Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Назарова Ольга Викторовна

Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.

Задачи:

Предметные УУД:

- совершенствование знаний о звуках (т) и (ть) и буквах Т и т;

- углубление знаний учащихся об изученных звуках и буквах;

- совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;

- выявление на основе анализа гласных звуков, способов обозначения твёрдости и мягкости согласного звук

- обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой т;

- работать над выразительностью чтения произведений: текст.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- элементы рефлексии

Познавательные УУД:

- учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- развитие устной речи учащихся на основе работы с иллюстрацией, с текстом (ответы на вопросы).

Коммуникативные УУД:

- учить строить высказывания

Личностные:

- учить ставить перед собой цель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 100 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»

Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.

Задачи:

Предметные УУД:

- совершенствование знаний о звуках (т) и (ть) и буквах Т и т;

- углубление знаний учащихся об изученных звуках и буквах;

- совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;

- выявление на основе анализа гласных звуков, способов обозначения твёрдости и мягкости согласного звук

- обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой т;

- работать над выразительностью чтения произведений: текст.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- элементы рефлексии

Познавательные УУД:

- учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- развитие устной речи учащихся на основе работы с иллюстрацией, с текстом (ответы на вопросы).

Коммуникативные УУД:

- учить строить высказывания

Личностные:

- учить ставить перед собой цель

Ход урока.

I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Все готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.

На доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой

- Назовите буквы, представленные в лепестках ромашки.

- Можно ли эти буквы разделить на две группы?

- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

- Назовите гласные буквы

- Докажите, что это гласные (звуки, обозначаемые этими буквами, произносятся легко, состоят только из голоса)

- Что мы знаем о гласных звуках?

1. Бывают ударные и безударные

2. Образуют слог

3. Указывают на твёрдость или мягкость согласного звук

Назовите согласные буквы

- Докажите, что это согласные буквы (при произношении встречают преграду, состоят из голоса и шума)

-Что мы знаем о согласных звуках? (бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие)

Чтение слогов с изученными буквами.

III. Постановка целей и определение темы урока.

- Посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили? (один лепесток пустой)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ознакомимся с новой буквой)


IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’]

Слого-звуковой анализ схемы слова «три».

- Посмотрите на рисунки под буквами Т, т.

- Что на них изображено?

- Какое отношение эти кубики имеют к букве Т?

- Сосчитайте кубики. Сколько их на верхнем рисунке?

- Произнесём медленно слово три.

- Твёрдый или мягкий звук в начале слова?

- Каким цветом он закрашивается?

- Почему это квадрат, а не прямоугольник?

- Сколько слогов в этом слове? (1)

- Почему? (один гласный звук [и])

- Назовите слияние (ри)

- Дайте полную характеристику звука [т]

Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам.

Глухой, так как состоит только из шума.

Твёрдый.
З
вуковой анализ слова «пять»

- Посмотрите на нижний рисунок.

- Твёрдый или мягкий согласный звук на конце слова?

- Каким цветом он закрашивается в схеме?

- Сколько слогов в слове пять? Почему? (один, так как в слове один гласный)

- Назовите хором слияние (пя)

Дайте ему полную характеристику звука ([т’]).

Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам.

Глухой, так как состоит только из шума.

Мягкий.

Назовите предметы, которые находятся в классе, где слышится звук т (парта, штора, учитель, компьютер, учителя, потолок, цветы)

Динамическая пауза.  

Встаньте те, у кого в имени встречается звук [Т].

Встаньте те, у кого в фамилии встречается звук [Т].

2. Знакомство с буквами Т, т. 

- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

- На что похожа буква Т? (Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

Физкультминутка

Громко тикают часы (ходьба сидя),                                                                                  

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).                              

В школу нам пора идти (ходьба сидя),                                                                                  

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).                               

Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)                       

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).                                 

В школу дружно зашагали (ходьба на месте),                                                                

Тик-так, тик-так (наклоны головы)

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение слогов-слияний и слов (лист из азбуки стр.53)

- Прочитайте слоги.

- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным)

- Прочитайте слова.

кот окуни

котик Никита

кто как

- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным).

- Прочитайте слова, в которых один слог (кот)

- Сделайте из него электричество (ток)

- Прочитайте слова, в которых три слога.

- Почему в них три слога?

- Какое слово читается одинаково как справа налево, так и слева направо (как)?

Работа с текстом (учебник, с. 53)

- Чтение хором.
- Чтение по цепочке.
- Чтение текста одним учеником (3-4 человека)

- Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы?

- Чей был кот?
- У кого были окуни?
- Что сказано про кота?

-  Задайте другу вопросы со словами кто и как.

- Сколько предложений в тексте?

- Назовите признаки предложений.

- Прочитайте 1, 3 5 предложение.

- Сколько слов во 2, 5  предложениях?

- Составьте схему 5 предложения.

- Прочитайте предложения, которые подходят к картинкам

- Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота? (нет)
- Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
- Придумайте 2-3 предложения так, чтобы рассказ был законченным
. ( С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка сказала: «Ах!». Кот пустился наутёк)

Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)

- Что изображено на рисунке?

А. С. Пушкин автор этого четверостишия. Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин великий русский поэт, стихотворения и сказки которого знает любой человек в нашей стране. Знают их и дети, их читают в детском саду и в школе.

 – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Сколько их? (5)  (Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о   работнике его  Балде», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане,,,»)

Прослушать стихотворение   (аудиозапись)

4. Выразительное чтение отрывка поэмы. (учебник, с. 52)

Дифференцированное задание (ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»).

- Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.

- О каких чудесах рассказывается в этом отрывке?

- На каком дереве была «златая цепь»?

- Как автор называет кота?

- Что делает кот?

- Найдите в тексте буквы Т.

- В какой части слова они находятся? (Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

- Какая была цель нашего урока (познакомится со звуком т  и буквой, которая обозначает этот звук)?

- Охарактеризуйте звук [т].

- Достигли целей, которые стояли перед нами?

- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?

Домашнее задание. Попросить  родителей прочитать   сказку А. С. Пушкина, выучить отрывок на с. 52.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в"

Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в". Предсталены разработка урока, презентация, вспомогательные видеоматериалы, раздаточные материалы....