«Состав слова. Значимые части слова».(1 урок в разделе)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Шибаева Татьяна Михайловна

Проверка знаний о значимых частях слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».(1 урок в разделе)

Класс: 4 а

Предмет: русский язык

Дала проведения: 22.10.2020г.

Педагогическая цель

Создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова,

развития орфографической зоркости, памяти, логического мышления

Задачи урока

- совершенствовать ранее полученные знания в теоретической области и умения в практической деятельности, образовывать новые слова с помощью приставок, работа со сложными словами;

- развивать умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность;

- создать положительную мотивацию обучающихся к уроку путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Тип и вид  урока

Повторение изученного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливать наличие в слове определённой морфемы; разбирать слова по составу; знать способы образования слов.

Универсальные учебные

действия (предметные)

Личностные: проявлять навыки сотрудничества, уважительное отношение к окружающим.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе, учебную направленную на познание

(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни.

Познавательные:  находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, работа в парах, работа по вариантам, работа по рядам.

Методы: словесный

Основное содержание

темы, понятия и термины

Состав слова. Значимые части слова.

Образовательные

ресурсы

Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация

- плакат «Алгоритм разбора слова по составу»;

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

  • Проверяет готовность к уроку, сообщает, что должно лежать на парте.

  • Настраиваются на урок, произнося девиз урока:

« Надо не только читать, но и думать»

2. Самоопределение к деятельности

  • Записываем число и классная работа.

- Мы сегодня с вами на уроке отправляемся в путешествие на судне. А на каком судне вы сейчас мне должны ответить.

-Открываем учебник на с. 51

Словарная работа

-Посмотрите внимательно. Какое словарное слово мы сегодня с вами будем разбирать?

-Запишите это слово, выделите орфограмму и поставьте ударение.

-Какая орфограмма выделена?

-Где такие слова можно найти и узнать их написание?

-Где можно узнать значение слова?

- Не пользуясь толковым словарём, попробуем дать лексическое значение слова.

(Корабль, — я, мужской род. Морское судно \\первоначально парусное; сейчас преимуществ. о военных судах, а также о многомачтовых парусных судах с прямыми парусами\\. Военный корабль Десантный корабль Сторожевой корабль Эскортный корабль Патрульный корабль. Плыть на корабле

-Отправляемся на первый морской порог. ( повторение)

  • Записывают число и классная работа.
  • Работают со словарным словом:

- Записывают

- Объясняют орфограммы, ставят ударение

- Объясняют лексическое значение слова.

3. Актуализация необходимых знаний

  • Организует повторение изученного материала по вопросам:

- Восстановить кластер по теме « Предложение»

-Какие предложения бывают?

- По интонации?

- По цели высказывания?

-По наличию второстепенных членов?

- По наличию грамматических основ?

- Из чего состоят предложения?

- А если несколько предложений объединить одной темой и одной общей мыслью, как такую группу предложений можно назвать?

  • Повторяют изученный материал, восстанавливают кластер на доске, осуществляют самооценку своих действий.

Работа по теме урока.

4. Организация познавательной деятельности

  • Предлагает внимательно посмотреть на доску:

- Обратите внимание, у меня под словом  ( слова)  находятся графические изображения, что это?

  •  Сообщает, что сегодняшний урок мы посвятим работе со значимыми частями слова

( корень и приставка)

  • Выполняют задание и дают ответы:

- Это части слова.

            Называют части слова ( суффикс, приставка, окончание, корень, основа слова)

            Выводят тему урока и ставят перед собой цели урока.

  • Предлагает работу в учебнике на с. 51 упр 77

  • Задаёт вопросы по упражнению:

- Из какого произведения А.С. Пушкина взяты строки?

Корабель/щики дивятся,
На корабл/ике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый,
При/ста/нь с крепкою заставой.
Пушки с 
пристани палят,
Корабл/ю при/ста/ть велят.

А. Пушкин

       - Найдите выделенные слова, прочитайте.

Пристань, с пристани

- Запишите в первый столбик эти слова.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными, докажите.

- А есть ли в этом тексте однокоренные слова? Найдите. 

 

  На кораблике, кораблю, корабельщики

- Докажите, что эти слова можно назвать однокоренными.

  • Записывают слова в столбик, проверяют с экрана, делают отметку в листе самооценки.
  • Отвечают на вопросы

- Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди

  • Находят слова

( пристань, с пристани)

Записывают слова, доказывают, что это не однокоренные слова, а изменение формы одного и того же слова.

  • Осуществляют самопроверку с доски и делают самооценку на полях в тетради.
  • Находят однокоренные слова в тексте, доказывают.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа

  • Предлагает открыть тетрадь на печатной основе с. 38 упр 80

Работа в парах по рядам

  • Предлагается образовать однокоренные слова с помощью приставок.

1 ряд        2 ряд        3 ряд

учить        красить        говорить

летать                                смотреть                                  играть

  • Организует проверку с объяснением.
  • Вспоминают правило работы в парах. Ставят перед собой задачу в данном упражнении, выполняют задание.

  • Выписывают образовавшиеся слова, проверяют друг друга.

Физминутка

Работа  по вариантам

  • Предлагает работу с доски.(слайд 1)

- Прочитайте задание с доски.

- Прочитайте, подумайте, какие это слова. Докажите.

Вертолет      самолёт      камнепад     мясорубка

Паровоз        землемер    овощевод    листопад

Сталевар       самовар      пулемёт       снегопад

  • Читают задание с доски.
  • Доказывают какие это слова, вспоминают правило написания сложных слов.
  • Произносят разбор слов, самопроверка.

Рефлексия

  • Предлагает подвести итог  урока.

- Из каких значимых частей состоит слово?

-Какие части слова служат для образования новых слов?

- В какой части слова заключён смысл слова?

- Какая часть слова служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях?

- Что значит разобрать слово по составу?

- Поставьте самооценку за урок.

  • Вспоминают тему.
  • Делают выводы.
  • Самооценка

Домашнее задание.

  • Предлагает домашнее задание: упр. 78 стр.51, просмотреть его и задать вопросы.
  • Читают задание

-объясняют, что значить сгруппировать слова.

-какие правила необходимо вспомнить, что бы выполнить задания к упражнению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прочитайте слова. Подумайте какие это слова? Докажите . вертолёт самолёт камнепад мясорубка паровоз землемер овощевод листопад сталевар самовар пулемёт снегопад

Слайд 3

проверка верт о лёт сам о лёт камн е пад мяс о рубка пар о воз земл е мер овощ е вод лист о пад стал е вар сам о вар пул е мёт снег о пад

Слайд 4

Итог урока: Из каких значимых частей состоит слово? Какие части слова служат для образования новых слов? В какой части слова заключён смысл слова? Какая часть слова служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях? Что значит разобрать слово по составу?

Слайд 5

самооценка Я сегодня справился со всеми заданиями. Я допустил немного ошибок, но исправился. Мне надо ещё раз всё повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...