Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Сайганова Галина Анатольевна

Методическая разработка по русскому языку 2 класс. Тема "Имя существительное" УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         2-Гавриловская  средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

по русскому языку

во 2 классе

Тема: «Имя существительное»

                                                               Разработал: учитель начальных классов

                                                                 Сайганова Галина Анатольевна

2022 г.

Цель: - закрепить знания об имени существительном;

              - создать условия для закрепления умений решать орфографические    задачи в корне  слов;

        - развивать умения составлять предложения по данным словам;

        - развитие интереса к урокам русского языка.

Формулируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                 1. Положительное отношение к учению, готовность преодолеть школьные затруднения.                                                                                                                        2. Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение, понимание его богатства, желание им умело пользоваться.                                                                3. Развитие эстетических чувств: чувство точного, яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму.

Регулятивные:                                                                                                               1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.                                                         2. Действовать по плану и планировать свои действия.                                   3. Контролировать процесс и оценивать результаты.

Познавательные:                                                                                                                  1. Осознавать познавательную задачу.                                                                              2. Проводить анализ, классификацию слов по орфограммам.

Коммуникативные:                                                                                                   1. Умение  задавать  и отвечать на вопросы, поддерживать  беседу .                                                                                                        2. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.                                                                           3. Допускать возможность различных точек зрения, высказывать и аргументировать свою.

Ход урока

  1. Организационный момент                                                                          

Слайд 1.

- С добрым утром, начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Начинаем наш урок!

II. Актуализация опорных знаний.

  1. - Запишите число и слова «Классная работа» в тетрадях.
  2. Праздник «День космонавтики».

- Ребята, 12 апреля наша страна  отмечает праздник.

- Кто из вас знает, как он называется?

- Что произошло в этот день?

Слайд 2.

- 12 апреля 1961 года (61 год назад) Юрий Алексеевич Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих людей, полетел в космос. Во время полета он облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на землю.

Слайд 3.

- Как называется наша планета?

- Какой спутник есть у Земли?

- Мы сегодня отправимся в путешествие с героем мультфильма, который родился на Луне и потом оказался на нашей планете. Как его зовут?

Слайд 4.    

 Слайд 5.

- Лунтик очень любит путешествовать и сегодня он оказался на незнакомой планете.

3. Минутка чистописания.                                                              

Слайд 6.                                                                                                                                                                             

- Первое, что увидел Лунтик – это река Чистописания. Давайте поможем ему перебраться на другой берег. Для этого чисто и красиво напишем сочетания: оро    оло                                                                                                     

- Не забудьте про правильную посадку и положение тетради, соблюдайте соединения букв.                                                                               

4. Словарная работа.

Слайд 7.                                                                                                                                                                                      

- На другом берегу реки Лунтик нашёл сундук с загадками. Давайте поможем ему отгадать загадки, а отгадки запишем через запятую. Очень важно написать слова без ошибок. (1 ученик у доски.)

Учитель:                                                                                                                                                

Сильная, большая птица  

Даже кошки не боится!                                                                                          

Очень важная персона -                                                                                                          

Чёрно-серая ... (Ворона)    

Возле дома, по дорожке,

Скачет собирая крошки.

друг синиц и голубей,

Серый, шустрый? (Воробей)

На жарком солнышке подсох.

И рвётся из стручков... (Горох)

Куда бежит - сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнётся у порога,

Что это? (Дорога)

Я на поле и в хлеву

Ем и сено, и траву.

И жую, жую, жую,

Молочко потом даю

Маме, папе и ребенку.

А зовут меня Буренка. (Корова)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Все его зимой боятся -

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (мороз)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

Белобокая...(сорока)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился...(соловей!)

  Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко - и в срок

Получили мы... (творог).

- Проверим работу у доски и себя.

- Подчеркните в словах сочетания –оро- и –оло-.

-Молодцы! Помогли Лунтику отгадать загадки и повторили словарные слова.

- А сейчас давайте познакомимся с новым словарным словом.  Откройте учебники на с. 90.

Слайд 8.

- Это слово корзи́на — плетёное изделие, для хранения и переноски вещей. Корзины плетут из берёсты, прутиков ивы.

- Какая орфограмма в этом слове?

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Составьте предложение с этим словом.

III. Тема и цель урока.

- Ребята, а теперь давайте поможем Лунтику узнать, как называется планета, на которую он попал. Для этого посмотрите на слова, которые мы записали и скажите, к какой части речи они относятся?

Слайд 9.

- Правильно! Планета, на которой оказался Лунтик называется «Имя существительное». А у нас так называется тема урока.

     - Эта тема новая для вас или уже знакомая? (Знакомая).

Слайд 10.

- Поставьте цель нашего урока, используя слова:

       Закрепим…           Вспомним…         Повторим…

  IV. Закрепление и обобщение знаний.

 - Чтобы Лунтик мог жить на этой планете, ему нужен дом.

- Мы с вами познакомим его с Именем существительным и поможем построить дом.

Слайд 11.

- У каждого дома есть фундамент – это основание любого строения, служащее опорой для стен здания.

 1. Что обозначает имя существительное?

- Чтобы заложить фундамент дома для Лунтика, нужно вспомнить,

Что обозначают имена существительные?

 - Правильно, предметы. Фундамент дома готов.

Слайд 12.

2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

     - Чтобы построить 1 этаж, давайте вспомним, на какие вопросы отвечают имена существительные?

     - Правильно, «кто? и что?».

Физминутка.

      - Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.

Дом, красивый, мальчик, играет, школа,  добрый, учитель, пишет, ученик, кошка, окно, поёт, девочка.

3. Одушевлённые и  неодушевлённые имена существительные                                    - Какие существительные отвечают на вопрос кто?  (Одушевлённые)                      - Кого называют одушевлённые имена существительные?                                                                                                                                                       - Какие существительные отвечают на вопрос что?  (Неодушевлённые)                                                    - Что называют неодушевлённые имена существительные? (Неживые предметы)                                                                                                                        Слайд 13.  Выборочное списывание.                                                                                                         

Выполним работу по Карточке №1: море, люди, письмо, слова, река, поэт, моряк, берёза, тигр, рыба, трава, медведь, труд, товарищ.

 - I вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос кто?

 - II вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос что?

Проверка: (по тетрадям 2-х учеников с 1 и 2 вариантов).

Игра «Преврати неодушевлённое имя существительное в однокоренное одушевлённое».                                                                                                                  Лес - ….(лесник), сад - ….(садовник), трактор - … (тракторист), пианино - …(пианист), двор - …(дворник).

Слайд 14.

- Молодцы! Помогли Лунтику построить 1 этаж дома.

4. Собственные и нарицательные имена существительные                          Слайд 15.

    космонавт                          «Восход»

спутник                              Земля

ракета                                 Юрий Алексеевич Гагарин

планета                               Луна                                                                                        

- Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих группах слов?              - 1 столбик – нарицательные им.сущ., 2 ст. – собственные.

- Что относится к собственным именам существительным?

- Как пишутся имена собственные?

- Подберите к каждому нарицательному имени существительному имя собственное.

- Запишите в тетрадь фамилию, имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич Гагарин)

- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Слайд 16.                                                                                                                             

Выполним работу по Карточке  №2. Работаем в паре. «Найдите и исправьте ошибки»

Псу шарику подарили шарик.

Котёнок пушок поймал пушок.

Жеребёнок ветер мчался, как ветер.

- Проверьте свою работу по эталону.

Слайд 17.  (с правильным написанием).

- Самостоятельная работа. Напишите слова через запятую.

Букварь. Наташа. Сад. Рязанов. Собака. Петрович. Серёжа. Мальчик.

Проверка (по тетради 1 ученика).

Слайд 18.

- Молодцы! Помогли построить Лунтику 2 этаж.

5. Форма единственного и множественного числа.                                                                                            

   - А чтобы закончить строительство дома, нужно вспомнить, в форме какого числа могут употребляться имена существительные?

   - Как определить число у имен существительных?

Слайд 19.

      - Выполним задание в РТ с.34 упр.158. Прочитайте задание.

     - Прочитаем текст (хорошо читающие дети читают вслух).

     - Как можно озаглавить текст? (Животные степи.)

     -Выполним следующее задание: выписать выделенные имена существительные и в скобках указать их число.

V. Итог урока

Слайд 20.

- Молодцы! Помогли Лунтику построить дом. Давайте посмотрим на него и вспомним, над чем мы сегодня работали на уроке.

- Прочитаем правило в учебнике на с.90.

VI. Домашнее задание.

У вас будет домашнее задание: выучить правило и словарное слово на с.90, выполнить упр.160 в РТ.

Слайд 21.

- Какую работу мы сегодня выполнили на уроке?                                           

Закрепили...                  Вспомнили…                Повторили…                                                                                                                                                                                          

VII. Рефлексия.   

Слайд 22.

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат кружочки красного, зелёного, синего и оранжевого цвета.  Если урок был полезен и всё понятно, то берём красный кружок, если лишь кое-что было чуть-чуть неясно, то берём зелёный  кружок, если у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий и вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой, возьмите синий кружок, если для вас задания были  сложными  и тема урока показалась трудной, то возьмите оранжевый кружок.

Мы видим только красные и зелёные кружочки – это значит, что материал урока усвоен.                                                                                                        

Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я хочу вам сказать: "Урок наш окончен и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За вашу работу я хочу выставить следующие отметки:...                                   Спасибо вам большое за урок!

Слайд Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...