Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных», для учащихся 3 класса по программе «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Алла Александровна Чернышова

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  программа «Школа России», 3 класс.

Тема урока: «Имя прилагательное. Род имён прилагательных»  

Цель урока: обобщение  знаний  об имени прилагательном как части речи

Задачи:

·   Обучающая:  учить правильно определять род имён прилагательных

и  писать родовые окончания.

·    Развивающая: совершенствование умений распознавать род имён прилагательных.

·    Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

·  Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

Учитель.

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-Руки? НА МЕСТЕ
-Ноги? НА МЕСТЕ
-Локти? У КРАЯ
-Спина? ПРЯМАЯ.

         

 II. Разминка для пальцев

- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец разминается от основания вверх)

 Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,

  Этот пальчик – папа,

  Этот пальчик – мама,

  Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

-Разогрейте ручки.  (Игра «Массажор») 

Игра «Массажор

(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. 
Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. 
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.) 


Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. 

 

III. Чистописание

 - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. (Дети проговаривают)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я, «вот –так» держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите дату и вид работы.

 На доске записаны слова:

Солнце, морозный, снежный, декабрь

- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?

Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв:

лозжие     лозжие     лозжие

3. Определение темы и целей урока (слайд 5)

-Какие части речи вы знаете?

На доске и вокруг класса расположены карточки с именами -прилагательными  и   существительными. (слайд 3-4)

-Прочитайте слова . Сформулируйте тему урока.

«Имя прилагательное»

 -Запишите тему урока в тетрадь.

 4.Повторение: 
- Что такое имя прилагательное?  

 Чтение стихотворений учениками.

1.  Имя прилагательное – часть речи увлекательная!

    Чей? Какой? Какой ещё?

    Уточняет, украшает, образ всем нам создаёт!

    Веселится и ликует Морфологии народ!

2.

      У существительных подчас,

      Не жизнь, а просто скука

      Ни цвета нет у них без нас,

      ни запаха, ни звука!

      Но, если нас к ним приложить,

      Им веселее станет жить.

      Вот громкий стук,

      Вот жёлтый шар,

      Вот сокрушительный удар

      Вот звонкий колокольчик,

      А вот и сладкий пончик!


5. Словарно-орфографическая  работа: 
 
- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи? 
Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные. 
Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания. 
(Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут). 
 Осенняя погода, меховая шапка,  дорогой товарищ,  тёплый шарф, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги. 

-Запишите  слова, обменяйтесь тетрадями и выполните  взаимопроверку.

6. Зрительная гимнастика

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

 

- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.

7.   Упражнение в распознавании  рода  имён прилагательных.

- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные?

-Посмотрите на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски)

 

Свежий майонез,  горячее  молоко, горький лук,  томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик,  жареный картофель, спелая ягода, молочная каша.

-Определите род имени прилагательного.

Проверка.

- Как определяется  род прилагательного? (по имени существительному)  Какие словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычёркивает лишнее)

Физминутка. 
А) Стоя. 
Хлоп руками! Топ ногами! 
Головой туда – сюда! 
А теперь сильней локтями 
Поработаем, друзья! 
А теперь остановитесь 
И в кого-то превратитесь. 
Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Лисица.
Б) Сидя. 
– Для глаз (по Базарному). 
– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз). 

-Что вы знаете о лисице?

Прием, направленный на  снятие усталости.

8.-Сейчас я расскажу вам что-то интересное…

Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов. 

Лисица степная или корсак. 
Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка. 
Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым. 
Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля. 
Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см. 
Вес – 2,5 – 5 кг. 
Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе. 
Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов. 
Занесён в международную Красную Книгу. 

Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Запишите.


Сядьте за парты, поменявшись местами. 

Прием «Выбрасывание усталости»

Скиньте усталость!

9. -Какой темой объединены  слова   на доске (Солнце, морозный, снежный, декабрь?)

 - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).

Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все:
 Чем больше их в пище, тем пища полезней.

         Учащиеся читают стихи. Слайд

 Ученик.

Нам справиться с насморком, 
гриппом, ангиной 
Помогут не чипсы, 
а те витамины, 
Что в ягодах, фруктах 
живут, в овощах, 
В сырАх, творогАх, 
в молоке и борщах... 

Ученик.

Чтоб были хорошими 
зубы и зренье, 
Чтоб волосы, кожа 
была - загляденье, 
Должна быть еде наша 
разнообразной. 

Ученик.

По цвету - зеленой, 
и желтой, и красной... 
От горького лука - 
до сладкой малины... 
И с пищей получим 
мы все витамины.

 Назовите имена прилагательные, которые  встретились в тексте стихов.

10.  Вывод:   Каждый день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание – основа крепкого здоровья.

- Запись вывода в тетрадь (под диктовку). Обозначить прилагательные.

11. Домашнее задание  на выбор .Звучит песня «От улыбки»

Споем любимую песню и запишем домашнее задание

12. Итог урока
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке? 

Самооценка
 личная
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

1. Своей работой на уроке я                                     доволен  / не доволен

2.За урок моё настроение                                        стало лучше  / стало хуже

3. Материал урока мне был                                      понятен / не понятен

полезен / не полезен  

Жизнь дана на добрые дела!  Берегите себя!

  Обобщение. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  программа «Школа России», 3 класс.

Тема урока: «Имя прилагательное. Род имён прилагательных»  

Цель урока: обобщение  знаний  об имени прилагательном как части речи

Задачи:

·   Обучающая:  учить правильно определять род имён прилагательных

и  писать родовые окончания.

·    Развивающая: совершенствование умений распознавать род имён прилагательных.

·    Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

·  Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

Учитель.

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-Руки? НА МЕСТЕ
-Ноги? НА МЕСТЕ
-Локти? У КРАЯ
-Спина? ПРЯМАЯ.

         

 II. Разминка для пальцев

- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец разминается от основания вверх)

 Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,

  Этот пальчик – папа,

  Этот пальчик – мама,

  Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

-Разогрейте ручки.  (Игра «Массажор») 

Игра «Массажор

(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. 
Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. 
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.) 


Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. 

 

III. Чистописание

 - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. (Дети проговаривают)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я, «вот –так» держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите дату и вид работы.

 На доске записаны слова:

Солнце, морозный, снежный, декабрь

- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?

Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв:

лозжие     лозжие     лозжие

3. Определение темы и целей урока (слайд 5)

-Какие части речи вы знаете?

На доске и вокруг класса расположены карточки с именами -прилагательными  и   существительными. (слайд 3-4)

-Прочитайте слова . Сформулируйте тему урока.

«Имя прилагательное»

 -Запишите тему урока в тетрадь.

 4.Повторение: 
- Что такое имя прилагательное?  

 Чтение стихотворений учениками.

1.  Имя прилагательное – часть речи увлекательная!

    Чей? Какой? Какой ещё?

    Уточняет, украшает, образ всем нам создаёт!

    Веселится и ликует Морфологии народ!

2.

      У существительных подчас,

      Не жизнь, а просто скука

      Ни цвета нет у них без нас,

      ни запаха, ни звука!

      Но, если нас к ним приложить,

      Им веселее станет жить.

      Вот громкий стук,

      Вот жёлтый шар,

      Вот сокрушительный удар

      Вот звонкий колокольчик,

      А вот и сладкий пончик!


5. Словарно-орфографическая  работа: 
 
- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи? 
Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные. 
Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания. 
(Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут). 
 Осенняя погода, меховая шапка,  дорогой товарищ,  тёплый шарф, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги. 

-Запишите  слова, обменяйтесь тетрадями и выполните  взаимопроверку.

6. Зрительная гимнастика

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

 

- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.

7.   Упражнение в распознавании  рода  имён прилагательных.

- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные?

-Посмотрите на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски)

 

Свежий майонез,  горячее  молоко, горький лук,  томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик,  жареный картофель, спелая ягода, молочная каша.

-Определите род имени прилагательного.

Проверка.

- Как определяется  род прилагательного? (по имени существительному)  Какие словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычёркивает лишнее)

Физминутка. 
А) Стоя. 
Хлоп руками! Топ ногами! 
Головой туда – сюда! 
А теперь сильней локтями 
Поработаем, друзья! 
А теперь остановитесь 
И в кого-то превратитесь. 
Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Лисица.
Б) Сидя. 
– Для глаз (по Базарному). 
– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз). 

-Что вы знаете о лисице?

Прием, направленный на  снятие усталости.

8.-Сейчас я расскажу вам что-то интересное…

Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов. 

Лисица степная или корсак. 
Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка. 
Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым. 
Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля. 
Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см. 
Вес – 2,5 – 5 кг. 
Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе. 
Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов. 
Занесён в международную Красную Книгу. 

Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Запишите.


Сядьте за парты, поменявшись местами. 

Прием «Выбрасывание усталости»

Скиньте усталость!

9. -Какой темой объединены  слова   на доске (Солнце, морозный, снежный, декабрь?)

 - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).

Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все:
 Чем больше их в пище, тем пища полезней.

         Учащиеся читают стихи. Слайд

 Ученик.

Нам справиться с насморком, 
гриппом, ангиной 
Помогут не чипсы, 
а те витамины, 
Что в ягодах, фруктах 
живут, в овощах, 
В сырАх, творогАх, 
в молоке и борщах... 

Ученик.

Чтоб были хорошими 
зубы и зренье, 
Чтоб волосы, кожа 
была - загляденье, 
Должна быть еде наша 
разнообразной. 

Ученик.

По цвету - зеленой, 
и желтой, и красной... 
От горького лука - 
до сладкой малины... 
И с пищей получим 
мы все витамины.

 Назовите имена прилагательные, которые  встретились в тексте стихов.

10.  Вывод:   Каждый день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание – основа крепкого здоровья.

- Запись вывода в тетрадь (под диктовку). Обозначить прилагательные.

11. Домашнее задание  на выбор .Звучит песня «От улыбки»

Споем любимую песню и запишем домашнее задание

12. Итог урока
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке? 

Самооценка
 личная
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

1. Своей работой на уроке я                                     доволен  / не доволен

2.За урок моё настроение                                        стало лучше  / стало хуже

3. Материал урока мне был                                      понятен / не понятен

полезен / не полезен  

Жизнь дана на добрые дела!  Берегите себя!

  Обобщение. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.

Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»

В материалах: технологическая карта, приложение и  презентация к уроку....