 четверть-9 часов

2 четверть-8 часов

3 четверть- 10 часов

4 четверть- 8 часов

                                         Итого: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа

Рабочая программапо  предмету « русский родной язык»  4 б,в  класс(класс)34 часа...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....

Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 2 класс ФГОС, О.М. Александрова

Бюджетное  общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /О.В. КононоваРуководитель МО Прот...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...