Технологическая карта урока русского языка в 1В классе. Тема: «Ударение» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Назарова Ксения Станиславовна

Тип урока:  урок закрепления знаний.

Цель урока: создать условия для закрепления и систематизации знаний обучающихся об ударении.

Задачи урока: Закреплять знания об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, умение делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udarenie_1_kl.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района

Технологическая карта урока русского языка

в 1В классе.

Тема: «Ударение»

УМК Школа России

Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Составил (а):

учитель 1В класса

Назарова К.С.

г.Тарко-Сале

2021


Тип урока:  урок закрепления знаний.

Цель урока: создать условия для закрепления и систематизации знаний обучающихся об ударении.

Задачи урока: Закреплять знания об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, умение делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Закрепить понятие «ударение»;

-развивать умение различать в словах ударные и безударные слоги;

- развивать речь, обогащать словарный запас;

-закреплять умения ставить ударение в словах.

Регулятивные УУД:

-уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

-определять и формулировать цель на уроке и задачи. 

Познавательные УУД:

-уметь проводить   сравнение по заданным критериям;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать с информацией,

- производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

-уметь определять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками,

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

формировать учебно-познавательную мотивацию учения, проявлять внимание, желание больше узнать; формировать способности к самооценке

Ход урока

Этапы урока

Формы и приёмы организации

учебной деятельности учителем

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

  1. Мотивационно-ориентационный этап

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности.

-Ребята, зачем мы ходим в школу?(ответы детей)

Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

слушаем внимательно.

-Что вы хотите пожелать друг другу?

-Я желаю вам успехов в получении и закреплении знаний. Совместными усилиями вы справитесь со всеми испытаниями. В добрый путь!

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Хором рассказывают девиз.

Пожелания на урок

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять заботливое отношение к одноклассникам;

1.2 Целевая основа деятельности.

Запишите с доски число, классная работа.

-Какая буква в алфавите стоит между О и Р? Пропишите всю строчку заглавную букву П.

- Отгадайте загадки:

Лежит-молчит,

Подойдёшь -заворчит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт.

Верещунья  белобока,

А зовут её...

-Ребята, это слова с непроверяемым написанием, нам нужно запомнить как они пишутся. Запишите эти слова через запятую, подчеркните орфограммы.

Записывают в тетрадь число, классная работа.

Дети отвечают на вопрос. Прописывают заглавную букву П в тетрадях.

Собака.

Сорока.

Записывают, подчеркивают.

Личностные:

- проявлять внимание;

-знание основных моральных норм

- развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

Познавательные:

Осуществление  анализа, синтеза, сравнения

2. Поисковый этап.

2.1 Планирование деятельности.

- Тему урока вы узнаете,  выполнив  задание: расставьте  карточки  с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

 Работа в парах.

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

Что мы уже знаем об ударении? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте поставим цель (закрепить имеющиеся знания об ударении)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах) 

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится). 

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы.

Что такое ударение?

Какой слог называется ударным, безударным?

На какой звук может падать ударение?

На какой слог может падать ударение?

В каких словах ударение не ставится?

- Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжѐлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).

- А какой путь выберем мы?

Физминутка.

Составляют слово "ударение"

                             

Встречались.

Тема урока: Ударение.

Дети формулируют тему урока, ставят цель и составляют алгоритм урока.

Коммуникативные:

умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения

Познавательные :

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

3. Практический этап.

3.1 Закрепление нового знания.

- Прочтите слова на экране: линейка, книга, торты. Расставьте в них ударение.  Где мы можем узнать, какой вариант правильный?  Есть специальный словарь – орфоэпический. Откройте учебник на странице 136, посмотрите этот словарь.Работа в группах . На столах лежат карточки, расставьте ударение.  (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)

-Оцените себя, покажите светофор (зелёный - справился, красный - нет).

- Давайте ещѐ раз правильно произнесѐм слово торты и запомним его.  Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог. Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

- Что такое безударный слог? Так что же такое ударение?

- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой. Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй?

Читают слова на слайде.

Расставляют ударение, проговаривают.

В словаре.

Рассматривают словарь, правильно ставят ударение в слове торты.

Работают в группах.

Оценивают себя.

Его мы произносим с большей силой и длительностью.

Это слог, который произносится с меньшей силой.

Выделение в речи одного из слогов слова.

Да.

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

3.2.Применение новых знаний в новой ситуации.

Самостоятельная  работа с учебником.

Упр.5 стр. 41.

-Записать слова. Обозначить в них ударение с помощью орфоэпического словаря.

Проверка работы в парах, взаимопроверка  с эталоном.

-Кого можете похвалить? Почему?

-Что можете посоветовать своему товарищу?

Оцените себя с помощью светофора.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимаем)

Потянули,

Покрутили,

Постучали (ладошками),

И открыли!

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать  слова так, чтобы мы  услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет  работать за доской для проверки.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

- Проверьте  задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока?

Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше.

- Ой, ребята, вы слышите, кто–то стучит. (Кто – то из присутствующих передаѐт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)

- Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».

- Как вы думаете, что там?

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны подобрать слово с доски и записать его в тетрадь, поставить ударение: мама, молоток, велосипед

- Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать?

 Оцените свою работу.

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Ребята, помог ли нам Ах ответить на следующий вопрос урока?

Самостоятельная работа

с учебником.

Записывают слова, ставят ударение.

Высказываются.

Оценивают себя.

Один учение читает слова, другой записывает ударную букву на обратной стороне доски, остальные в тетради.

Показывают светофор.

Ударение падает на гласный звук

Да.

Наверное, он нам приготовил интересное задание.

Записываю, ставят ударение.

Ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.

Да

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

формировать способность к сохранению своего здоровья через добросовестное выполнение упражнения.

Коммуникативные:

формирование навыка внутригруппового взаимодействия

Коммуникативные :

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

3.3.Применение знаний и умений для решения учебных задач, выполнение творческих заданий.

Самостоятельная работа.

-У вас на столах лежат листочки.

Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение.

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке?

-А во второй ?

 -Что вы можете сказать про эти слова?

Сделайте четвертый вывод.

Мы ответили на следующий вопрос? (да).

Выполняют самостоятельную работу.

Береза.

Кот.

В этих словах ударение не ставится.

На письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Познавательные:

уметь проводить   сравнение по заданным критериям;

4. Рефлексивно-оценочный этап.

4.1 Рефлексия  результатов  и способов деятельности.

-Давайте подведем итог.

-Какая тема урока? Какую ставили цель? Достигли ли мы цели? Какие задачи помогли достичь цели? Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)  Кто нас вѐл в страну знаний – Ох или Ах.

-Кого можете сегодня отметить на уроке? Почему?

Учитель озвучивает имена, кто активно работал на уроке.

Приём "Пантомима"

-  Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень - изображение Оха.

Называют тему, цель, повторяют задачи.

Отмечают детей, кто активно работал на уроке.

Высказываются об уроке.

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...

Технологическая карта урока русского языка "Запятая внутри сложного предложения" (УМК "Школа России", 3 класс, В.П. Канакина)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление знаний о сложном предложении, умений определять его и правильно расставлять знаки препинания.Задачи урока:Дидактические:Вспомнить, чем отличается слож...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам", (УМК "Школа России", 3 класс, В.П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания; Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола. Задачи урока Дидактические:знать, как подчеркивается глагол ...

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение  определять типы тексто...