Урок русского языка во 2 классе на тему: "Что такое глагол?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Поршакова Мария Сергеевна

Тема урока: Что такое глагол?

Класс: 2

Программа: «Школа России»        

Цель урока: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи урока:

Дидактические:

– познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;

– научить учащихся находить глаголы в тексте;

– формировать представления о функциях глагола в речи.

Развивающие:

–  развивать логическое мышление, память, речь;

– развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;

– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс 2 часть Канакина В. П., мульти проектор, презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme_chto_takoe_glagol.docx618.59 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Поршакова Мария Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Тема урока: Что такое глагол?

Класс: 2

Программа: «Школа России»        

Цель урока: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи урока:

Дидактические:

– познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;

– научить учащихся находить глаголы в тексте;

– формировать представления о функциях глагола в речи.

Развивающие:

–  развивать логическое мышление, память, речь;

– развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;

– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.

Планируемые результаты:

Предметные: 

умение распознавать глагол и определять его признаки;

– умение ставить вопросы к глаголам;

– знания о имени существительном;

– знание словарных слов.

Личностные:

умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;

– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;

– самоанализ и самоконтроль результата.

 Метапредметные:

– умения формулировать учебную задачу урока;

– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– умение слушать учителя и выполнять его требования;

– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);

поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска;

– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).

Оборудование: учебник русского языка 2 класс 2 часть Канакина В. П., мульти проектор, презентация, раздаточный материал.





Этап урока





Образовательная задача этапа урока



Методы

 и приемы работы

Деятельность

 учителя

Деятельность

 обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля


Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные

1.  Мотивация к учебной деятельности.

Организовать

актуализацию требований к

учащимся со стороны учебной

деятельности.

Словесный (беседа)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

– Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал.

Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.

– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)

– Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя.

Проверить  готовность к уроку

Фронтальная

Предварительный

Самоконтроль

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Открываем свои тетради, вспоминаем правильное положение тетради, берём ручку в руку правильно, записываем число и классная работа.

– Посмотрите на доску, что написано?  Прописываем слоги.

 со ка ро

Ребята, какое слово мы можем составить из этих слов? А кто такая сорока? Сорока – это перелётная птица или зимующая? Назовите зимующих птиц? Перелётных?

Перелётные птицы куда возвращаются?

– А у человека есть Родина? Что такое Родина?  

– Какая бывает Родина?  Давайте составим предложение на тему «Моя Родина».

А теперь вернёмся к слову сорока. А что это за слово? (словарное).

  1. Словарная работа.

Теперь мы с вами перейдём к словарной работе.

Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.

А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде. Меняемся тетрадями. (Взаимопроверка).  У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более?

Слоги

Сорока

На Родину

Большая и малая.

Словарное

Фронтальная.

И/о: презентация

Самоконтроль

Знание словарных слов.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Определить тему и учебную задачу урока.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация, филфорды)

Посмотрите на слова.

Петух, трава, одуванчик, шел, маска, тетрадь, рука. 

– Найдите лишнее.

– Почему оно лишнее? Как определили, что эти слова – существительные?  Что вы знаете об имени существительном? 

– Что оно обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

– Какие бывают существительные?

– Назовите одушевлённые имена существительные.

– Неодушевленные. Собственные. Нарицательные.

– Имена существительные могут употребляться в ….  

У нас осталось слово, но мы не знаем, что это за слово. Чтобы это узнать, нам поможет филворд. Помните, как правильно его надо разгадывать?

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

Работаем в группах. 

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Шел.

Они отвечают на вопросы кто? Что?

Имя существительное обозначает предмет.

Отвечает на вопросы кто? Что?

Неодушевленные, одушевлённые, собственные, нарицательные.

В предложениях в роли подлежащего.

Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Алфавит

Фронтальная

Групповая

И/о: презентация

Самоконтроль

Знания о имени существительного.

Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация, филфорды)

 

Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя…

Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. Она бывает письменная и устная.

– Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв?

– Значит наше слово шёл – это глагол

Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

– Что мы должны выяснить об этих словах на уроке?

– Чему будем сегодня учиться на уроке?

– Мы с вами знакомились с этой частью речи? Может быть, кто-то помнит что- нибудь о ней?

Существительное.

Речь

Глагол

О глаголе.

Что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, чем является в предложении.

Фронтальная

Групповая

И/о: презентация

Самоконтроль

4. Открытие нового знания.

Познакомиться с новым материалом.

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник)

  Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

 Итак, сделаем вывод что такое глагол?

– Если глагол по частоте употребления занимает 2 место, значит, мы можем сделать какой вывод?

– Почему?

– Как называются слова, обозначающие действия?  Глаголы

1. Работа по учебнику.

– Открываем учебники на странице 68, выполняем упражнение 116. 

(Выполняется упражнение в соответствии с заданиями учебника.) (Главные члены. Сказуемое – глагол). Как будем определять, что это глагол?  

2. Работа с правилом.

Обучающийся читает правило.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? и др.

 Без глаголов в речи мы не можем обойтись

Речь будет непонятной и не красивой.

Задавать вопросы, на которые отвечает глагол к данному слову.

Один ученик читает правило из учебника вслух.

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Умение распознавать глагол и определять его признаки. Умение ставить вопросы к глаголам.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник)

Мы с вами пришли к таким выводам?

– Молодцы! Значит, наши глаголы заставляют делать выполнять какие-либо действия имена существительные.

– А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль  Глагол –  это речь человека, разумный говор, язык.

– Глагол в предложении чаще всего является сказуемым и подчеркивается двумя чертами. (Учитель демонстрирует на доске)

Да

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

5. Физкультминутка.

Осуществить смену видов деятельности.

Словесный (рассказ)

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

Повторяют движения.

Фронтальная

Индивидуальная

Самоконтроль

6. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала.

Словесный (беседа)

Наглядный (учебник, карточки)

Выполняем упражнение 118. Прочитайте отрывок К. И. Чуковского самостоятельно.

– Кто увидел ошибки?

– Что неправильно записал автор?

– А кто помнит, как называется это стихотворение?

– Помогите распутать эту путаницу.

– Я вам сейчас раздам карточки с животными, а вы напишите, кто какие действия должен делать. (приложение)

Самостоятельная работа.

 Какие слова отвечают на вопрос что делают?

– Какие на вопрос – что сделали?

– Какой частью речи они являются?

–  А теперь давайте потренируемся определять глаголы. Как вы будете определять глагол это или нет?

Выписать только глаголы.

           Звон, звонить, звонкий.

Ходит, ход, походка.

Старик, старый, стареет.

 (Самопроверка со слайда.)

Кто нашёл все глаголы? Молодцы! 

Выполняют задания, отвечают на вопросы. 

Проверка – один ученик читает, остальные проверяют. Хлопком отмечают ошибку.

 Крякают, квакают, хрюкают.

  Зажужжали, заржали, зачирикали.

Глаголом.

Что обозначает слово.  На какой вопрос отвечает

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение распознавать глагол и определять его признаки. Умение ставить вопросы к глаголам.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися.

Словесный (беседа)

Наглядный (смайлики)

С какой частью речи мы познакомились на уроке? (глагол)

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Для чего нужны глаголы в речи?

– В предложении, чем является? 

– Теперь давайте проверим ваше настроение.

Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик.

  Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик.

 Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик.

Поднимите теперь ваши тетради.

Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!!

Глагол.

Глагол обозначает действия предметов.

Глагол отвечает на вопросы что делал? Что сделал? Что будет делать? Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?

В предложении является сказуемым.

Самоанализ деятельности на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная.

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД).

Самоанализ и самоконтроль результата.

8. Домашнее задание

Записать домашнее задание.

Словесный (рассказ)

Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучить правило на стр. 68 учебника, а также выполнить упр. 119 на стр. 69.

Фронтальная

Самоконтроль


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст".

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Что такое антонимы? »

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Что такое антонимы? »...