Технологическая карта урока русского языка «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять звонкие и глухие звуки;
  2. Учить различать парные по глухости и звонкости согласные звуки.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при рассмотрении звуковой схемы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.2021

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Методист:

Тема урока: Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять звонкие и глухие звуки;
  2. Учить различать парные по глухости и звонкости согласные звуки.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при рассмотрении звуковой схемы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя.     Форма: фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверим готовность. По каким критериям?

На доске появляется схема: (Порядок на рабочем месте; наличие учебника, тетрадей, пенала).

 -Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Работа с учебной презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная.

1. Организует минутку чистописания.

  • Откроем тетради, отступим 2 строчки, на третьей запишем сегодняшнее число.
  • Сегодня на уроке мы снова отправимся в город звуков.
  • Прежде чем мы запишем минутку чистописания  к себе в тетрадь, вспомним правила посадки: учитель показывает 3 картинки: как нужно сидеть, ручка, положение тетради. Разминка для пальчиков.

Учитель показывает образец написания на доске, уделяя внимание правильному соединению.

  • Давайте вспомним, что мы знаем о согласных звуках.
  • Какие они бывают?
  • Как это обозначено в нашей таблице?
  • Чем отличаются между собой звуки [б] [п], один мы слышим четко и другой еле-еле слышно.
  • Как отличить звонкий звук от глухого?
  • Как обозначены звонкие и глухие звуки в нашей таблице звуков?

1. Актуализируют знания.

2. Делают записи в тетрадях.

Минутка чистописания

Жж Жж Жж

Предметные: поработать над навыком чистописания.

ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Работа с учебной презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: сост. Плана. Форма: фронтальная.

  1. Создает проблемную ситуацию.
  2. Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.
  • О чем пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
  • Давайте попробуем определить цель урока.
  • Восстановим план деятельности на уроке.

План:

  1. Выполним практические задания и узнаем, как отличить звонкий согласный звук от глухого?
  2. Будем учиться отличать звонкие от глухих звков;
  3. Выполним самостоятельную работу;
  4. Сделаем выводы.

1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации.

2. Делают записи в тетрадях.

  •  Тема: как отличить звонкий согласный звук от глухого?

Цель:

Узнать , как отличить звонкий согласный звук от глухого

Предметные: осознание необходимости в получении новых знаний о парных согласных звуках

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

ЛУУД: формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Работа с учебной презентацией.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Языковой анализ: толкование слов.

 Пробл.: создание проблемной ситуации. Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная.

1.  Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

  • Посмотрите на план и  скажите, что нам нужно сделать?
  •  Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)
  • Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
  • А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.
  • Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
  • Назовите буквы.
  • Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
  • Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.) Вспомните, как называются такие звуки ?
  • Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.
  •  Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
  • Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
  • Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
  • Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
  • Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
  • Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
  • Повторите, как определить звонкий согласный или глухой?

  1. Открывают новые знания с помощью практических заданий.
  2. Учатся применять новые знания на практике.
  • Выполнить практическое задание.
  • Ш, ч
  • Р, ж, м, к

  • Шум. Такие звуки называются глухими согласными звуками.

Предметные: открытие нового знания о том, как отличить звонкий от глухого согласного звука..

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию;

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Учебная презентация

Учебник ( с.92)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, парная.

1.  Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  •  Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
  • Прочитайте пары слов.
  • Определите, какими звуками отличаются эти слова.
  • Ребята, это парные согласные звуки, в нашей табличке они записаны друг под другом.

 Динамическая пауза

  • Игра «Послушай звук»
  • Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся приседают, а, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся тянуться вверх.

Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки

1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания.

2. Проводят разминку.

Произносят звуки.

Предметные: формирование определять звонкие и глухие согласные звуки.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Работа с учебной презентацией.

Работа над упражнением..

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная.

1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала.

2. Организует проверку выполненных заданий.

  • Какой пункт плана урока будет следующим?

 Впишите пропущенные буквы.
...ора — кора, жить — ...ить, ...очка — почка, ...ом — том.

Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку выполненных заданий.

  • Нужно выполнить самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно вставить парные согласные звуки.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях

Учебник.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Формы работы: групповая, фронтальная.

1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.

  • Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие, запишите и подчеркните согласные.

Точка, шина, дом. (Дом.)

  • Определите, в каком слове все согласные звуки глухие, запишите его и подчеркните глухие согласные.

Шишка, флаг, книга. (Шишка.)

  • Но(ш,ж)  шала(ш,ж)  у( ш,ж) малы( ш,ж)
  • У меня на доске записаны слова, но подружки- буквы встали в скобки. Они хотят, чтобы ребята помогли и нашли правильную букву из скобок.
  • Чтобы узнать, какие буквы нужно вставить, нужно изменить слово.
  • Рассуждать будем таким образом:
  • Один – нож, а много – ножи, хорошо слышим букву
  • Я предлагаю вам записать эти слова в тетрадь.
  • Проверим, как выполнили задание.

1. Соотнесение целей урока с полученным результатом.

2. Обобщение знаний по пройденной теме.

3. Работают в группах.

4. Проверяют выполненные задания.

  • Дом
  • Шишка

.

Предметные: умение подбирать проверочное слово.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Работа с учебной презентацией.

Работа в учебнике.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.

  • Как звучала тема нашего урока?
  • Какую цель мы перед собой ставили?
  • Все ли шаги плана нам удалось выполнить?
  • Оцените свою деятельность на уроке с помощью шкалы на доске. Выберите соответствующий цвет и прикрепите к шкале.

Верх шкалы- зеленый ( на уроке не было трудностей, материал понятен и я активно работал)

Середина шкалы – желтый (Были трудности, с которыми я справился, в течении урока работал)

Низ шкалы – красный ( Не разобрался в новом материале, на уроке был неактивен)  

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.

  • Тема: как отличить звонкий согласный звук от глухого?

Цель:

Узнать , как отличить звонкий согласный звук от глухого

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Работа с учебной презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: обобщение полученных знаний о глаголе; совершенствование умений находить в тексте глаголы ; определение числа глагола; развитие умений ...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине В.А. Серова Девочка с персиками» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования умения составлять отзыв по картин...

Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...

технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...