Открытый урок с приёмами ТРКМ
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Барабанова Светлана Петровна

  Урок комбинированный с использованием приёмов ТРКМ.Русский язык 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык        3 класс      УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Тип  урока: комбинированный с использованием приёмов ТРКМ

( « Путаница» «Корзина идей», игра «  Веришь не веришь») 

Автор:                                Барабанова С.П.

Тема:  Части речи

Оборудование: учебник,  мультимедийное оборудование, карточки  

Цель: систематизировать знания о частях речи.

Задачи: - Научиться соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи, подбирать примеры слов в каждую группу частей речи.

- Формирование положительной мотивации к повторению и систематизации учебного материала.

- Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  1.  проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
  2. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
  3. осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы, рефлексию

Регулятивные УУД

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
  2. вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД

1.  планировать  учебное сотрудничество  с  учителем и одноклассниками в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2.   оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

  1.  проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам в группе
  2.  выражать своё мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Предлагает разделиться классу на группы

Определение правил работы в группах.

-уважительное отношение ко всем членам группы;

-умение слушать и слышать всех членов группы;

-оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;

Вытягивают жребий, объединяются в группы

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Доброе утро. Мне хочется наш урок начать с притчи.  

«Один знаменитый учитель как-то раз тренировал учеников стрельбе из лука. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит? Один ответил: «Я вижу дерево и мишень на нем». Другой сказал: «Я вижу ствол дерева, листву, солнце на небе…» и т.д. Остальные отвечали примерно то же самое и только один ученик на вопрос, что он видит, ответил: «Я не вижу ничего кроме мишени!». Учитель повернулся к остальным и сказал: «Этот человек будет попадать в цель». Те же, кто постоянно отвлекается, по-настоящему цели не видит».

- Как вы думаете, чему может научить нас эта притча? (Быть внимательными, целеустремленными, не отвлекаться на уроке,)

 Посмотрите друг на друга,

подарите улыбки

1 фаза. Стадия «вызов»

(тема урока и целеполагание)

Актуализация знаний.

2 фаза Стадия «осмысление»

Закрепление

Мин. Чистописания.

Назовите первый звук в слове «цель». Расскажите о  звуке. Какая буква будет на минутке чистописания?

ЦЦЦЦЦЦЦЦ

Образуйте родственные слова к слову цель, которые отвечают на вопрос какой.

(бесцельный, прицельный)

Разор по составу.  

Чтобы проверить ваши знания по теме состав слова, проведем игру.

Игра:  « Верю не верю» (показываю  жетонами: красный – согласен, зеленый – не согласен). 
Учитель читает определения, а учащиеся с помощью жетонов показывают ответ. 
- Без корня существует слово?   
- Суффикс находится после корня?
-Приставка может быть в конце слова?
- Окончание входит в основу слова? 

 -Приставка – это часть речи.(Нет)

Образуйте и запишите новые слова с корнями уч-, -тигр-, -бел-,-ход-.Выделите части слова.  Взаимопроверка

  Что же такое части речи?

 -  Сколько слов в русском языке?

 Представьте себе огромный книжный шкаф, из которого высыпались слова. Как в них не запутаться?

Навести порядок.  

 - Тема нашего урока: Части речи.

- Поставьте цель на урок.

Цель:  Найти общее условие, по которому можно распределить слова на группы. Узнать новое о частях речи.

-С частями речи мы уже познакомились во втором классе. Давайте проанализируем, что мы знаем, а что для нас новое в данной теме.

Работа по учебнику  с. 122 «Узелки на память»  

Приём «Маркировки текста»

Читаем и маркируем текст:

! Я это знал.

+ Новое для меня.

 ? Вопрос.

- На какие две группы делятся все части речи?( Самостоятельные и служебные.)

Что общего имеют слова каждой речи?

  -Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

Работа по учебнику. упр. 219.Распределить слова по частям речи, используя вопросы. (самопроверка по образцу на слайде, оценивание)

Физкультминутка

 - Давайте немного отдохнём, но с пользой. Я буду называть части речи. Если это существительное, то вы встаёте, если глагол – садитесь, а если прилагательное – хлопаете над головой.

Цвет, поздравит, яркий, ученик, удивлять, травка, золотая, читала, красота, радостные, солнечная, учится.

 Прием «Корзина знаний». Работа в группах.

   Обсуждает и записывает  на стикерах  название   Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог.

Дети  кладут свои ответы в корзину

 

 

Фиксирует

затруднение

 

 

После обсуждения в группах выдвигают предположения о теме и целях урока

Предлагают план

урока. Выполняют

задание  .

Фиксирование

новых знаний

через

моделирование и

работу с

информацией.

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Итог урока.

3 фаза  «рефлексия»

Самостоятельная работа.

Организую  работу учащихся с деформированными предложениями.

Предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать задание к предложениям в соответствии с темой и целями урока.

-весенние на поляне цветы появились

-на душистые сирени почки надулись

-деревьях птицы вьют на уютные гнезда

  Таблица на слайде  Игра «Путаница»

Части речи

Вопросы

Что обозначает?

Сам. или служебная часть речи

Имя сущ.

Какой?

Какая?

Действие предмета

Служебн.

Имя прилагат.

Кто?

Что?

Предмет

Служебн.

Глагол

-------

Признак предмета.

Самост.

Местоимение

Что делает?

---------

Самост.

Предлог

Сколько?

Количество предметов

Самост.

 

- Домашнее задание на расширение кругозора( с помощью родителей) Составить «синквейн»  о  частях речи. Свои работы представим на внеклассном мероприятии «Парад частей речи»

Приём «Светофор»

Урок для меня прошёл с пользой. У меня всё получилось!

- Поднимите зелёный кружок.

Научился определять части речи по вопросам и значению, но мне ещё нужна помощь.

- Поднимите жёлтый кружок.

Мне было трудно на уроке.

- Поднимите красный кружок.

 

 

Учащиеся составляют и записывают предложения, производят разбор предложений по членам и частям речи

 

 

 

 

Анализируют изученный на уроке материал, отмечают, что понравилось на уроке.

Заключение

Применение  приемов и методов технологии развития критического мышления, как средства повышения мотивации к учёбе показало, что они способствуют формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД младших школьников. Приемы можно использовать как  на уроках в начальной школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии, так и во  внеурочной деятельности.

 

                                                   Список литературы

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 20013. - 134 с.

2. «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры до 2020года». Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

4. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. – 2007. – № 2. – С. 20–21.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 20014. - 175 с.

6. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. – 2007. – № 2. – С. 20–21.

7.Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Там же. – 2007. – № 2. – С. 18–19.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ТРКМ

Бортовые журналы...

Приёмы ТРКМ

Верные и неверные рассуждения...

Урок с использованием приёмов ТРКМ

Данный урок я проводила на методической неделе "Деятельностный подход на уроках"....

Мастер-класс Приёмы ТРКМ для уроков в начальной школе

Мастер-класс Приёмы ТРКМ для уроков в начальной школе...