Этап урока
|
Образовательная задача этапа урока
|
Методы
и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
1. Мотивация к учебной деятельности.
| Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
| Словесный (беседа) | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. – Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал. Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими. – Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.) – Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок. | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя. Проверить готовность к уроку | Фронтальная |
| Предварительный Самоконтроль
|
| Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).
|
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Открываем свои тетради, вспоминаем правильное положение тетради, берём ручку в руку правильно, записываем число и классная работа. – Посмотрите на доску, что написано? Прописываем слоги. со ка ро – Ребята, какое слово мы можем составить из этих слов? А кто такая сорока? Сорока – это перелётная птица или зимующая? Назовите зимующих птиц? Перелётных? Перелётные птицы куда возвращаются? – А у человека есть Родина? Что такое Родина? – Какая бывает Родина? Давайте составим предложение на тему «Моя Родина». – А теперь вернёмся к слову сорока. А что это за слово? (словарное). - Словарная работа.
– Теперь мы с вами перейдём к словарной работе. Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель. – А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. Меняемся тетрадями. (Взаимопроверка). У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более?
|
Слоги
Сорока
На Родину
Большая и малая.
Словарное
| Фронтальная. | И/о: презентация | Самоконтроль | Знание словарных слов. | Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).
| Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. |
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи. | Определить тему и учебную задачу урока. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация, филфорды) | Посмотрите на слова. Петух, трава, одуванчик, шел, маска, тетрадь, рука. – Найдите лишнее. – Почему оно лишнее? Как определили, что эти слова – существительные? Что вы знаете об имени существительном? – Что оно обозначает? – На какие вопросы отвечает? – Какие бывают существительные? – Назовите одушевлённые имена существительные. – Неодушевленные. Собственные. Нарицательные. – Имена существительные могут употребляться в …. У нас осталось слово, но мы не знаем, что это за слово. Чтобы это узнать, нам поможет филворд. Помните, как правильно его надо разгадывать? Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н | А | А | А | Л | С | И | Л | О | В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е | И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работаем в группах. Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся.
|
Шел. Они отвечают на вопросы кто? Что? Имя существительное обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? Что?
Неодушевленные, одушевлённые, собственные, нарицательные.
В предложениях в роли подлежащего.
Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Алфавит | Фронтальная Групповая | И/о: презентация | Самоконтроль
| Знания о имени существительного. | Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).
| Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. |
|
| Словесный (беседа) Наглядный (презентация, филфорды) | Ищем второе слово: Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытие Это удивительное? Помогло нам всем ответить Имя…
– Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. Она бывает письменная и устная.
– Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв?
– Значит наше слово шёл – это глагол
– Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? – Что мы должны выяснить об этих словах на уроке? – Чему будем сегодня учиться на уроке?
– Мы с вами знакомились с этой частью речи? Может быть, кто-то помнит что- нибудь о ней?
|
Существительное.
Речь
Глагол
О глаголе.
Что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, чем является в предложении. | Фронтальная Групповая | И/о: презентация | Самоконтроль
|
|
|
|
4. Открытие нового знания. | Познакомиться с новым материалом. | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (учебник) | Удивительные глаголы Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных. Итак, сделаем вывод что такое глагол? – Если глагол по частоте употребления занимает 2 место, значит, мы можем сделать какой вывод? – Почему? – Как называются слова, обозначающие действия? Глаголы 1. Работа по учебнику. – Открываем учебники на странице 68, выполняем упражнение 116. (Выполняется упражнение в соответствии с заданиями учебника.) (Главные члены. Сказуемое – глагол). Как будем определять, что это глагол? 2. Работа с правилом. Обучающийся читает правило.
|
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? и др.
Без глаголов в речи мы не можем обойтись Речь будет непонятной и не красивой.
Задавать вопросы, на которые отвечает глагол к данному слову. Один ученик читает правило из учебника вслух.
| Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль
| Умение распознавать глагол и определять его признаки. Умение ставить вопросы к глаголам.
| Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).
| Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность |
|
| Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | – Мы с вами пришли к таким выводам? – Молодцы! Значит, наши глаголы заставляют делать выполнять какие-либо действия имена существительные. – А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. – Глагол в предложении чаще всего является сказуемым и подчеркивается двумя чертами. (Учитель демонстрирует на доске) | Да | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль |
|
|
|
5. Физкультминутка. | Осуществить смену видов деятельности. | Словесный (рассказ) | Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните.
|
Повторяют движения. | Фронтальная Индивидуальная |
| Самоконтроль |
|
|
|
6. Закрепление изученного материала. | Закрепление изученного материала. | Словесный (беседа) Наглядный (учебник, карточки) | Выполняем упражнение 118. Прочитайте отрывок К. И. Чуковского самостоятельно. – Кто увидел ошибки? – Что неправильно записал автор? – А кто помнит, как называется это стихотворение? – Помогите распутать эту путаницу. – Я вам сейчас раздам карточки с животными, а вы напишите, кто какие действия должен делать. (приложение) Самостоятельная работа. – Какие слова отвечают на вопрос что делают? – Какие на вопрос – что сделали? – Какой частью речи они являются? – А теперь давайте потренируемся определять глаголы. Как вы будете определять глагол это или нет? Выписать только глаголы. Звон, звонить, звонкий. Ходит, ход, походка. Старик, старый, стареет. (Самопроверка со слайда.) – Кто нашёл все глаголы? Молодцы!
| Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Проверка – один ученик читает, остальные проверяют. Хлопком отмечают ошибку.
Крякают, квакают, хрюкают. Зажужжали, заржали, зачирикали. Глаголом.
Что обозначает слово. На какой вопрос отвечает | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | Умение распознавать глагол и определять его признаки. Умение ставить вопросы к глаголам.
| Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).
| Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися. | Словесный (беседа) Наглядный (смайлики) | С какой частью речи мы познакомились на уроке? (глагол) – Что обозначает глагол? – На какие вопросы отвечает? – Для чего нужны глаголы в речи? – В предложении, чем является? – Теперь давайте проверим ваше настроение. Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик. Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик.
Поднимите теперь ваши тетради. Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!! | Глагол.
Глагол обозначает действия предметов. Глагол отвечает на вопросы что делал? Что сделал? Что будет делать? Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? В предложении является сказуемым.
Самоанализ деятельности на уроке. | Фронтальная Индивидуальная. |
| Самоконтроль Текущий контроль |
| Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). | Самоанализ и самоконтроль результата. |
8. Домашнее задание | Записать домашнее задание. | Словесный (рассказ) | Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучить правило на стр. 68 учебника, а также выполнить упр. 119 на стр. 69.
|
| Фронтальная |
| Самоконтроль |
|
|
|