Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Катихина Ангелина Дмитриевна

Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».

Класс, УМК: 1 «В», Школа России».

Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой А а.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»

на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»

Выполнила: студентка 33 группы

Катихина Ангелина

Дата: 23.09.22г.

                                                                          Заверили:

                                                                          Методист: ________ Наумова Н.В.

                                                                          Отметка: ________

                                                                          Учитель: ________ Маркелова Е.В.

Саратов 2022 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».

Класс, УМК: 1 «В», Школа России».

Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой А а.

Планируемые  результаты  урока:

Предметные: учащиеся познакомятся со звуком [a] и обозначением его на письме буквой А, с ролью буквы А в слогах типа согласный и гласный, со схемой характеристики гласных звуков, с «лентой букв», местом буквы А на «ленте букв», со звуком-предложением; научатся различать звуки и буквы, характеризовать звук [a] по схеме, находить звук [a] слого-звуковых схемах, словах, предложениях, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, пересказов знакомых сказок.

Метапредметные  УУД: Познавательные: объединять части объекта по определённому признаку, формулировать цель, формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения; Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважение к собеседнику, создавать устные тексты, принимать цель совместной деятельности, оценивать свой вклад в общий результат; Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные  УУД: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» 1 часть, мультимедийная установка, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация.

Словесный: беседа.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок Азбуки.

А начнём мы со стихотворения:

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

- Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны быть учебник, тетрадь и пенал.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

Контроль: наблюдение.

2.Беседа по сюжетной картинке.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (учебник).

-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв. 
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Какой бывает речь? (устной и письменной)

- Что мы произносим, когда говорим? (звуки)

- Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами)

- А какие две группы делятся звуки?  (гласные и согласные)

- Откроем учебник на странице 20. Прочитаем новую пословицу об учёбе: «Азбука к мудрости ступенька».

- Почему же, на взгляд людей, именно азбука развивает ум человека? (не изучив грамоту, человек не сможет читать и писать)

- Ребята, что нарисовано на этой картинке? (мы видим, как сова даёт урок другим животным)

- Каких животных учит сова? (ёжа, белку, лису и зайца)

- А что написано на доске? (две буквы: одна большая, а другая маленькая)

- А что за схема изображена у нас под картинкой? Что она обозначает? (что это предложение, которое состоит из 3 слов и в конце стоит точка)

- Давайте составим такое предложение. Например: Сова учит зверей.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Обсуждают картинку.

Дают полные ответы.

Составляют предложение.

Ф, И

Учебник.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.

3.Звуковой анализ слова.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (слайд презентации).

- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник – «День первой буквы!». Скоро вы узнаете, с какой же буквой мы познакомимся. А сначала, вам нужно отгадать загадку:

Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

 Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

 Это доктор………….(Айболит)

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (доктор, который лечит больных зверей)

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

  - С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком [а])

-Что нам необходимо будет сделать на уроке?

- познакомиться со звуком [a] и буквой А а.

-Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло?  (А-а-а!)

Произносим хором а- а- а- а.

– Какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [а] – гласный.  Его можно спеть. Попробуйте.

- Посмотрите в учебник, на стр. 21. Айболит принёс девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов на листочках, которые я вам сейчас раздам.

- Какой цветок изображен на рисунке?

- Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам.

- Сколько в этом слове гласных звуков?

- Каких именно?

- Как на схеме отражены эти звуки?

Гласный звук [а] находится под ударением он или безударный?

- Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?

Гласный звук [а] он может стоять под ударение, а может,  и нет.

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривают слово и называют первый звук.

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагают задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником.

Составляют схему.

Делают звуковой анализ слова.

Делают вывод, понаблюдав за словами, в которых есть звук [а].

Выполняют движения, глядя на учителя.

Ф, И

Учебник, презентация.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.

4.Упражнения в слышании.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (слайд презентации).

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Игра «Кто больше?»:

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (арбуз, акация, аист, август, абрикос)

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (баран, заяц, вагон, мандарин)

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (лиса, сова, белка)

- Посмотрите на слайд презентации, есть тут слова, которые мы называли?

Называют слова.

Проверяют по слайду.

Ф, И

Презентация.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.

5.Знакомство с буквой.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (учебник, слайд презентации).

- А как вы думаете, на что похожа буква А?  (на 2 столба на аиста, на шалаш, на палатку, на крышу дома).

Послушайте, что говорит детский писатель С. Я. Маршак:

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- Ребята, рассмотрите печатную букву А а в Азбуке. Почему их две? (их две, потому что одна – большая, а другая малая).

Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.- Посмотрите в учебник, на странице 21. У нас написано стихотворение. Я сейчас прочитаю это стихотворение, а вы внимательно следите по учебнику.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

- Назовите слова, в которых мы слышим звук [а].

- Ребята, а что такое айва?

- Посмотрите на слайд презентации. Айва – это дерево, на котором растут похожие на груши или яблоки плоды. На вкус – это сильно вяжущий фрукт, который используют для приготовления джема и варенья.

- Ребята, а растения это часть природы? Как мы должны относиться к природе? Почему мы должны беречь природу?

- Природа – это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней. Так как природа дарит нам красоту и свежий воздух.

Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят слайд презентации, на что похожа буква А.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с новым фруктом.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Учебник, презентация.

Контроль: наблюдение.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Словесный: беседа.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- С каким звуком, и какой буквой, мы сегодня познакомились?

- Ребята, на столах у вас лежит листок: Возьмите зелёный карандаш и напечатайте букву А, если вы довольны своей работой на уроке. Возьмите жёлтый карандаш и напечатайте букву А, если вы полностью удовлетворены своей работой на уроке. 

Возьмите красный карандаш и напечатайте букву А, если вы неудовлетворенны своей работой на уроке. (Образец печатной буквы А на доске показывает учитель).

- Все молодцы! Урок окончен!

Делают выводы по работе на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Листочки.

Контроль: наблюдение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота, Он известен, знаменит Это доктор … А А

Слайд 2

ЛИСА АНАНАС АИСТ СОВА МАНДАРИН ЗАЯЦ

Слайд 3

На что похожа буква А? Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты эту букву знаешь ? А ? Перед тобою буква А .

Слайд 4

А Загадки Это старый наш знакомый Он живёт на крыше дома – Длинноногий. Длинноносый, Длинношеий. Безголосый Он летает на охоту За лягушками к болоту Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные Аист Арбуз

Слайд 5

А Загадки Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, он стеклянный Нету номера на нём… И жильцы в нём не простые, Не простые, золотые Эти самые жильцы Знаменитые пловцы Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём Носит обувь из резины И питается бензином Автобус Аквариум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы" .

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».Тема: Гласные звуки и буквыЦели: 1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Технологическая карта урока по предмету русский язык, тема: «Группы слов» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Русский языкТема урока: «Группы слов»Тип урока: «Открытие» новых знанийКласс: 1УМК: ПерспективаДата урока: 3.04.19Цели урока: форми...

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»2 класс УМК «Гармония»

Технологическая карта урока1ФИО (полностью)Рубцова Любовь Геннадьевна2Место работыМОУ «Лицей» г. Дедовск городской округ Истра М.О.3ДолжностьУчитель начальных классов4ПредметРусский язык5К...

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык». Тема "Род имён прилагательных"

Цель: Познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных...