Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 4 -х классов. (Составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:

  • основные виды диктантов (обучающие, проверочные, творческие – с продолжением по данному началу, зрительные);

  • изложения (обучающие, подробные, сжатые, с элементами сочинения);

  • проверочное списывание (с творческим заданием);

  • сочинения-миниатюры (на основе опорных слов);

  • комплексные контрольные работы по предметам «Русский язык» и «Наш край»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Першутова

Сборник дидактических материалов по русскому языку

для учащихся 4-х классов

(составлен на основе текстов художественных произведений

писателей Владимирской области)

г. Ковров

2020

4 класс

I четверть

Комплексная контрольная  работа по предметам

«Русский язык» и «Наш край»

Творческий диктант (диктант с продолжением по данному началу).

Задание:

  1. Прослушай текст, озаглавь его.
  2. Запиши текст под диктовку учителя.
  3. Напиши, разделяешь ли ты точку зрения автора, В.Солоухина? Свой ответ оформи в виде рассуждения или рассуждения с элементами описания.

   Принято считать, что у города должны быть предместья, что в городе полагается быть вокзалу, что город не может обойтись без промышленных предприятий. А я думаю, что обязательно должны быть скверы и парки.

Комплексная контрольная  работа по предметам

«Русский язык» и «Наш край»

Изложение с элементами сочинения

Пчела никого не ест. Ей  нужны  нектар и пыльца. Ей нужны не жертвы, а только дары. Но зато и сама она одаривает по-царски.

Нектар – это еще не мед. Нектар – это жиденькая сладенькая водичка. Надо эту водичку выпаривать до определенной густоты, надо сделать ее стерильной, не прокисающей, не гниющей, надо превратить ее в мед. Но все же свойства разнообразных цветов не выпариваются вместе с водой, а остаются в меду.

Сотворяется  чудо-вещество, которое мы запросто разливаем по стеклянным банкам, наклеивая на них будничные этикетки – «Мед пчелиный». (В.Солоухин)

Задание

  1. Изложите текст подробно.
  2. Ответьте на вопрос: «О каких чудесах, которые дарит человеку природа, вы знаете?»

Комплексная контрольная  работа по предметам

«Русский язык» и «Наш край»

Изложение с элементами сочинения

Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. То священный фикус, у которого двести стволов, а крона одна, а там разные пальмы, дынные, хлебные, кофейные, хинные, каучуковые, пробковые, красные, железные, черные, ореховые, гранатовые, благословенно-добрые и смертельно-ядовитые деревья.

Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво. Есть деревья красные и серые, черные и зеленые, узловатые и гладкие, мохнатые и голые. Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно. (В. Солоухин)

Задание

  1. Изложите текст подробно.
  2. Ответьте на вопрос: «О каком дереве идёт речь в тексте? Что вы знаете о полезных свойствах этого дерева?»

Комплексная контрольная  работа по предметам

«Русский язык» и «Наш край»

Сжатое  изложение

     С детства собирал я об этой удивительной реке всякие справки и сведения.

Клязьма – река в России заметная.

     Ее протяженность шестьсот сорок семь километров, из которых двести двадцать восемь течет она по Московской области, а все остальные – по Владимирской. Любопытно, что на протяжении московских двухсот двадцати восьми километров в Клязьму впадает двести двадцать две реки – почти по одной реке на километр. Наиболее значительные притоки Клязьмы – Воря, Шерна, Дубна, Киржач, Шаловка, Дрезна, Поля, Пекша, Колокша, Нерль, Уводь, Теза, Лух, Суворощ.

     Есть в верховьях такие притоки, о которых я до сей поры и не слыхал: Уча, Радомля, Чернявка, Вырка, Вохонка, Сеньга, Ушма.

На Клязьме кроме Владимира расположено восемь городов: Павловский Посад, Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Собинка, Ковров, Вязники и Гороховец.

     Клязьма – отличная водная дорога. Правда, в последние годы она несколько обмелела, на участке от Владимира до Коврова по ней ходят лишь самые легкие катера, рыбацкие и любительские прогулочные лодки. Большие теплоходы, пассажирские суда бороздят ее только в низовьях.

     Я видел много российских рек и могу сказать, что Клязьма с ее притоками – один из самых красивых речных бассейнов средней России. Все эти реки и речушки не похожи друг на друга; одна бежит, прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой; другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши свою зеленую воду; третья несется через смуглые пески, через лесные завалы пенным потоком; четвертая серебристой чешуйчатой змейкой вьется в ромашковых и лютиковых лугах… (С. Ларин, С. Никитин. «Меж лесных берегов». Верхне – Волжское книжное издательство. Ярославль. 1969)

  Задание

  1. Составьте план текста
  2. Изложите текст сжато.
  3. Ответьте на вопрос: «Почему С.Никитин называет Клязьму удивительной рекой?» Или: «Разделяешь ли ты мнение автора о том, что Клязьма – удивительная река, свой ответ аргументируй».

Комплексная контрольная  работа по предметам

«Русский язык» и «Наш край»

Изложение с творческим заданием

     Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, словно капельки свежей крови, но мало кто замечал, как цветет этот кустарничек. Нам и в голову не могло прийти, что вон та цветочная мелюзга может напоить огромный бор своим ароматом. Я сказал «невзрачная цветочная мелюзга» и тем незаслуженно оскорбил один из самых изящных и красивых цветов. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени и бережно разглядеть.

     То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием.

     Вот почти белые, но все же розоватые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не больше спичечной головки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники. (В.А. Солоухин «Лирические повести». Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1967 г., с. 20).

Задание

  1. Изложите текст подробно.
  2. Опишите свой любимый цветок среднерусской полосы.

II четверть

Творческий диктант

Задание: используя данные словосочетания, составьте текст на тему «Зелёный край».

 

                Шумят высокие сосны, темнеют дремучие ельники, берёзовые рощи пронизаны солнцем, лесные поляны, за чёрной ольхой зыбкие болота. (По В.Полторацкому.)

Выборочный диктант

Задание: выписать имена существительные с безударными окончаниями, выделить окончания.

           

                Ранним утром старик вышел из сторожки. За одну ночь всё в природе изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собакой в лодке поехали за рыбой.

   

Работа с текстом

Задание: дописать текст с включением элементов описания (2-3 предложения).

               Река – особенный мир, с таинственной тенью под кустами, нависшими над водой, с луговыми цветами, смотрящимися в неё.(По В.Солоухину.)

               

III четверть

Орфографические минутки

Задание: обозначит падеж имён прилагательных, выделить окончания.

  1. Молодого месяца, под проливным дождём, в старом доме, удивительную красоту, свежий ветер, серебристыми инеем.
  2. Ранним утром, в свежем воздухе, в дальнем краю, в ненастную осень, могучей силой, с синего неба.
  3. Радостной жизнью, в соседнюю рощу, на осеннем ветру, у дальнего озера, о русском лесе, от утреннего тумана.

Диктант

       Орешник – широколиственный кустарник. Куст растёт их компактного основания. Все стебли его около земли собраны в тесный пучок, а дальше развешиваются в разные стороны.

     Листья орешника шершавые, а стебли ровные и гладкие. Молодые прутья идут на плетение корзин, а старые на удилище и на плетни.

      На этих кустах в августе созревают орехи. Каждый орех спрятан в зелёное гнёздышко. Эти гнёздышки срастаются друг с другом. (В.Солоухин.)

Задание: подчеркните имена существительные вместе с относящимися к ним именами прилагательными, обозначить падеж прилагательных.

1 вариант – I абзац,

2 вариант – II и III абзац

Изложение с элементами сочинения

Задание:

  1. Напишите подробное (сжатое) изложение текста.
  2. Опишите свой любимый гриб.

     Мой первый увиденный гриб – это маленький крепенький маслёнок. Шляпка у него заострённая, покрыта тёмно-коричневой, красноватой, маслянистой кожей. Ножка толстая, крепкая и короткая. Испод (низ) гриба затянут белой плёнкой. Когда её уберёшь, откроется чистая желтоватая нижняя сторона шляпки. (В Солоухин.)

      А мой любимый гриб…

Обучающее изложение

Сосна

   Хороша сосна в пору молодости. Это деревце ярко-зелёное, пахучее, стройное. В это ветви у сосёнки горизонтальные и только свечи растут прямо.

   Если сосна растёт на отшибе леса, дерево будет низкорослое, узловатое. Ствол такого дерева кривой, сучья – один короче, другой длиннее, один пушистее, другой суше.

    Не то в лесу. Когда сосны растут близко друг к другу, каждое дерево тянется вверх, к солнцу. Нижние сучья у таких деревьев отсыхают и падают на землю. Дерево вытягивается длинное, ровное, как свеча. Тогда говорят – строевой лес.

(По В. Солоухину.)

Примечание для учителя: составить план (коллективно), текст желательно написать на доске.

Обучающее изложение

Берёзовая роща

     Берёзовый лес хорош во всякую пору.

     В марте берёзы набирают весеннюю силу. Их фонтанообразные купы разрисовывают синее небо в тончайшее розовое кружево.

     Хорош берёзовый лес ранней весной. В это время разворачиваются на берёзки изумрудные листочки.

     В этом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые берёзы сначала редкие, а вдали для глаза сливаются в пестроту.

     В берёзовом лесу всегда светлее, чем в каком-либо другом. Белоствольные сами светятся тихим ровным светом. Они освещают пространство вокруг себя.

     Светлее в березняке и в тёплый полдень. (По В.Солоухину.)

Ход работы.

  1. Вопросы по тексту.
  2. Составление плана (коллективное).
  3. Лексико-орфографическая подготовка (некоторые предложения написать на доске; написать имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся; на доске написать слова для справок).
  4. Орфографическую подготовку проработать в течение недели.

IV четверть

Выборочный диктант

Задание: из предложений выбрать глаголы, записать из в неопределённой форме, определить спряжение.

I работа – 1-ый и 2-ой абзацы

II работа – 3-й, 4-ый  и часть 5-ого абзаца.

Образец:   разглядишь – разглядеть (II спр.)

Одуванчики

I. Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна.

Не будем сейчас думать о том, что, сорвав и держа стебель, мы держим вовсе не один цветок, а соцветие, корзину, как выражаются ботаники, и что один цветок представляет из себя тонюсенькую трубочку с зазубренными краями (неужели вы пошлете меня изучать незабудку!). Но, глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник-гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное потемневшее небо.

Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы, но закрываются при отсутствии солнца очень редкие, и в том числе и в первую очередь одуванчики.

Никто не знает (и, вероятно, никогда не узнает), зачем понадобился одуванчику стебель в виде тонкостенной трубки вместо обыкновенного, зеленого шершавого стебля. Но зато всякий знает, зачем у него появится потом округлая пушистая головка. В человеческое сознание это растение входит, может быть, больше именно этой пушистой головкой, нежели самими цветком. У него и название не по цветку (скажем, могло бы быть желтоцвет, солнцецвет, солнечник и т. д.). А – Одуванчик.

II. При слове «одуванчик» не большинство ли увидит мысленным взглядом не желтый цветок (хотя бы и с пчелой, старательно ползающей по нему), но белый пушистый шарик, а некоторые наиболее внимательные еще и белую припухлую лепешечку, в черных дырочках, которая остается после того, как дунешь на одуванчик и целый парашютный десант начнет медленно опускаться на землю с высоты вашего роста, вашей поднятой вверх руки.

Парашютный десант. Парашют мы изобрели в двадцатом веке. Одуванчик изобрел его миллионы лет назад. Можно утверждать, что природа нашла его на ощупь, сослепу, но прежде надо положить один-единственный парашютик на ладонь или на лист бумаги и разглядеть его, по возможности в лупу.

Мы увидим, что вся графика этого удивительного приспособления достойна самого точного и красивого чертежа. Не говоря об инженерных, математических расчетах. Вес семечка, длина ножки, площадь зонтика, все находится в строгом математическом соответствии, и если бы современные инженеры при помощи логарифмических линеек и счетных машин взялись рассчитать подобный воздухоплавательный аппарат с точки зрения оптимальности его пропорций, то они пришли бы к пропорциям и формам аппарата, который вы держите на своей ладони и который во множестве летают по воздуху в ветреный летний день.

Миллиарды веселых белых пушинок полетели по ветру над зеленой землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на маленькие солнышки.

Сочинение-миниатюра (8 предложений)

Задание: используя данные предложения, составить и записать небольшой текст.

Всё прекрасно на Клязьме-реке, майский день, плывёшь в вёсельной лодке, диву даёшься, береговые откосы покрыты белым черёмуховым цветом, весело цветёт это растение, аромат цветов черёмухи.

Сочинение-миниатюра по данному началу

Задание:

  1. Запиши текст под диктовку учителя.
  2. Допиши 4-5 предложений.

I. Наступил май. Черёмуха нарядилась в праздничную одежду…

II. Наступило жаркое лето. Ребята пришли в лес. Красная земляничка выглядывала из-под листьев…

III. Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг…

Работа с текстом

Задание: придумать начало и конец текста, озаглавить текст.

  1.    …В этом лесу нет никого подлеска. Здесь не растёт трава. Коричневая тёмная подстилка очень толста. Сквозь неё земля прошита толстыми узловатыми корневищами. Тёмные коричневые стволы окружают вас. Неба в этом лесу нет. Его не видно. Ветки елей загораживают белый свет…(По В.Солоухину)
  2.    …У самого края леса нетронутые грибы. Значит, ты пришёл первый и можешь ходить неторопясь, не опасаясь за свои любимые места. Вот начали попадаться обрезки, грибная стружка. Вдруг слышишь приглушённые голоса. Грибники и рыболовы не любят громких разговоров и лишнего шума…(По В.Солоухину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по русскому языку для 1 -2 класса

Дидактические материалы по русскому языку для 1-2 класса...

Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса.

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класса предназначен для организации самостоятельной, парной, групповой работы на уроке, домашнего задания....

Дидактический материал по русскому языку для 1 – 4 классов, составленный с учётом особенностей детей с ОВЗ по зрению.

В настоящее время для всего мира  характерным является увеличение количества детей с ОВЗ. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Один из аспектов этой проблемы - обуче...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса.

Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной, групповой  работы учащихся 4 класса....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса. Предложение.

Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся 4 класса по теме "Предложение"....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для учащихся 3 класса (не достигших базового уровня).

В материале содержится: диктант, информационная характеристика диктанта, грамматическое задание с контрольным листом, тестовая работа и критерии оценивания....