Использование алгоритмов и знаково-символических средств при обучении орфографии в практике начальной школы
статья

Будаева Людмила Цыреновна

Данный материал, используемый учителями на уроках русского языка, поможет учащимся начальной школы легче запоминать и осваивать правила орфографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будаева Людмила Цыреновна,

МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района РБ

Введение

Развивать обучающегося можно, развивая его деятельность. В стандартах определено, что способы этой деятельности – УУД. Для успешного обучения школьников должны быть сформированы регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Среди познавательных УУД особое место занимают знаково-символические. Выдающиеся психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Г. Салмина А. Г. Асмолов, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др. считали, что уровень развития знаково-символической деятельности служит показателем умственного развития, является одной из общих интеллектуальных способностей. В исследованиях отмечается, что степень сформированности знаково-символической деятельности определяет возможности школьников в процессе усвоения знаний, в продуктивной деятельности. По мнению отечественного психолога Л. С. Выготского, овладение новыми средствами (то есть знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития, но достигнуто это может быть при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех предметов.

Для решения учебных задач на уроках русского языка также можно использовать алгоритм. Алгоритм относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления и помогают планировать свою деятельность.

Актуальность исследования:

Повышение качества обучения младших школьников возможно при его организации с учетом теории обучающих алгоритмов и знаково-символических средств, обосновывающей способы их разработки и применения в массовой практике.

Объем знаний из года в год увеличивается, но сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники с целью повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.

Современная культура представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литература, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку. Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы и в школе и в вузе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики (наука об условных обозначениях), должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.

Теория обучающих алгоритмов исходит из следующих положений:

  1. Всякий мыслительный процесс состоит из последовательности умственных операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация и др.). Чаще всего многие из них не осознаются, совершаются автоматически. Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного обучения тому или иному предмету эти операции надо выявлять и специально им обучать (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин). Без сформированности мышления учащихся, знание правил оказывается бесполезным, так как они не в состоянии их применить.
  2. Обучение алгоритмам и умению понимать и применять знаки и символы можно проводить по-разному. Иногда они даются в готовом виде и учащиеся сразу же приступают к последовательному решению задач, указанных в алгоритме (после предварительного анализа этих операций с помощью учителя). Иногда алгоритмы и новые знаки, схемы и т.д. «открываются» самими учащимися (опять же под руководством учителя). В обоих случаях в умственную деятельность вносятся порядок и система. Процесс же этого «открывания» самими учащимися имеет творческий характер.
  3. Применение алгоритмов и средств семиотики в обучении - один из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Алгоритмизация учебной деятельности школьников при изучении теоретического материала позволяет наглядно представить системные связи между изучаемыми явлениями, что обеспечивает его усвоение с соблюдением принципа системности. Практическое применение алгоритмов в значительной степени способствует развитию соответствующих умений и автоматизации навыков.

Проблема: Слабая теоретическая разработанность указанных аспектов данной проблемы отрицательно сказывается на ее практическом решении. Это выражается в том, что учителя, не придавая серьезного значения применению алгоритмов в обучении младших школьников, ограничиваются их бессистемным использованием лишь на отдельных этапах процесса обучения в рамках репродуктивно-исполнительской деятельности учащихся.

Данная проблема и определила выбор темы исследования: «Использование алгоритмов и знаково-символических средств в обучении орфографии».

Объект исследования — процесс формирования орфографических навыков у учащихся начальных классов.

Предмет исследования - алгоритмизация и основы семиотики в учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка при изучении орографических правил.

Цель исследования: обосновать комплекс дидактических условий алгоритмизации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих эффективность процесса формирования орфографических навыков.

Гипотеза исследования - учебная деятельность учащихся начальных классов становится более эффективной, если в процессе обучения применять систему включения в уроки деятельность с различными знаково-символическими средствами и алгоритмами.

Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, определены следующие задачи:

  1. Выявить и теоретически обосновать основные дидактические условия использования алгоритмов и знаково-символических средств в учебной деятельности младших школьников, влияющие на повышение её эффективности.
  2. Разработать с учетом выявленных условий систему алгоритмов и схем по определённым темам.

Основная часть

Использование алгоритмических правил

и знаково-символических средств при изучении орфограмм

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. Орфограмма в школьном смысле – это написание слова по правилам орфографии. Как научный термин, орфограмма обозначает последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления (проще говоря, правила) в том или ином языке. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку.

Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Работу над составлением алгоритмов, схем, моделей и таблиц обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый материал целиком. А, в основном, постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма (схемы). Иногда, какая-нибудь схема является «помощницей», чтобы выбраться из «проблемы», которую создаю в начале урока на этапе целеполагания или актуализации знаний. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений, и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма (схемы) заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

В своей работе я использую алгоритмы уже со 2 класса. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.


Заключение

При современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших достижений науки и техники.

Алгоритм обучения и система работы со схемами и знаками может быть элементом программированного обучения как системы учебной работы с опосредованным программным управлением познавательной деятельностью учащихся. Целесообразно использовать алгоритмы обучения при решении грамматико-орфографических задач, имеющих следующую структуру: вопрос - условия - порядок решения - ответ. Этот метод обучения орфографии развивает мышление учащихся.

Чтобы учащиеся понимали логическую модель алгоритма или схемы необходимо, чтобы он был составлен ими самими с помощью учителя.

Чтобы в ходе работы дети не теряли ориентиров, пунктов алгоритма, необходимо основное в нем выделять графически (чем условнее обозначения, тем они удобнее), а также постепенно сокращать модель, исключая операции, которые запоминаются быстрее.

Обучение с использованием алгоритмов, особенно если оно будет сочетаться с применением обучающих или контролирующих автоматических приспособлений, является одним из приемов программированного обучения. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил.

Процесс обучения орфографии может проходить более интенсивно и быть более результативным, если работа по применению алгоритмов и знаково – символических средств будет проводиться учителем систематически и доведена им до стадии свертывания до автоматизма.


Литература

  1. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. -М.- 1982
  2. Власенков А.И. Материалы к исследованию по теме "Использование алгоритмов в обучении орфографии". - М. - Просвещение, 1965
  3. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // НШ. -1986.-
  4. Сиденко А.С. профессор кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании АПК и ППРО г. Москва, руководитель. От теории к практике реализации ФГОС. Мониторинг развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий.
  5.  Алгоритм на уроках русского языка. Автор Гусева Е.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Суриковской СОШ».
  6. Алгоритмы на уроках русского языка. nova56.ru/secondary/algrus
  7. Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы. kondratenkoludmila.narod.ru/algoritm.htm
  8. Алгоритм как средство повышения грамотности. festival.1september.ru/articles/530634/
  9. Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/...tekhnologii/.../ispolzovanie-algoritmov-na-urokah
  10. Использование моделей и схем на уроках русского языка в системе РО. metod-sgls.ru/attest/lozludval/17.doc

Приложение 1

Правописание безударных гласных в корне слова

ГЛ           ГЛ


Правописание парных согласных в корне слова

П СГЛ      П СГЛ + ГЛ


Правописание безударных окончаний имен прилагательных

ИП

Вопрос от ИС к ИП

вопроса?

Пиши такое же в ИП

Правописание непроизносимых согласных

Есть согласный?

Измени слово

СГЛ + ГЛ

Есть СГЛ?                                          Нет СГЛ?

Пишем СГЛ                              Не пишем СГЛ


Правописание заглавной буквы

 

ББ


Разделительный Ъ и Ь

       Ъ (перед Я, Е, Ё, Ю)


Правописание приставок и предлогов

Приставка или предлог?

Вставь слово (или вопрос)

Да                                                    нет

   Предлог                                       Приставка

Раздельно                                        Слитно

Ь на конце существительных после шипящих

           (ИС на Ж, Ш, Ч, Щ)Ь?

Ж.Р.                              М.Р.

ПИШЕМ Ь             НЕ ПИШЕМ Ь


Правописание суффиксов –ок (-ек)

ОК или ЕК?

Измени слово (много, нет)

ИКА                                    КА

ИК                                       ЕК


Орфографический разбор

  1. Найди орфограмму

  1. Место орфограммы

 

  ГЛ               СГЛ             Постоянный? Правило      Постоянная?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Семинар "Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы"

Семинар«Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы»            Важнейшей задачей в педагогической науке яв...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Возможности использованияИКТ в начальной школе....

Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".

Презентация содержит материал по  использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...