«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»
статья по русскому языку (4 класс)
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_keys-tehnologii_na_uroka_v_nachalnyh_klassah.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»
Автор
учитель начальных классов
Сайфутдинова Р.Ф.
МБОУ «Лицея № 9
им. А.С.Пушкина ЗМР РТ»
«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»
Не будет ошибки, если скажем, что каждый из нас мечтает о проведении интересных уроков.
В одной из статей автора Щукиной Г.И. (известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы) я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных обучающих технологий.
Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс- метод апробируют всего лишь 3-4 года, а в начальной школе и того меньше.
В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..
…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».
На сегодняшний день данные технологии широко используются в средней школе, а в начальной школе делаются первые попытки.
Технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника
как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,
и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
- Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) | Действия школьника (до занятия) |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. |
Виды кейсов
-Практические
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-Обучающие
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-Научно-исследовательские:
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Например. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.
Содержание практического кейса:
Как уберечь себя от беды?
1. Почему у сказки трагический конец?
2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.
3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.
Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)
Уроки, которая преподнесла сказка.
1.Быть послушным.
2. Не играть на подоконнике! Опасно!
3. Не разговаривать с незнакомцами.
4.Не быть хвастливым.
5.Читать сказки.
6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.
Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Тундра»
Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Работа по группам.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Кейс для ботаников:
- гербарий;
- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-91);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
Кейс для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц;
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-92);
- карточка с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как они приспособились к жизни?
- Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
- Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
- Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
- Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Кейс для экологов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.93-95);
- карточка с вопросами:
1) Основные занятия населения тундры?
2) Экологические проблемы тундры?
3) Охрана природы тундры.
Кейс для географов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);
- карта природных зон;
- карточка с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
На следующий урок каждая группа представляет свою работу в виде презентации.
Примеры:
Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1.Как правильно написать слово «зв..зда»?
2.Каков алгоритм твоих действий?
- Ставлю ударение
- Выделяю в слове корень
- Определяю графически орфограмму в слове «звезда»
- Подбираю проверочное слово
- Приведи примеры на это правило
- Сформулируй правило, сверь его с учебником
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,
жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].
2. Доценко И.Г. Проектирование социально-педагогической деятельности классным руководителем//Воспитание школьников, 2010 №1.- С. 27-33
3.Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004.-№ 2.-с. 96—101.
4. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
5. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...
Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.
Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....
Применение кейс технологий на уроках математики
данный материал поможет учителям применять его в учебном процессе....
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....
Игровые технологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Доклад на педсовет...
Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО
В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения....
Применение кейс-технологий на уроках в начальной школе
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.В связи с модер...