Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Части речи. Повторение". Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Краткое описание: 

Работа  в  малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка.

В ходе урока дети закрепляют умения определять изученные части речи и их признаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень образования:  начальное общее образование

Класс:  3 класс

Учитель: Макарова О.А.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Части речи. Повторение.

Цель урока:

 Актуализировать знания о частях речи;

Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости;

Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в малой группе,

уважения друг к другу, взаимопомощи;

Формировать умения аргументировать своё мнение;

Тип урока: урок закрепления изученного.

Используемые учебники и учебные пособия: Соловейчик М.С.,  Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В  2 ч. 2013 и послед.

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч.   Ч. 1: Тренировочные  задания;

Используемая методическая литература: 

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. – 2011 и послед. 

Используемое оборудование: 

Карточки с заданиями

Проектор,компьютер, мультимедийная презентация Microsoft Office PowerPoint 2007.Ink

Наглядность для рефлексии: яблоня, красные,желтые и зеленые яблоки.

Краткое описание: 

Работа  в  малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка.

В ходе урока дети закрепляют умения определять изученные части речи и их признаки.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:  

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;  

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать о морфологических признаках частей речи:

имени существительного,

имени прилагательного,

глагола.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом  этапе урока

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я.

Мотивационный настрой.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения.

Присаживаемся.

Разминка для мелкой моторики рук.

Прежде, чем мы начнем наш урок, давайте разомнем свои пальчики.

Веселая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо, в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба дала покусать

Погладив их всех, отправила спать.

Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.

Слайд № 1.Кто нам приготовил задания? А кто будет помогать  проверять?

Начнем наш урок с орфографической минутки.

II.Орфографическая минутка.

Слайд № 2.

Спишите слова. Объясните орфограммы.

Проверка.

Назовите орфограмму, которая встретилась в словах.

III.Формулировка темы, постановка цели урока.

-Теперь внимательно посмотрите на слова. На какие  группы вы можете их поделить? Верно, определите - получите ключ подсказку для дальнейшей работы.

(Существительное, прилагательное, глагол.) Молодцы!

Ключ-подсказка:

Существительное - школа

Просыпается - глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день прошёл.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься  надо всем.

Не и ни – у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не ленится

И ни часу не терять!

Ребята, вы верно поделили слова на группы, послушали ключ – подсказку, давайте попробуем определить: о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

СЛАЙД № 3.

Вспомним о ……..  речи.

Цель:

-развивать у….. правильно определять части речи;

-восстановить з……….. о частях речи.

IV.Повторение пройденного.

Итак, мы определили тему и цели нашего урока.

 Скажите, какие части речи нам не встретились? (Местоимение, числительное, предлог, союз, частица)

Верно! Вспомним, на какие две группы делятся части речи?

Ответы детей.

Назовите самостоятельные части речи…

Назовите служебные части речи…

Проверим, справились ли мы -восстановили в памяти то, что уже изучили.

СЛАЙД № 4.

Проверим, как вы умеете их различать?

СЛАЙД № 5.

Каждому ряду предложение.1.   2.   3.

Какое умение нам понадобилось, чтобы определить часть речи? (Умение ставить вопрос)

Глаза устали? Давайте отдохнем.

Разминка для глаз.

Внимание на стену позади меня. На ней расположены цветные кружки. Я  называю цвет кружка, а вы попытайтесь провести линию от одного кружка к другому.

V.Самостоятельная работа.

А теперь грамматическая эстафета.

Возьмите листок, который лежит у вас на парте. Положите перед собой, подпишите свою фамилию.

Листочками вы обменяетесь после, когда выполните задание и оцените свою работу сами.  

Обратите внимание на верхний левый угол таблицы. Что там написано?

Я справился. Здесь вы выбираете оценку или слово, которое соответствует вашему ответу.

Верхний правый угол. Что написано?

Ты справился. Здесь оценку ставит ваш сосед после того как проверит вашу работу.

Нам предстоит работать в паре. Какие умения нам понадобятся?

-Быть вежливым и объективным.

-Слушать мнение друг друга.

-Не перебивать друг друга при рассуждении.

Всё понятно?

Приступим.

1 ЭТАП.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

Оценили себя, сосед проверил-оценил

Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы правильно определить окончания имен прилагательных?

Правило.

 От какой части речи зависит  имя прилагательное? – от существительного.

Что мы должны определить у имени существительного? Род и зная род, определим окончания, которые нужно написать у прилагательных.

Вспомним:  

М.р.   -ый,  -ий.

Ж.р.   -ая,  -яя.

С.р.  - ое,  -ее.

Мн.ч.  -ые , -ие.

Молодцы!

2 ЭТАП. ОПРЕДЕЛИТЕ РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Оцените себя. Оцените друг друга.

Ловушки были? Справились? Проверим.

Какое умение нам понадобилось, чтобы определить род имени существительного?  Поставить местоимение в правильной форме. Если не знаем, что поможет? Словарь «Какого рода и числа слова».

3 ЭТАП. «Зазеркалье». ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ В «ЗАЗЕРКАЛЬНЫХ» СЛОВАХ.

2 ученика у доски, 3-й проверяет.

Проверяем  вместе.

Какое умение нам понадобилось?

- Умение ставить вопрос.

4 ЭТАП. ГДЕ СПРЯТАЛОСЬ  - ться, А ГДЕ - тся?

Проверяем по цепочке.

Молодцы! С какими частями речи встретились в эстафете?

Вспомним определения.

СЛАЙД  № 6

Определения.

 VI.Домашнее задание : Какое задание было необычным? «Зазеркалье»

Придумать 10 «зазеркальных» слов -оформить на карточку (задание для  одноклассников)

VII.Рефлексия

А теперь посмотрите на экран.

СЛАЙД № 7

 У вас на парте по три цветных  яблока – выбираете то, которое соответствует вашей работе на уроке. Открепите их друг от друга, оцените свою работу с их помощью

Красное яблоко-  Я  эту тему усвоил(а) хорошо и  могу объяснить другому.

Жёлтое яблоко-    Я    эту тему усвоил(а)  хорошо, но  объяснить не смогу.  

Зелёное яблоко-    Нужно подтянуться

Как усвоили тему?.....

Спасибо ребята за урок. Мне было приятно работать вместе с вами. Спасибо за поддержку.

Организация рабочего места, настрой на работу.

Работа с электронным ресурсом

Запись в тетрадь слов с проверяемой безударной гласной.

Чтение по очереди записанных слов. Подбор проверочных слов.

Ответы детей.

Учащиеся формулируют тему урока и цели

Повторение изученного

Ответы детей

Просмотр электронного ресурса для проверки

Запись предложения в тетрадь повторение алгоритма как определить части речи

Работа в малой группе, по карточкам

Самооценка

Оценка действий партнёра

Ответы детей

Самооценка

Взаимодействие в малой группе

Формулировка определений

Дети прикрепляют яблоки на плакат

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Организация рабочего места. (Регулятивные УУД)

Использование приема здоровьесберегающей технологии

Цель: формирование умения правильного письма. Осуществление анализа. (Познавательные УУД)

Контроль и оценка своей деятельности.

(Регулятивные УУД)

Цель: учить формулированию темы и цели урока. (Регулятивные УУД)

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

приходить к общему решению

(Коммуникативные УУД) 

Цель:

актуализация полученных знаний на предыдущих уроках

(Познавательные и регулятивные УУД)

Применение знаний на практике

 (Познавательные и регулятивные УУД)

Использование приема здоровьесберегающей технологии

Работа в парах

Самооценка

(личностные УУД)

Коммуникативные УУД

Определение степени  успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

(Регулятивные УУД)

Применение знаний на практике

(Познавательные и регулятивные УУД),

высказывание и обоснование своей точки зрения (Коммуникативные УУД)

Контроль и оценка своей деятельности

(Регулятивные УУД)

Применение знаний на практике

(Познавательные и регулятивные УУД),

Корректировка своей деятельности

 (Регулятивные УУД)

Построение рассуждений, оформление своих мыслей      (Познавательные, коммуникативные УУД)

Практическая направленность учебной деятельности.

(Познавательные и регулятивные УУД),

Анализ и оценка учащимися собственной деятельности.

(Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс  «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, «Повторение. Что обозначает глагол?», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глагола, как части речи.Задачи урокаДидактические:учить распознавать глагол с...