Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий.

Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Задачи:

1. Формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов.

2. Расширять  кругозор о разнообразии профессий.

Цель: узнать с помощью каких  суффиксов образуются названия профессии

Предметные результаты:  уметь находить в словах суффикс, различать суффикс как часть слова, образующую новые слова, уметь определять значение суффикса.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение

Личностные УУД: формировать, положительное отношение к процессу обучения

расширить знания учащихся о профессиях

1.Организационный момент
-Настроимся на урок.  Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Какой раздел изучаем?
Вспомним какие части слова мы изучили.
Игра «Крокодил». Дети объясняют слова «приставка», «корень», «окончание», «основа»
Какую часть слова забыли назвать?

Перед вами лист с высказываниями. Вам надо подчеркнуть только верные высказывания.
+ Суффикс – это часть слова.

Суффикс это маленькое слово.

+Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

+Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

+Суффикс имеет значение.
Взаимопроверка.
Поднимите руку, кто справился без ошибок.
- Что такое суффикс? (Дети дают определение)

  • Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. На прошлом уроке мы стали заполнять « ВАГОН ПАРОВОЗИКА» суффиксов русского языка.
  • Посмотрите и вспомните суффиксы, которые изучили на прошлых уроках.

-ИШК-, -УШК-, -ОЧК-, -ЕНЬК-, -ИЩ-. Вспомните, какой смысловой оттенок они придают словам?(показывают, большой предмет или маленький, придают уменьшительно ласкательное значение) Приведите примеры (домишко, бабушка, палочка, беленький, ручище)

  • -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-. Какие слова образует эта группа суффиксов?

(названия детенышей животных) - Приведите примеры (бельчонок, теленок, медвежата, котята)

- Итак, мы уже успели убедиться, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо и многое может рассказать.
Работаем с облаком слов. Образуйте от словарных слов 5 новых слов, используя изученные суффиксы.

3. Постановка учебной задачи.

  • А сегодня мы продолжим разговор об образовании слов с помощью суффиксов и узнаем, как можно образовать с помощью суффиксов новые слова.

На доске ребусы. Отгадайте слова.
100 рож
ак3са

100матолог

100ляр

Как вы думаете, можно ли объединить эти слова в одну группу? Назовите обобщающее слово. (Профессии)

Попробуйте назвать тему нашего урока. (Суффиксы профессий)
Сформулируйте учебную задачу. ( узнать какие суффиксы помогают образовать название профессий)

Расставьте суффиксы по своим местам
барабанист
аптекщик
лётарь
шахматчик

 4. «Открытие нового знания»
На доске:

НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ.

  • Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? (каждый человек должен освоить какую-либо профессию).
    Что такое профессия? (род деятельности человека)

- Существует множество профессий, и вы, выбрав одну из них, можете принести пользу не только себе и своей семье, но и нашей Родине – России.

Образуйте от слов, обозначающих действие название профессий.
Запишите однокоренные слова парами
водит – водитель
пишет – писатель
учит – учитель

воспитывает – воспитатель
изобретает – изобретатель
строит - строитель
Что общего у слов, которые вы записали? (суффикс – тель-) НА ДОСКУ

Например, вы можете заняться спортом. Какие виды спорта вы знаете?   (ответы детей)

  • Назовите спортсменов, играющих в перечисленные игры:

Хоккей  - хоккеист

Волейбол -волейболист

Футбол -футболист

Баскетбол - баскетболист

Теннис - теннисист

  • Что вы заметили? (во всех словах одинаковый суффикс –ист -) НА ДОСКУ

 Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете  действия, что делает человек той профессии:

  • Водитель
  • Танцор
  • Рыбак
  • Футболист
  • Баскетболист
  • Штангист
  • Пловец
  • Певец

Молодцы! Очень весело получилось!

  • А ещё вы можете стать строителями. Это очень почётное занятие – строить людям дома.
    Работа в парах. Задание на листе. Подберите профессию к деятельности.

  1. Кроет крышу жестью

 

  1. Кладёт умело из камня и кирпича стены дома

  1. Управляет подъёмным краном

 

  1. Вставляет стёкла в оконную раму

 

  1. Роет под фундамент яму

 

  1. Чертит чертежи для строительства нового дома

Слова для справок:
чертёжник, крановщик, стекольщик, кровельщик, экскаваторщик, каменщик

Самопроверка

  • Составьте и запишите предложение о человеке, который работает на кране. (Крановщик поднимает краном тяжёлые грузы). Выделите суффикс.


Какие суффиксы помогли нам образовать название профессий этих людей? ( -щик, ник) НА ДОСКУ

- Дети, а кто любит  музыку и сможет  от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте? (показываю карточку с изображением музыкального инструмента)

Баян – баянист

Скрипка – скрипач

Пианино-пианист

Гитара- гитарист
Труба - трубач

Выделите «музыкальные» суффиксы  ( - ист, ач) НА ДОСКУ

На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом музыкальные профессии, сразу всех объединив? - Музыканты.

5. Самостоятельная работа
Проверим какие вы сегодня были  внимательные. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только суффиксы.


Звонарь, связист, дрессировщик, грузчик, испытатель, пианист, фокусник, скрипач.

- Сегодня на уроке мы вспомнили с вами много профессий. Как вы думаете, ребята, какими качествами должны обладать люди этих профессий?

-Устно составьте словосочетания, подобрав синонимы к словам «добросовестный» (порядочный,честный),  «известный»(знаменитый, прославленный)

 Рефлексия

-Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»
- Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
- С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
- Какие суффиксы нам в этой работе помогли?
Повторите суффиксы имён существительных, которые изучили сегодня. Что они обозначают?

- Послушайте пословицу, объясните её смысл: «Труд человека кормит, а лень портит». Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить, и каждый должен выполнять работу хорошо, ведь любая работа приносит людям пользу. Все профессии нужны, все профессии важны.  

  • На мой взгляд, вы хорошо потрудились на уроке.


Домашнее задание по выбору:
1. Небольшой рассказ Кем ты хочешь стать?
2. Составить кроссворд по теме «Профессии»

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Урок русского языка по теме "Суффикс как часть слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Суффикс как часть слова" ...

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...

Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.Задачи урока: Образовательные:организовать наблюдение над приставками и суфф...