Текст-описание и роль в нем имен прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Текст-описание и роль в нем имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_04.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по русскому языку,

данного в 2 классе

МБОУ СОШ №3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Болховского педагогического колледжа

Костиковой Елизаветой Владимировной.

Дата: 05.04.2022

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Текст-описание и роль в нём имён прилагательных».

Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о тексте-описании и роли в нём имён прилагательных.

Задачи:

Образовательные: дать понятие о тексте-описании; раскрыть роль прилагательных в тексте-описании.

Развивающие: развивать связную речь, память, логическое мышление; умение употреблять имена прилагательные в речи.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в классе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Планируемые результаты:

Предметные:

-распознают текст-описание;

-наблюдают за роль имён прилагательных в тексте-описании.

Метапредметные:

Познавательные:

- ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- умеют оформлять свои мысли в устной форме;

- слушают и понимают речь других;

- совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им.

Личностные:

-  проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- проявлять способность к самооценке;

- осознавать важность имён прилагательных в нашей речи.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс, 2 часть» Канакина В.П. и др., записи на доске для минутки чистописания, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационно-ориентировочный этап

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Елизавета Владимировна.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, ребята, все ли у вас на месте: ручка, карандаш, учебник, тетрадь.

3. Психологический настрой.

- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

- Прочитайте слова на доске:

«Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!»

- К чему нас призывают эти слова?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

4.Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Ребята, с чего начинается урок русского языка?

- Верно. Ребята, наш урок мы начнем с минутки чистописания.

- Для чего нужна минутка чистописания?

- Минутка чистописания помогает научиться писать правильно и красиво буквы, слова и предложения.

- Посмотрите на доску. Что здесь написано?

-Какая буква будет «хозяйкой» минутки чистописания?

- Ребята прошу вас записать её  в тетрадь.

- Следим за правильной посадкой.

4.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, о какой части речи говорили на прошлом уроке?

-Какие числа могут быть у имени прилагательного?

-Что такое имя прилагательное?

-Какие мы задаём вопросы к имени прилагательному?

-Ребята, а что такое текст?

-Какие виды текста вы уже изучали?

-А что такое текст - повествование?

-Какие вопросы можно задать к тексту - повествование?

-Ребята, сейчас мы с вами будем работать в парах. Кто знает правила работы в парах?
-Давайте повторим правила работы в парах.

-У вас на партах лежат карточки. На этих карточках у вас 2 текста, внимательно прочитайте каждый текст  и определите чем они отличаются и к какому виду каждый из них относится.
-На эту работу вам 2 минуты. Начинаем!

-Время вышло!

-Прочитайте 1 текст. О чём идёт речь в тексте?

-А какой вопрос можно поставить к нему?

-Прочитайте 2 текст. О чём идёт речь в тексте?

-А какой вопрос можно поставить к нему?

5.Определение темы. Постановка задач урока.

-Ребята, как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

-Тема нашего урока «Текст-описание и роль в нём имён прилагательных».

-Какие задачи поставим на урок? В этом вам помогутслова помощники.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Читают слова на доске, размышляют над смыслом девиза

Быть активным на уроке. Помогать товарищам.

Открывают тетрадь и записывают

С минутки чистописания

Высказывают свои предположения

Буква «З»

Связь между существительным и прилагательным

Единственное и множественное

какое? какие? какая? какой?

Текст – это

два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.

Мы изучали текст – повествование
Текст в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текст-повествование.

Что случилось? Что произошло?

Правила работы в паре:

1) говори тихо и спокойно;

2) к своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра;

3) старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца;

4) делай замечания тактично, не груби;

5) в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Ответы детей

Ответы детей

1.Узнать, что такое текст-описание.

2.Научиться определять роль прилагательных в тексте-описании.

3.Учиться распознавать текст-описание.

2.Поисковый этап

1.Наблюдение над языковыми материалами.

- Ребята, откройте учебники на странице 95, посмотрите на упр. 163.

- Прочитайте стихотворение.

- Скажите, какой вы приставили снежинку?

- Какие слова вам в этом помогли?

-Открываем упр.164 на стр. 95.

-Прочитайте задание.

-О чем говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?

-Какие предложения текста отвечают на вопроскакие грачи?

-Спишите. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

2.Чтение правила в учебнике.

-Давайте прочитаем правило на странице 96.

-Прочитайте правило про себя.

-Расскажите своему соседу.

-Что называется текстом-описанием?

-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

3.Физкультминутка.

-Ребята, я вижу, что вы уже устали. Давайте немного отдохнем.

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем.

Читают стихотворение

Светлая, смелая, красивая

Прилагательные

Текст(часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.

Какой? Какая? Какое? Какие?

3.Практический этап

1.Выборочно осложнённое списывание.

-Найдите упражнение 165 на странице 96.

-Прочитайте задание.

-Прочитайте текст в слух.

-Из какой сказки этот отрывок?

-С какой целью автор употребил прилагательные в данном тексте?

-Выпишите из текста слова прилагательные.

-Какие слова прилагательные вы выписали?

-Находим следующее упражнение 166.

-Прочитайте задание.

-Прочитайте текст в слух.

-Определите этот текст – описание или повествование?

-Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число.

Находят упражнение и читают его вслух

Дюймовочка

Автор употребил слова прилагательные для того, чтобы красочно описать персонаж.

Находят упражнение и читают его вслух

Это текст-описание. Потому что он отвечает на вопрос «какой?»

4.Рефлексивно-оценочный этап

1. Подведение итогов.

-Давайте вспомним, какая была тема сегодняшнего урока?

-Что мы сегодня нового узнали?

-Чему научились?

-Ребята, что нам помогало в течение всего урока?

2.Рефлексия.

-В заключении хотелось бы узнать, как вы  оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.

3.Домашнее задание.

-Открываем дневники и записываем домашнее заданиеупр. 167, с. 97выуч. правило с. 96.

-Спасибо за урок! До свидания!

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных

Узнали, что такое текст-описание

Научились определять роль прилагательных в тексте-описании

Нам помогал девиз урока

Показывают смайлики

Записывают домашнее задание в дневники

Текст 1.

  Темной весенней ночью шел проливной дождь. Гремел гром, сверкала молния. И вдруг в дерево, стоящее рядом с домом ударила молния. Дерево загорелось, и огонь попал на крышу дома. Начался пожар! Соседи позвонили пожарным. Они приехали и потушили пожар.

Текст 2.

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Текст 1.

  Темной весенней ночью шел проливной дождь. Гремел гром, сверкала молния. И вдруг в дерево, стоящее рядом с домом ударила молния. Дерево загорелось, и огонь попал на крышу дома. Начался пожар! Соседи позвонили пожарным. Они приехали и потушили пожар.

Текст 2.

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Текст 1.

  Темной весенней ночью шел проливной дождь. Гремел гром, сверкала молния. И вдруг в дерево, стоящее рядом с домом ударила молния. Дерево загорелось, и огонь попал на крышу дома. Начался пожар! Соседи позвонили пожарным. Они приехали и потушили пожар.

Текст 2.

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Текст 1.

  Темной весенней ночью шел проливной дождь. Гремел гром, сверкала молния. И вдруг в дерево, стоящее рядом с домом ударила молния. Дерево загорелось, и огонь попал на крышу дома. Начался пожар! Соседи позвонили пожарным. Они приехали и потушили пожар.

Текст 2.

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Конспект урока русского языка по теме: "Текст-описание и роль в нем имен прилагательных"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-описании и его отличительных признакахПланируемые результатыПредметные: уметь определять число имен прилагательных; уметь составлять текст-опис...

«Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание» 3 класс

Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографическ...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)

. КОНСПЕКТ УРОКА по  русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...